Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - установить необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, основываясь на особенностях внешних торговых связей в России и перспективах регулирования внешней торговли страны ввиду вступления в ВТО. Для этого необходимо исследовать общие вопросы внешней торговли и общие принципы ВТО по её регулированию. Также задача этой работы - исследовать возможные последствия вступления России в ВТО в настоящий момент, то есть в период экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
1. Внешняя торговля 4
1.1 Теория международной торговли 4
1.2 Меры регулирования торговой политики 10
2. Место России в международной торговле 18
2.1 Особенности внешних торговых связей в России 18
2.2 Перспективы регулирования внешних торговых связей ввиду вступления в ВТО 22
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Перспективы вступления в ВТО в современных условиях.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Несмотря на все это, аналитики ожидают дальнейшего роста протекционистских настроений и возведения заградительных барьеров для иностранных товаров. Этого от властей своих стран требует все больше граждан, оставшихся без работы или потерявших значительную часть своих заработков. За последние недели крупномасштабные акции протеста с требованием сохранить производства и создать новые рабочие места прошли в Греции, Франции, Великобритании, России и других странах. В соседней Украине митинги и марши вообще стали повседневным явлением.

     В мировой торговле всегда существовало противоборство двух теорий – протекционизма и либерализма. Многолетний опыт показал, что либерализация ведет к снижению рисков и себестоимости торговых операций, способствует более динамичному экономическому прогрессу всех вовлеченных в процесс товарообмена сторон. Именно поэтом в рамках ВТО принимается все больше мер, стимулирующих либерализацию торговли товарами и услугами. Протекционистские меры могут быть эффективными и необходимыми, но только для отдельных рынков и в случае применения в течение ограниченного периода времени. Правила ВТО позволяют прибегать к ним в рамках антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, которые вводятся только после тщательного расследования и наличия весомых аргументов в пользу применения именно таких механизмов стимулирования экономики.

     Меры протекционизма и неправомерных барьеров в торговле разнообразны. Но все в конечном итоге направлены на поддержку местных производителей в ущерб зарубежным конкурентам. Уместно напомнить, что очередной раунд переговоров в рамках ВТО, который начался еще в 2001 году в Дохе, так и не завершен. Основной спор ведется как раз между относительно небольшой группой высокоразвитых государств и значительно более многочисленным сообществом развивающихся государств во главе с Индией, Бразилией и Австралией (всего 77 членов ВТО, включая Молдову). Первые настаивают на унификации тарифов и снижении почти до нулевой величины пошлин для импорта промышленной продукции и незначительных тарифах на поставки сельскохозяйственной продукции, но с сохранением возможности серьезных субвенций. Вторые занимают противоположную позицию: импортные пошлины сохранить и сделать их дифференцированными в зависимости от уровня развития страны, от субвенций полностью отказаться, так как неразвитые страны не могут их себе позволить. В конечном счете, речь идет о сохранении протекционистского подхода, но каждая из сторон видит для себя поле для маневра в разных плоскостях.

     Чаще всего протекционизм пытаются оправдать экономической и политической необходимостью именно в данный момент, а также убеждением, что это «временно и далеко не зайдет». Хотя история говорит об обратном. Как известно, «великая депрессия» была порождена не ипотечным или финансовым кризисом, как сейчас, а резким повышением Соединенными Штатами таможенных пошлин на импорт. Это не стало стимулирующим фактором для национальной экономики, как предполагали, а усугубило экономические проблемы и распространило их и на другие страны. Авторы той идеи, американские конгрессмены Рид Смут и Уиллис Хоул, в качестве главных аргументов для повышения тарифов приводили их временный характер и то, что контроль законодателей не позволит процессу «далеко зайти». 
 

МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

      2.1. Особенности внешних  торговых связей  в России

     Внешняя торговля большинства стран мира, в том числе и России, развивается под влиянием общемировых экономических тенденций. Происходящие в современном мировом хозяйстве экономические процессы носят противоречивый характер и могут быть рассмотрены с двух сторон. По отношению к внешней торговле положительно могут рассматриваться - объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация мировой экономики. Отрицательная сторона этих процессов может проявиться в усилении регионализации, социально-экономической дифференциации стран, сепаратизме, протекционизме.

     Значение внешней торговли для  экономики России за последние  несколько лет существенно возросло. С развитием средств транспорта  и связи происходит ее либерализация,  выражающаяся, прежде всего, в  уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Это позволило крупнейшим мировым производителям войти на национальный рынок РФ, эффективно размещать и регулировать свои производства внутри страны. В то же время потребители РФ получают возможность покупать товары и услуги без посредников, даже в других странах мира (например, через сеть Интернет).  

Рис.1. Товарная структура экспорта и импорта РФ (в процентах)

Экспорт за 2007 год (слева) и за 2008 год (справа)

Импорт за 2007 год (слева) и 2008 год (справа) 

        
 
 
 
 
 
 

     Как видно по данным рис. 1 в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, основную часть которых составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ) – 64,8% в 2007 г., 65,7% в 2008 г. основная доля импорта формируется за счет закупок машин, оборудования и транспортных средств – 44% в 2007 г., 47,7 % в 2008 г. Данные тенденции имеют место и в настоящее время - в товарной структуре экспорта преобладают топливно-энергетические ресурсы. Ведущее место в импорте также занимают машины, оборудование и транспортные средства - 49,8%.

     Основными внешнеторговыми партнерами  России из стран СНГ остаются  Украина, Белоруссия, Казахстан.

     Россия становится участником  происходящих процессов универсализации,  унификации, стандартизации, которые распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге ведет к формированию единой экономической зоны, единого правового и культурно-информационного поля мирового хозяйства.

     Однако, с другой стороны, эти,  безусловно, позитивные сдвиги сопровождаются  массой негативных последствий,  которые ставят под сомнение  саму возможность и целесообразность  дальнейшего развития в том  же направлении. Оказывается, что либерализация внешней торговли для России несет, скорее, отрицательные результаты в виде изъятия свободных финансовых ресурсов, деградации производств, снижения эффективности экономики, развития экспортно-ориентированной стратегии развития, предполагающей торговлю сырьем, экспорт природных ресурсов (нефти, газа и других).

     Поэтому возникают и укрепляются  противоположные тенденции, направленные  в конечном итоге на то, чтобы  ограничить влияние международных  связей и внешней торговли России на экономическое развитие стран, сгладить негативные последствия, выражающиеся, прежде всего, в перераспределении добавленной стоимости в пользу развитых стран с технологически продвинутой структурой экспорта.

     Важнейшими  задачами российской экономики на современном этапе развития являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза из страны капитала, предотвращение спекулятивных атак, дестабилизирующих национальную валюту, расширение использования рубля в международных расчетах.

     В соответствии с этими задачами применительно  к торговой подсистеме внешнеэкономической деятельности представляется необходимым:

     1) Ввести защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифных мер, предусмотренных российским законодательством и допускаемых правилами НТО;

     2) Скорректировать импортный тариф на готовые изделия с учетом возможностей импортозамещения для повышения степени загрузки отечественных производственных мощностей и создании благоприятных предпосылок освоения производств современного и нового технологических укладов;

     3) Снизить импортный тариф на комплектующие изделия и технологическое оборудование, не производимые в России и, вместе с тем, критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

     4) Прекратить предоставление льгот по уплате импортных пошлин (в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, а также для отдельных предприятий и проектов);

     5) Организовать стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе посредством резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

     6) Ужесточить контроль качества импортируемых товаров, исключить делегирование контрольных функций иностранным организациям;

     7) Ограничить импорт услуг, ущемляющий интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительный к требованиям безопасности потребителей;

             8) Добиться полноценного функционирования  таможенного союза и Зоны свободной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Перспективы регулирования  внешних торговых  связей России  ввиду вступления  в ВТО

     Логическим продолжение российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

     В этой связи представляется необходимым ответить на ряд важнейших вопросов. Каковы основные причины, побуждающие Россию к присоединению к ВТО? К каким негативным последствиям приведет участие нашей страны в данной международной экономической организации? Какие отрасли российской экономики и в каком объеме выиграют от предполагаемого снижения тарифных и нетарифных барьеров на внешних рынках, а какие сектора понесут естественные потери и в каких размерах в результате возросшей конкуренции на внутреннем рынке?

     Важнейшей причиной, побудившей  Россию к присоединению к ВТО,  является ее желание стать,  наконец, равноправным торговым  партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

     В 1993 году Россия обратилась  с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. 
     После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО. 
     На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Информация о работе Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях