Предпринимательство как форма рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать значение и содержание предпринимательства. Поставленная цель решается через следующие задачи:
1. определить понятие предпринимательства;
2. раскрыть главные принципы и функции предпринимательства;
3. рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития предпринимательства.
4. в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Теоретическое представление предпринимательства как формы рыночных отношений
1.1. Понятие предпринимательства и его макросреда. 4
1.2. Предпринимательство как явление и процесс. Принципы предпринимательства. 8
1.3. Функции предпринимательства. 12
1.4. Основные формы организации предпринимательства. Рынок – среда существования предпринимателей. 15

Глава 2. Анализ предпринимательства как формы рыночных отношений в России
2.1. Основные принципы рыночного саморегулирования организации……..19
2.2. Российское предпринимательство: факторы и направления формирования и развития…………………………………………...…..26
2.3. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике РФ…...……32

Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая.docx

— 399.99 Кб (Скачать)

     Следующий блок принципов рыночного саморегулирования  организации в  предлагаемой нами системе принципов представлен  принципами экономического обоснования  саморегулирования организации. Базовым  принципом в этом случае, на наш  взгляд, выступает принцип эффективной  рыночной классификации, согласно которому каждый инструмент экономической политики должен быть максимально задействован для решения тех задач макроэкономической адаптации, где его использование  наиболее эффективно.

     С учетом его действия в числе принципов  экономического обоснования принимаемых  решений можно выделить:

  • учет фактора времени;
  • учет затрат и результатов
  • использование системного и комплексного подходов к принятию решений;
  • обеспечение альтернативности выбора и многовариантности принимаемых решений;
  • обеспечение сопоставимости вариантов решений по исходной

     информации;

  • учет фактора неопределенности и риска.

     К числу общих принципов планирования деятельности относим

следующие:

     - ранжирование объектов по их  важности;

     - вариантность плана и его сбалансированность;

     -  преемственность уровней планирования  во времени;

     - учет социального фактора при  планировании хозяйственной деятельности;

     - автоматизация и компьютеризация  системы планирования;

     -экономическая  обоснованность плановых показателей,  научная обоснованность планирования;

     -обеспечение  адаптивности планирования, гибкости  изменения, адекватной рыночной  ситуации.[1](c87) 

     2.2. Российское предпринимательство:  факторы и направления  формирования и  развития. 

     Важным  фактором устойчивого и постоянного  экономического развития, достижения нормального уровня жизни населения  является формирование современного цивилизованного  предпринимательства во всех сферах и отраслях экономики и по всей территории Российской Федерации.

     Предпринимательский ресурс - стратегический внутренний источник и средство развития современной  рыночной экономики предпринимательского типа, средство эффективного использования  разных видов ресурсов (природных, трудовых, капитала и т.д.). Учитываю исключительную его роль, правительства разных стран  заботятся о его развитии и  эффективном использовании, активно  взаимодействуя с предпринимательскими структурами, способствующие  обеспечению  роста производительности труда  и устойчивой конкурентоспособности национальной экономики. Для того чтобы предпринимательство стало реальным ресурсом, необходимо правильно осознавать экономическую сущность и содержание предпринимательства.

     Предпринимательство - основной вид деятельности в рыночных условиях , и роль его неизмеримо возрастает, т.е. в настоящее время  содержательная сторона предпринимательства  рассматривается в комбинировании факторов производства с целью их наиболее эффективного использования. Предпринимательство пронизывает все сферы экономики, охватывает все общественное производство, отсюда предпринимательство нужно разделять на виды по принципу принадлежности к разным сферам и отраслям экономики. В разных областях экономики предпринимательство различается по форме, по содержанию операций и способам их осуществления, поэтому каждый вид имеет свою специфику, следовательно, технологию.[11](c65)

     Предпринимательство является открытой системой, характеризующейся  постоянным воздействием с внешней  и внутренней средой. Поэтому чтобы  обеспечить развитие предпринимательства , необходимо четко представлять факторы, детерминирующие формирование, функционирование и развитие предпринимательской  среды.

     К экзогенным факторам предпринимательства можно отнести:

     - экономические,

     - технологические,

     - социокультурные,

     - политико-правовые,

     - природные и демографические,

     - институциональные.

     К эндогенным факторам относятся:

     - наличие или возможность предпринимательских  ресурсов;

        -психологические (мотивация, установки,  профессиональные отношения и  пр.)

     - отношения партнеров и собственников  в рамках единого дела.

     Рассмотрим  более детально экзогенные факторы, так как именно они

влияют  на входные барьеры в отраслевой бизнес и деловые риски, а в  конечном

итоге и на предпринимательскую инициативу.

     К экономическим факторам относятся:

     - масштаб рынков и уровень их  развития;

     - величина и распределение доходов  населения и пр.

     На  данный момент сложилась неэффективная  структура экономики, где преобладает  производство товаров с низкой добавленной  стоимостью и оказание нерыночных услуг. Производительность труда остается низкой во всех отраслях экономики, энергоемкость  продукции высокая. Создает серьезные  препятствия для экономического роста производственная инфраструктура, так как уже морально устарела.

     Технологические факторы включают уровень развития национальной науки, техники и технологий. Оценки наличия в разных странах прорывных технологий будущего показали, что мировое разделение труда продолжает концентрироваться в 5-6 странах. В России имеется 7-8 технологий, способных вывести ее в разряд передовых стран мира. Среди них разработки в области атомной энергетики, композитных материалов, биотехнологий и ряд других. Естественно, что эти направления должны получать всемерную поддержку со стороны государства.

     Социокультурные факторы включают морально-этические нормы в обществе, уровень общего и профессионального образования, а также профессионально-классификационную структуру рабочей силы, наконец, культурные традиции общества. Квалификационно-образовательный уровень предпринимателей оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность предпринимательской структуры, ее финансовую устойчивость и стабильное положение на занимаемом сегменте рынка.

     Политические  и правовые факторы определяют стабильность отношения

общества  и государства, механизмы государственного управления и процедуры принятия общественно важных решений и  т. п. Влияние государства на рыночные процессы чрезвычайно важно для  создания и поддержания

благоприятной среды предпринимательства, так  как государство является важным посредником между хозяйствующими субъектами, обеспечивая им необходимую политико-правовую рыночную среду.

     Природные факторы включают природно-климатические условия, запасы полезных ископаемых и энергоносителей, землю, воду, их качество и т. д. Использованием природных ресурсов предпринимателями только с целью достижения максимальной прибыли может привести к истощению и ухудшению качества основных природных ресурсов. Поэтому хозяйственная деятельность предпринимателей в направлении использования объектов окружающей среды должна быть ограничена.

     Институциональные факторы характеризуют степень развитости инфраструктуры рынка- банковской системы, системы страхования, распределительной системы (фондовой биржи для перемещения капиталов и товарных бирж оптовой торговлей продукцией, сырьем, материалами), системы рыночных посредников и т. д. Уровень развития фондового рынка и банковского сектора пока не позволяют оперативно решать задачи мобилизации сбережений и трансформации их в инвестиции. Российский страховой рынок почти все время своего существования находился в тени, казалось бы, более значимых для национальной экономики отраслей: ТЭК, черной и цветной металлургии, розничной торговли, банковского сектора. [9, c 36]

     Создание  в России в течение последних  лет частных страховых организаций, принятие специальных законов и  законодательных актов привело  к тому, что по данным Федеральной  службы страхового надзора за 9 месяцев 2007 года , страховыми компаниями было собрано 563, 5 млрд. руб. премии, что на 24% больше, чем за аналогичный период в предыдущем году. Таким образом, степень влияния  различных факторов на предпринимательство  и его

наиболее  значимых проблем показывает, что  экзогенные факторы сдерживают активность потенциальных и развитие функционирующих  предпринимателей.

     Выделяем  следующие направления стимулирования и совершенствования предпринимательства, основанные на факторах предпринимательства, так как они объективно влияют на процесс развития и характеризуют  его качество.[8, c 70]

     Направление совершенствования  экономических факторов. Важным аспектом совершенствования налоговой системы является сохранение действующих налоговых льгот, а также их расширение, особенно для инновационных предприятий. Этим предприятиям должны предоставляться беспроцентные кредиты, а также безвозмездные субсидии на безвозвратной и бесплатной основе на внедрение приоритетных научно-технических разработок.

     Денежно-кредитная  политика, проводимая государством, должна обеспечивать низкие темпы инфляции, плавную динамику обменного курса  рубля,уровень процентных ставок, обеспечивать необходимую доступность кредитных  ресурсов для всех экономических  агентов.

     Направление развития технологических  факторов. В условиях инвестиционного кризиса и крайне ограниченных возможностей государственного бюджета необходимо максимально мобилизовать все резервы перехода малых предприятий к инновационному воспроизводству:

     - налоговое и кредитное стимулирование,

     - ускоренную амортизацию,

     - систему лизинга машин и оборудования.

     Направления совершенствования  социокультурных  факторов. Для поддержки предпринимателей необходимо создавать ассоциации, объединяющие предпринимателей, они могут улучшить взаимодействие предпринимателей и органов власти. Ассоциации образуются в целях координации предпринимательской деятельности их членов, а также представлении и защиты общих имущественных интересов. Необходимо

установление  долгосрочного и постоянного  взаимодействия образовательных

учреждений  и предпринимательских организаций  с помощью развития принципа непрерывного образования.

     Направления совершенствования  политико-правовых факторов. В процессе осуществления предпринимательской деятельности можно выделить несколько способов поддержки предпринимателей со стороны органов власти:

  1. Компенсация процентной ставки по кредитам.
  2. Предоставление инвестиционного налогового кредита.
  3. Предоставление государственного и муниципального обеспечения по обязательствам хозяйствующих субъектов за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно распространенным способом обеспечения исполнения обязательства является поручительство (государственная и муниципальная гарантия).
  4. Участие хозяйствующих субъектов в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

     Направления совершенствования  природных факторов. Рыночная система самостоятельно не справится с системой эффективного ресурсосбережения. Поэтому органы государственной власти должны вмешаться в этот процесс по средствам эффективных рычагов, таких как система экологических платежей.

Информация о работе Предпринимательство как форма рыночных отношений