Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание работы

.Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория, ответы.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

23. Ценовая эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность  спроса.

 
Ценовая эластичность спроса - степень  процентного изменения возможного количества приобретенного товара в  зависимости от изменения его  цены на 1%. 
 
Показатель количества товара изменяется в рамках общей закономерности следующим образом: рост цены ведет к его уменьшению и, соответственно, наоборот (закон спроса).  
 
Закон спроса отражает только определенную общую тенденцию. Он является первым ориентиром, своеобразным общим правилом. Так, нетрудно догадаться, что не каждое изменение цены (в данном случае не играет никакой роли - повышение или снижение) будет сопровождаться изменением в количестве покупаемой продукции.  
 
Таким образом, в вопросе чувствительности потребителя к цене есть как минимум два важных аспекта: первый - определение ценовых интервалов, в рамках которых потребитель не реагирует на изменение цены ("не чувствительны" ценовые интервалы), второй - определение силы реакции потребителя на изменение цены на " чувствительных "отрезках кривой спроса. Вопросы не простые сами по себе, а кроме того ситуация на рынке постоянно меняется, что необходимо также учитывать.  
 
Показатель ценовой эластичности спроса (Эй) определяется по формуле и может иметь следующие диапазоны значений:  
 
- Е> 1 - спрос является относительно эластичным, потребитель чутко реагирует на изменение цены, сила его количественной реакции является большей чем изменение уровня цены. Так, если изменение Р равно 20, а изменение Я 25, то Е = 1,25, что означает: при изменении Р на 1%, Q изменяется на 1,25%; 
 
- Е <1 - спрос является относительно не эластичным, потребитель реагирует на изменение цены, но не сильно. Изменение цены в этом случае является большей, чем изменение величины. Например, изменение Р = 5%, а изменение Q = 2%, то Е - 0,4, что означает: при изменении Р на 1% Q изменяется на 0,4%; 
 
- Е = 1 - спрос с единичной эластичностью. Реакция потребителя является абсолютно симметричной, изменение Q равна изменению Р. Если изобразить график такого спроса, то это будет линия отклонения от горизонтали или вертикали под углом 45 градусов.  
 
Кроме того, на практике наблюдаются ситуации, которые существенно отличаются от того, что представлено в общетеоретических представлениях о спросе. Один из примеров такой ситуации - график спроса на престижные товары. Он имеет форму растущего месяца. До определенного уровня цены - Р, то есть на интервале Р 0 -Р 1 , (и растет только от повышения цены, то есть вопреки общей теории спроса. В сознании субъектов такого спроса уровень цен на такие товары - один из критериев (показателей) их престижности. Цена низкая - "товар не может быть престижным", цена высокая - "товар - престижный", то есть такое, приобретение которого, по мнению потребителя, подтвердит тот социальный статус, которому хотел бы отвечать такой потребитель.  
 
На степень ценовой эластичности спроса влияет ряд факторов:  
 
1. Наличие товаров-заменителей, их доступность. Так, спрос на газеты является в целом достаточно эластичным, потому что потребитель имеет выбор не только непосредственно среди газет, но и может использовать такой мощный информационный канал, как Интернет. Санаторий "Жемчужина" (район "Ласточкиного гнезда") является прекрасным местом отдыха в Крыму, но спрос на его услуги является эластичным, так как рядом находятся "альтернативные" санатории и пансионаты - "Днепр", "Парус" и др..  
 
Многие туристов и отдыхающих в Крыму проявляют желание подняться на Ай-Петри и полюбоваться великолепными крымскими пейзажами. Для этого они могут воспользоваться автомобильным транспортом, канатной дорогой или попытаться совершить подъем пешком. То есть альтернативы есть. Но будет рассматриваться автомобиль или микроавтобус как примерно равноценный вариант горном подъемнике? Относительно, например, "Жемчужины" и "Днепра", наверное, так можно утверждать, хотя, безусловно, услуги этих санаториев, условия отдыха в них не идентичны. Относительно подъема на Ай-Петри, то здесь есть еще один важный нюанс: для многих туристов и отдыхающих значение имеет не только то, что они побывают на Ай-Петри, но и то, как они туда добрались. Канатная дорога с ее красотой и адреналином бы сливается с самим процессом пребывания на плато. То есть формируется определенная уникальность предложения, хотя и при наличии альтернатив. И в таком случае спрос на услуги канатного подъемника будет менее эластичным, чем, например, спрос на услуги санатория "Жемчужина". 
 
Если взять спрос домашних хозяйств на электроэнергию, то он будет не менее эластичным, так как вопрос заменителя света е еще острее (свеча может рассматриваться как заменитель света, но как быть с источником энергии для бытовой техники, к которой мы уже так привыкли?). Уникальные препараты, такие, что очень важны для жизни человека, будут характеризоваться еще меньшим уровнем эластичности спроса.  
 
2. Доля стоимости товара в доходах потребителя. Чем она является больше, тем более эластичным будет спрос на товар, и наоборот. Высокая цена определенного товара создает значительную нагрузку на бюджет потребителя. Приобретение товара по такой цене может привести к необходимости ограничений потребления по другим направлениям (статьям) расходов. Поэтому потребитель становится чувствительным к изменениям цен на те товары, стоимость которых является значительной для его бюджета. Если продавец жевательной резинки изменит цену с 1 до 1,2 руб. (рост на 20%), вряд ли это вызовет обеспокоенность у покупателей и изменения в объемах потребления. Но если на 20% изменится цена на автомобиль какой-то марки (например, с 10 000 евро до 12 000 евро), то реакция у потребителей может быть совсем другой.  
 
3. Степень важности товара для потребителя. Можно предположить, что существует некая общая закономерность чувствительности человека: чем важнее для нее какое-то событие, явление, общение, тем чувствительнее она ее воспринимает и реагирует на нее. Наверное, это является закономерностью человеческой психики. Другой вопрос, как мы ранжирует события, т.е. определяем их значение для себя. Это уже является индивидуальным.  
 
В экономической жизни ранжировать значения товаров несколько проще. Кто будет противоречить, что мать воду или электроэнергию в квартире является менее важным, чем посещение концерта поп-исполнителей или кафе? Многие люди также не будут отрицать то, что получение высшего образования является более важным, чем обучение на курсах экстрасенсов. Поэтому ценовая эластичность спроса уменьшается за более высокого жизненного ранга товара, а за его снижение - уменьшается. Ценовая эластичность спроса на услуги так называемых маршрутных такси значительно меньше по сравнению с такими товарами как еженедельные газеты с программой телевидения или газеты на спортивную тематику.  
 
Таким образом, потребитель проявляет чувствительность к ценам, их изменений. Это является естественным, поскольку потребитель имеет бюджетные ограничения (лимит денежных ресурсов). Кроме того, потребители сознательно или подсознательно сопоставляют цену и потребительские выгоды, которые может дать товар. Поэтому даже ценовая доступность товара с точки зрения доходов потребителя может стать не окончательным аргументом в пользу его приобретения. Например, повышение цены парикмахером на свои услуги может иметь следствием уменьшения в него клиентов: часть клиентов сделает вывод о несоответствии нового соотношения между ценой услуги и ее качеством. Поэтому вопрос учета цен, чувствительности потребителя, ценовой эластичности спроса является не второстепенным, а существенным и требует квалифицированного анализа и соответствующих решений.

24. Ценовая эластичность предложения.  Факторы, влияющие на эластичность  предложения.

Ценовая  эластичность  предложения –  это  реакция  на изменение цены  со  стороны  производителей.

ЦЕНОВАЯ  ЭЛАСТИЧНОСТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает,  на  сколько  измениться  в  процентном  отношении  величина  предложения  при изменении цены товара (услуги) на 1%.


 

  
Предложение  эластично,  если  при  изменении  цены  на 1%  его  объем изменится более чем 1%.

Например,  если при повышении цены на мороженое на 10% величина предложения его вырастет на 15% или, наоборот, при снижении цены на него на 20% объем предложения сократится на 27%, следует  заключить, что предложение мороженого эластично по цене.

Предложение неэластично, если при изменении цены товара на 1% объем его предложения изменится менее чем на 1%.

Например,  если  цена  на  нефть  вырастет  на 40%,  а  объем  предложения увеличится на 32%, или при снижении цены на 30% объем поставок уменьшится на 27%, это свидетельствует, что предложение нефти неэластично.

Коэффициент  ценовой  эластичности  предложения  рассчитывается аналогично  тому,  как  рассчитывается  коэффициент  эластичности  спроса  по цене:

 
                                 
где    Eps  —    коэффициент    ценовой    эластичности    предложения;  ∆Q  — изменение объема предложения; ∆Р — изменение цены.

Например,  при  изменении  цены  на  тюльпаны  с 0,7  до 1,2  гульденов  за штуку величина их предложения увеличилась с 200 тысяч шт. до 280 тысяч шт. Эластично или неэластично по цене предложение тюльпанов?

Рассчитаем коэффициент  эластичности:

 
 
Предложение тюльпанов неэластично  по цене.

Рассчитывая  коэффициент  ценовой  эластичности  предложения,  обратите внимание на то, что он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость.  По этой же причине цена и объем выручки изменяются в одном и том же направлении.

От  чего  же  зависит  степень  реагирования  величины  предложения  на цену?  
  
Фактор времени  
  
Прежде  всего,  основную  роль  здесь  играет  фактор  времени.  Если  при изменении  цены  спрос  может  отреагировать  мгновенно,  то  в  случае  с предложением мгновенная реакция, как правило, исключается. Дело в том, что для изменения  предложения  необходимо  осуществить  ряд  преобразований  в  производстве.  Одни  из  них  могут  быть  проведены  быстро,  а  для  других  нужны месяцы или даже годы.

В  связи  с  этим  при  анализе  эластичности  предложения  выделяют  три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.  
  
Эластичность предложения в краткосрочном периоде  
  
Представьте себе, что из ближайшего агрообъединения привезли на рынок 6  тонн  зрелых  томатов.  Поскольку  томаты —  продукт  скоропортящийся, продавец  заинтересован  продать  их  как можно  быстрее. Допустим,  что  рыночная конъюнктура  сложилась  в  пользу  поставщика:  объем  спроса  на  томаты  высок, что при неизменном объеме предложения вызвало рост цен. Но в краткосрочном  
периоде  продавцы  не  в  состоянии  отреагировать  на  выросшие  цены увеличением объема предложения, и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на один килограмм больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене. Эту ситуацию можно проиллюстрировать с помощью графика (см. рис. 4-6).

 
  
Рисунок  показывает,  что  как  бы  ни  изменялась  цена,  объем предложения  остается  постоянным.  Поэтому  он  представляет  собой  линию, которая проходит перпендикулярно оси абсцисс.  
  
Эластичность предложения в среднесрочном периоде  
  
Теперь предположим, что уже на следующий день продавцы смогут хотя и незначительно,  но  отреагировать  на  возросший  спрос.  Например,  позвонят  на агрокомбинат и попросят привлечь дополнительных людей к уборке урожая, с тем, чтобы как можно скорее привезти на рынок еще 9 тонн томатов. Эти новые условия поставки товара на рынок можно представить в виде графика (см. рис. 4-7).

В  среднесрочном  периоде  кривая  предложения  имеет  некоторый  наклон, что  отражает  известную  реакцию  объема  предложения  на  изменение  цены. Теперь  повышение  цены  от  Р1]   до  Р привело  к  тому,  что  Q2 > Q1,   но степень  увеличения  объема  предложения  меньше  степени  роста  цены: отрезок Q2Q1 меньше отрезка P1P2 — предложение все еще  неэластично.  
  
Эластичность предложения в долгосрочном периоде  
  
Теперь  допустим,  что  у  производителей  и  поставщиков  товара   есть  уверенность,   что  спрос   и   в  будущем   останетсявысоким и будет расти. Но теперь они имеют возможность в течение года приспособиться к новому объему спроса  и  изменению  цен.  Например,  производители  томатов  увеличат  на будущий год площади земель, занятых под посадку томатов, используют более урожайные  их  сорта  и  т.д. Это  найдет  отражение  в новом положении  кривой предложения (см. рис. 4-8).

 
  
Рисунок  демонстрирует  кривую  эластичного  предложения,  т.  е.  степень изменения  объема  предложения  в  долгосрочном  периоде  выше,  чем  величины цены: отрезок Q2Q1 больше отрезка Р1Р2

Приведенные  примеры  показали,  что  эластичность  предложения  растет  по мере увеличения рассматриваемого периода времени.

С  учетом  значения  временного  фактора  при  анализе  степени  ценовой эластичности предложения можно выделить и еще ряд факторов, объясняющих различную степень эластичности предложения в том или ином случае.

1.  Наличие  или  отсутствие  резервов  производства.  Если  производственные мощности  загружены  не  полностью,  а  часть  рабочих  работает неполный  рабочий день,  у  предприятия  есть  возможность  достаточно  быстро  отреагировать  на повышение  цен  на  производимую  им  продукцию.  В  краткосрочном  периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же неиспользуемые мощности и  трудовые  ресурсы  отсутствуют,  то  понадобится  много  времени  для  того, чтобы   построить  новые  или  расширить  действующие  участки  производства, оснастить  их  дополнительным  оборудованием,  подготовить  дополнительную рабочую  силу.  В  этом  случае  предложение  в  краткосрочном  периоде  будет неэластичным.

2. На степень эластичности  предложения большое влияние  оказывают характер и  тип  производимого  товара  или  услуги.  Например,  возможность  значительного увеличения  предложения  натурального  каучука  связана  с  длительным  периодом выращивания  каучуконосных  деревьев,  поэтому  предложение  каучука  не  может быть  эластичным  на  протяжении  довольно  долгого  периода  времени.  Та  же особенность  характерна  и  при  возрастании  объема  спроса  и  цены  на  услуги архитекторов  в  условиях  строительного  бума.  Для  подготовки  хорошего специалиста  в  этой  области  понадобится  несколько  лет,  в  течение  которых предложение данной услуги будет неэластично   относительно   цены.

В  то  же  время  предложение  товаров,  объем  производства  которых может  быть  увеличен  на  уже  существующих  мощностях  при   сокращении  производства на них менее выгодных изделий, будет эластично. Например, на имеющихся  полиграфических   мощностях   можно  быстро  наладить производство  красочной   обертки  или  упаковки  для  многих  товаров,   что повысит конкурентоспособность упакованных в них товаров. Л Но это может произойти  в  ущерб  производству,  например, |школьных   учебников,  для  оплаты   производства  которых  у «государства  может  недоставать  нужного количества средств. «Предложение упаковки будет эластично.

  1. Предложение  товаров  эластично  в  том  случае,  когда  фирма имеет возможность  хранить  значительное  количество  запасов  готовой  продукции.  В этом  случае  фирма  сможет  быстро  реагировать  на  растущий  спрос  и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся  запасов. Если же  цены  снижаются,  то  величина  предложения может быть  быстро  и  значительно  сокращена  за  счет  увеличения  запасов  готовой продукции. Но в этом случае необходимо, чтобы это позволил характер продукции (например, хранение хлеба недопустимо,  так как он  зачерствеет). Кроме того, издержки хранения готовой продукции должны быть сравнительно невелики.

25. Перекрестная  эластичность. Эластичность по доходу.

Понятие   п е р е к р е с т н о й  э л а с т и ч н ос т и   с п р о с а  используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности— это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 
 

 

 

 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. сross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие  товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент  перекрестной эластичности будет иметь  положительное значение. Так, подорожание  сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский  хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет  иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент  перекрестной эластичности, который  в данном случае равен 1,8, можно сделать  вывод, что эти два вида хлеба  являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми  и соответственно как изменение  цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции  той же фирмы. Такие расчеты помогут  оценить решения по изменению  цен на выпускаемую продукцию.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению  дохода; отражает относительное изменение  спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

  • положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
  • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
  • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Ro

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"