Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическая теория как наука. Трактовки предмета экономической теории различными научными школами. 2
2. Основные методы, применяемые в экономических исследованиях. 3
3. Воспроизводство товаров и его фазы. Факторы производства. 5
4. Потребности: способы удовлетворения и классификация. Закон возвышения потребностей. 6
5. Экономические системы: типы, характеристика основных элементов. 8
6. Собственность: экономическая и юридическая трактовки. Реформирование отношений собственности в современной экономике России. 10
7. Понятие и основные черты переходной экономики. Основные задачи становления рыночной экономики в РФ.

Работа содержит 1 файл

Список_ответов_по_дисциплине_Экономика.doc

— 256.00 Кб (Скачать)
align="justify">     Субъектами  рынка выступают продавец, покупатель, посредник

     Каждый  участник (субъект) рынка, преследуя  свои цели, может поступать так, как  ему вздумается. Это не случайно, ибо свобода экономического поведения - принцип рыночной экономики. Однако свобода для одного может не только ущемлять права другого, но и причинять последнему вред. Это крайне важно, поскольку без выполнения этого условия невозможно само функционирование системы.

     Экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности. Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели, направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, как объективными условиями производства, так и мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

     Экономический интерес побуждает субъекта рынка  действовать, занимать определенное место в процессе общественного производства. Поэтому, исходя из правильного понимания экономического интереса каждого участника хозяйствования, можно объяснить многие их действия, задачи, выполняемые ими в экономической жизни общества, а также предупредить возможные негативные последствия.

  1. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Неценовые  факторы, влияющие на спрос.
 

     Спрос - отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

     Величина  спроса - количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

     Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

     Неценовые факторы, влияющие на спрос:

     Уровень доходов в обществе.

     Размеры рынка.

     Мода, сезонность.

     Наличие товаров-субститутов (заменителей)

     Инфляционные  ожидания

  1. Эластичность  спроса и предложения.
 

     Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

     Виды  эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

     эластичность  спроса по цене;

     эластичность  спроса по доходу;

     эластичность  предложения по цене;

     перекрестная  эластичность спроса по цене;

     точечная  эластичность спроса;

     дуговая эластичность спроса;

     эластичность  соотношения цен и заработной платы;

     эластичность  технического замещения;

     эластичность  прямой линии.

     Эластичность  предложения выступает  в следующих основных формах:

     эластичное  предложение, когда объем предложения  изменяется на больший процент, чем  цена. Эта форма характерна для  долгого периода;

     неэластичное  предложение, когда объем предложения  изменяется на меньший процент, чем  цена. Эта форма характерна для короткого периода;

     абсолютно эластичное предложение присуще  долгому периоду. Кривая предложения  строго горизонтальна;

     абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения  строго вертикальна.

     Основные  формы перекрестной эластичности спроса:

     положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

     отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

     нулевая, свойственна благам, не относящимся  ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

     Основные  формы эластичности спроса по доходу:

     положительная, при которой объем спроса увеличивается  с увеличением дохода. Эта форма  относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

     отрицательная, при которой объем спроса сокращается  с сокращением дохода. Эта форма  характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

     нулевая, когда объем спроса не реагирует  на изменение дохода. Она присуща  благам, потребление которых нечувствительно  к доходам. Это товары первой необходимости.

  1. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
 

     Предложение товара - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

       Величина предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

     Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения: при  прочих равных условиях объем предложения  товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

     Неценовые факторы:

     1.Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.

     2.Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.

     3.Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.

     4.Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.

  1. Цена  товара: виды, функции. Цена спроса. Цена предложения. Равновесная цена.
 

     Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

     Величину  соотношений при обмене товаров  определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в  деньгах, или денежной стоимостью единицы  товара.

     Виды  цен

     Розничная цена - цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

     Оптовая цена - цена, которая устанавливается  на товар, продаваемый крупными партиями (оптом).

     Закупочная  цена - вид оптовой цены, применяемый  при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка.

     Существуют  главные функции цены.

     Регулирование.

     Стимулирование.

     Измерение.

     Цена  спроса - цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар; зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов.

     Цена  предложения -  цена, выгодная для продавца, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, стремления получить прибыль от продажи товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары

     Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

     Равновесная цена, это:

     цена, при которой спрос и предложение  равны;

     цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

     цена, которая не обнаруживает тенденцию  к росту или снижению.

     Ни  продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих  мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В  случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и  покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

  1. Конкуренция: сущность, виды, роль в формировании рыночных отношений.
 

     Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

     Существует  шесть видов конкуренции:

     функциональная  конкуренция - базируется на том, что  одну и ту же потребность потребителя  можно удовлетворить по-разному;

     видовая конкуренция - это конкуренция между  аналогичными товарами, но разными по оформлению;

     предметная  конкуренция - это конкуренция между  аналогичными товарами, но разными  по качеству изделия и по притягательности марки;

     ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает  продажи, приводит к расширению рынка;

     Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов 

     продажа личного товара по цене конкурента;

     снижение  цены потребления товара;

     незаконные  методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров-имитаторов.

     Конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

  1. Основные  макроэкономические показатели национальной экономики.
 

     Систему национальных счетов формируют следующие  показатели:

     валовой внутренний продукт (ВВП);

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"