Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

вопросы и ответы.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

   Если  спрос неэластичен, то производителю  выгодно повышать цену, потому что  только в этом случае возможно получение  прибыли.

   На  эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.

   Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается  или уменьшается  спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

   Степень изменения объема предложения в  ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.

   Есть 3 вида эластичности предложения:

  • Эластичное.
  • Неэластичное.
  • Единичной эластичности.

   Если  цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное.

   Если  цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров  не увеличилось – неэластичное

   Если  цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность.

   На  эластичность предложения могут  влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем  в короткие сроки времени. Это  вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.

   Эластичность  предложения меняется под действием  технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.

   При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения.

   По  способности производителя отреагировать  на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:

  1. Краткосрочный.

Как правило, фирма  не в состоянии осуществить изменения  в объеме выпускаемой продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило, кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

  1. Среднесрочный

Фирма имеет  возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0

  1. Долгосрочный.

Фирма может  просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины. 
 

12. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма производства.

   Проблема  издержек производства занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Потому, что от величины издержек производства зависит конкурентоспособность  предприятия на рынке.

   Имея  ясное представление об издержках производства можно всегда определить методы и способы с помощью которых их можно сократить, тем самым добиться наибольшей отдачи от тех ресурсов которые используются и, следовательно, добиться большей эффективности производства.

   Именно  уровень издержек оказывает определяющее влияние на размер прибыли предприятия, на возможность его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет покинуть его, если издержки превышают прибыль.

   В современных  западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности.

   Издержки  производства представляют собой все  расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то во что обходится производство данного товара предпринимателю.

   Оплата  приобретенных предпринимателем факторов производства. Использование их должно обеспечить денежную выручку от изготовленной и реализованной продукции в таком размере, что бы она покрывала произведенные затраты и дала определенный излишек, т.е. прибыль. В конечном итоге именно прибыль является движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. А достижение этой цели в значительной степени зависит от величины произведенных затрат. Издержки производства оказывают большое влияние на конкурентоспособность предпринимателя на рынке. При анализе предпринимательской деятельности используется очень много видов издержек производства.

   В самом  общем виде выделяют: валовые издержки, постоянные издержки и переменные издержки.

   Постоянные  издержки – это такие затраты предпринимателя, которые он должен нести в любом случае и которые не зависят от объема выпускаемой продукции.

   Постоянные  издержки будут даже при нулевом  объеме выпускаемой продукции.

   Элементы из которых складываются постоянные издержки:

  • Арендная плата за помещение.
  • Амортизационные отчисления.
  • Административные и управленческие расходы.
  • Стоимость и содержание оборудования.
  • Стоимость освещения и отопления производственных помещений.
  • Охрана производственных помещений.
  • Выплаты процентов по кредиту.

    Переменные  издержки – это такие затраты, которые напрямую зависят от объема производимой продукции и применение которых непосредственно будет сказываться на производимом объеме продукции.

   Элементы из которых складываются переменные издержки:

  • Покупка сырья, полуфабрикатов, материалов и заработная плата производственных рабочих.

    Переменными издержки называют по двум причинам:

  • Стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры.
  • Изменяются в зависимости от жизненного цикла товара.

   На  первом этапе, когда объем производства невелик, такие издержки достаточно значительны, в дальнейшем по мере увеличения объема выпускаемой продукции уровень затрат снижается, потому, что начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. При вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки могут начать обгонять рост производства.

   В сумме  постоянные и переменные издержки дают валовые (общие) издержки производства – это все издержки предприятия на данные период времени, которые необходимы для производства того, или иного товара.

   В экономической  теории и на практике выделяются предельные издержки и предельный доход.

   Предельные  издержки представляют собой дополнительные затраты которые необходимы фирме  для увеличения производства на единицу  товара, который производится данной фирмой. Они равны приросту переменных издержек, если постоянные издержки неизменны. В экономическом анализе нельзя смешивать такие понятия как средние издержки и предельные издержки.

   Так предприятие  не может продавать свою продукцию  ниже средних затрат (оно просто обанкротится). Средние издержки – это важнейший показатель работы приятия, но об эффективности деятельности предприятия лучше судить на основе предельных издержек производства.

   На  производство дополнительной единицы  товара затрачиваются дополнительные издержки, но это дополнительное производство должно приносить предприятию дополнительный доход от ее продажи. Величина этого предельного дохода представляет собой разность между выручкой от реализации n товаров и n-1.

   В условиях свободной конкуренции дополнительный доход, как правило, равен цене. Введя  понятия предельные издержки и предельный доход мы всегда более точно сможем определить точку равновесия  фирмы или точки, где фирма должна прекращать производство продукции.

   Так если предельные издержки будут меньше предельного  дохода, то эта точка равновесия будет соответствовать такому выводу, что Фима может увеличивать производство продукции если предельный доход больше предельных издержек. В случае если предельные издержки больше предельного дохода – показатель того, что следует остановиться или сократить объем производимой продукции. Основным условием для равновесия фирмы будет:

   MC=MR=P, где MC – предельные издержки, MR – предельный доход, P – цена. 

12. Прибыль, её формы и функции.

   Прибыль выступает как доходный капитал, или как вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Чаще всего прибыль определяется как общая прибыль от реализации продукции минус общие издержки. Различают экономическую (нормальную) прибыль. Это понятие часто используется для обозначения альтернативных издержек капитала фирмы. Бухгалтерская прибыль – это когда из совокупного дохода фирмы вычитают заработную плату и стоимость сырья и материалов.

Источники прибыли

Меркантилисты – сфера обращения, внешняя торговля.

Смит и Риккардо – Неоплаченный труд наемных рабочих.

К. Маркс –  Неоплаченный труд наемных рабочих.

Теория факторов производства – капитал, земля, труд.

   Прибыль играет в экономике страны ряд  функций:

    • Прибыль стимулирует инвестиции и нововведения в различные производства.
    • Прибыль способствует рациональному использованию экономических ресурсов.
    • Прибыль стимулирует развитие отдельных, ключевых отраслей экономики.

Нельзя рассматривать  рыночную экономику использую только категорию «прибыль», помимо прибыли  так же существует категория «убытки». 

   Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть  общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая  остается после вычета из нее всех затрат на производство.

   В экономической  практике принято выделять:

   1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

   2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

    Прибыль  от реализации продукции определяется  как разница между стоимостью  произведенной продукции в оптовых  ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы.

    Снижение  издержек производства и обращения  повышает прибыль предприятия.  Издержки обращения - затраты,  связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация.

   Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

   Рентабельность  показатель экономической эффективности  производства, характеризующий соотношение  дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам. 

    14. Безработица и её типы. Экономические и моральные последствия безработицы.

    Современной рыночной экономике противопоказаны  как 100% занятость, так и большая  безработица.

    Если  предположить 100% занятость населения, то будет проявляться фактор неэффективного использования рабочей силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"