Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория-ГЭК-ГЗВ-2010.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

- финансы государства; бюджет (основные  характеристики: наполняемость, структура,  полнота).

В финансовой политики выделяются две основные функции:

1) распределительная;

2) контрольная.

В зависимости от того, какие субъекты вовлечены в финансовую систему, выделяют внутреннюю и внешнюю финансовую политику.

Бюджетная система РФ

Основным источником денежных средств, обеспечивающим реализацию финансовой политики государства, является государственный бюджет, значимую долю доходной части которого формируют налоги.

Налог – принудительно изымаемые  государством средства с физических и юридических лиц, необходимые  для осуществления государством своих функций. Налоги выполняют экономическую и собственно фискальную функцию. Фискальная функция налогов обеспечивает поступления в бюджет, экономическая – перераспределение национального дохода.

Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную  с государственными расходами и  налогами.

Государственные расходы  – расходы на содержание государства, а также на приобретение товаров  для государственных нужд (государственные  закупки). Государственные закупки могут осуществляться либо для собственного потребления (государство как потребитель), либо для регулирования спроса на рынках товаров, факторов производства и т.д.

Исходя из этого, основным требованием  к фискальной политике является соответствие общественным целям:

- сглаживанию колебаний  экономического цикла;

- стабилизации темпов  экономического роста;

- достижению высокого  уровня занятости населения;

- достижению умеренных  темпов инфляции.

Для достижения этих задач  государство выбирает тип фискальной политики.

Типы фискальной политики

Дискреционная политика

Автоматическая политика

Характеристики

Активность финансовой политики (манипулирование расходами)

Автоматическое изменение  на уровне государственных проектов

Изменение трансфертных платежей

Автоматическое изменение  налогов и сборов

Манипулирование налогами посредством стимулирующих мер


 

 

8. Эволюция  экономической роли государства

Роль государства в экономике, степень его воздействия на экономику  менялась вместе с развитием самой экономики.

Авторами первой концепцией роли государства в рыночной экономике  являются представители классической школы (классики). В соответствии с  этой концепцией, государство призвано обеспечить безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса. Классики полагали, что сама рыночная экономика способна к эффективной саморегуляции за счет конкуренции как основного рыночного механизма (А. Смит: государство – ночной сторож частной собственности).

Отправной точкой пересмотра роли государства в экономике  стала Великая депрессия 1929-1933 гг. В это время Дж. Кейнс разрабатывает  теорию объективной необходимости  вмешательства государства в  рыночную экономику. Он выявляет взаимосвязь  между основными макроэкономическими показателями и показывает пути экономического роста  посредством государственных решений.

В настоящее время  большинство экономических школ признает необходимость участия  государства в регулировании  национальной экономики, однако степень вмешательства разными учеными оценивается различно.

По мнению большинства экономистов, со вступлением в постиндустриальную эпоху в связи включением в  экономику новых факторов производства (информация, знания) роль государства  в экономике будет увеличиваться.

Функции государства:- перераспределение  доходов;- поддержание устойчивости денежно-кредитной системы;- снижение инфляции и безработицы;- развитие фундаментальных  исследований, инфраструктуры и образования.

Усиление роли государства, наряду с очевидными положительными моментами, имеет и ряд отрицательных негативных последствий, одним из которых является коррупция – извлечение личной экономической выгоды от использования служебных обязанностей должностным лицом. Именно бюрократизация и коррупция являются главными препятствиями экономического роста.

 

9. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Бюджетный дефицит возникает автоматически  при использовании автоматической (недискреционной) фискальной политики.  Величина налоговых поступлений  в этом случае с помощью встроенных стабилизаторов (например, прогрессивной системы налогообложения) экономики прямо пропорциональна величине ВНП. В периоды снижения ВНП происходит и снижение налоговых поступлений, что при сохранении расходной части бюджета неизменной приводит к превышению расходов над доходами.

Степень стабилизационного  воздействия дефицита государственного бюджета на экономику зависит  от источников его финансирования: роста налоговых поступлений  в бюджет, выпуска займов, денежной эмиссии.

Использование в качестве источника финансирования займов приводит к росту рыночной ставки банковского процента (т.н. политика «дорогих» денег), а следовательно, к удорожанию кредита и снижению объемов инвестиций. Такой инструмент снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

Неизбежно наряду с бюджетным  дефицитом возникает государственный долг (внутренний и внешний).  Наличие государственного долга (необходимость его обслуживания и погашения) сокращает возможности роста потребления,  приводит к увеличению налогового бремени.

Управление государственным  долгом представляет собой совокупность действий государства по погашению  и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению  новых заемных средств.

Погашение государственного долга осуществляется путем рефинансирования, конверсии или консолидации.

Рефинансирование государственного долга означает привлечение дополнительных заемных средств для погашения  старых займов.

Конверсия – изменение  условий займа и размеров выплачиваемых  по нему процентов, или превращение долга в долгосрочные инвестиции. В этом случае кредитору предлагается приобретение недвижимости, участие в совместных проектах.

Консолидация – изменение  условий займа, связанное с изменением сроков погашения. В этом случае краткосрочные  обязательства консолидируются в долгосрочные.

Парижский и Лондонский клубы кредиторов

 

10. Приватизация  в России: цели, способы и результаты

Под приватизацией в широком  смысле понимается комплекс действий, цель и результат которых состоит  в сокращении роли государства как собственника и регулятора производства.

Приватизация в узком смысле представляет собой процесс реорганизации  государственной и коллективной собственности путем ее передачи в частную собственность.

Формы приватизации:

- прямая продажа предприятий собственнику (физическому или юридическому лицу);

- продажа акций предприятия  на открытом финансовом рынке;

- выкуп предприятия  его работниками и (или) администрацией.

Цели приватизации:

- повышение эффективности  использования средств производства за счет персонификации экономической заинтересованности и ответственности;

- снижение нагрузки  на бюджет и рост доходов  государства.

Особенность приватизации в России заключается в том, что в основном она совпала с процессом первоначального  накопления капитала, что вовлекло в разгосударствление теневые и бюрократические структуры. Кроме того, в силу ряда причин, большинство предприятий было не продано собственнику целиком или с помощью продажи акций, а передано трудовым коллективам в ходе ваучерной приватизации, что не позволило достичь первой из поставленных целей. Такая коллективная форма собственности оказалась переходным вариантом либо к частной, либо обратно к государственной.

Концепция осуществления  приватизации в России предусматривала  два этапа:

  1. чековый, или ваучерный – с июля 1992 г. по июль 1994 г;
  2. денежный – с июля 1994 по настоящее время.

Цели первого этапа  были определены Государственной приватизационной программой (1992):

  1. формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  2. повышение эффективности деятельности предприятий;
  3. социальная защита населения и развитие объектов инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  4. содействие процессу финансовой стабилизации;
  5. создание конкурентной среды и демонополизации экономики;
  6. привлечение иностранных инвесторов;
  7. создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

Положительным результатом приватизации считается устранение монополии  на государственную собственность, отрицательным – такое распределение собственности, в котором не возникло эффективного собственника, поскольку концентрация капитала носила не производственный, а спекулятивный характер.

Даже сам вопрос о сравнительной  эффективности двух названных форм собственности в настоящее время является дискуссионным. Неоклассическая экономическая теория полагает связь формы собственности и результатов деятельности незначительной, объясняя эффективность в большей мере развитостью рынка и конкуренции, чем тем, кто владеет капиталом.

В странах с переходной экономикой, проводивших приватизацию, результаты также неоднозначны.

 

11. Кризис  и рецессия, в чем отличия

Эмпирическое изучение экономической  активности показало наличие устойчивых колебаний, которые получили название экономических циклов.  Надо отметить, что не все ученые-экономисты придерживаются точки зрения неизбежности циклов. Представители неоклассической и монетаристской школ полагают, что циклы являются результатом случайных воздействий на экономическую систему, то есть для реакции экономической системы на случайные импульсы характерна циклическая модель. Основы этого подхода заложены Е.Е. Слуцким (1927) и получили широкое распространение в западной теории.

Представители школы  трудовой стоимости полагают неизбежность экономических циклов (ср. единство и борьба противоположностей).

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Рецессия (от лат.  Recessus — отступление) — в экономике (в частности, в макроэкономике) термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.

К. Маркс выделил 4 фазы цикла, которые последовательно  сменяют друг друга: (зависимость: ВНП-время)

1) кризис;2) депрессия;3) оживление;4) подъем; подъем начинается с момента достижения докризисного ВНП.

Кризис проявляется  в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного процента. Это приводит к снижению прибыли, снижению производства, росту кредиторской задолженности, банкротству.

Национальное бюро экономических  исследований (США) предлагает свою терминологию  и последовательность фаз экономического цикла:1) вершина (бум);2) сжатие (рецессия);3) дно (депрессия);4) оживление (расширение).

Для характеристики экономической  конъюнктуры используются макроэкономические показатели, которые в зависимости  от того, как изменяются их значения в ходе цикла, подразделяются на:

- проциклические; в фазе  подъема имеют тенденцию к  росту, в фазе кризиса –  к снижению (производственные мощности, денежная масса, уровень цен,  прибыль);

- контциклические; во  время спада имеют тенденцию  к росту, и наоборот (уровень безработицы, число банкротств, запасы готовой продукции);

- ациклические;  не  совпадают с фазами экономического  цикла (экспорт).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"