Шпаргалки по "Экономической Теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:11, шпаргалка

Описание работы

ЭТ раскрывает сущность, содержание и историческое развитие экономических процессов в обществе. Предметом изучения курса ЭТ является эк. отношения складывающиеся в обществе, их взаимодействие с производственными силами и эк. механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. ЭТ изучает эк. законы механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях, функционирования эк. системы.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ЭТ.docx

— 117.72 Кб (Скачать)
  1. Предмет и  функции ЭТ

ЭТ раскрывает сущность, содержание и историческое развитие экономических процессов в обществе. Предметом изучения курса ЭТ является эк. отношения складывающиеся в обществе, их взаимодействие с производственными силами и эк. механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. ЭТ изучает эк. законы механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях, функционирования эк. системы.

Уровни  исследования экономики

Мировая экономика (супермакроэкономика)

нац. эк. (макроэкономика)

экономика нац.  отраслей народного хозяйства

Экономика предприятий (микроэкономика)

Личная, семейная экономика (микроэкономика)

ЭТ представлена: 1общая и 2частная ЭТ

1раскрвает  сущность, содержание, а также закономерности развития эк. процессов в обществе в целом, без относительности к определённым сферам. 2 отражает отдельные функции эк.  управления – теория финансов, теория учёта, теория статистики. ЭТ изучает не все, а главные процессы эк. жизни общества и отдельного человека. => чтоб жить,  люди должны удовлетворять свои потребности => возникает необходимость производства благ с использованием природных ресурсов, орудий производства, машин, знаний. 3подхода к определению, чем занимается ЭТ:1 – материальные потребности безграничны, а эк. ресурсы  ограничены или редки, эффективность  эк. достигается путём рационального выбора: выпуск одного вида продукции увеличивается, при условии сокращения выпуска другого. Главная проблема -  соотношение потребности-ресурсы» 2 заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. Исследуется не только их проявления, но и их социальная сущность, взаимодействие общественных организаций и законов развития. 3 состоит в том, что предметом изучения ЭТ служат система общества как совокупность экономических отношений, система хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а так же методы госрегулирования и эк. политики в целях достижения стабильного эк. роста и благосостояния.

Функции

- познавательная - обучение, объяснение эк. практики, формирование эк. образов, обеспечивает познавание сложного мира эк.

- теоритическая - познавание сущности, систематизации законов.

- методологическая  – разработка общих и частных  примеров исследования, формирование  теории, основы для эк. науки.

- практическая  – выработка конкретных рекомендаций.

- идеологическая  – выработка системы ценностей,  идеалов эк. развития, формирование экономического сознания.

0 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 основные научные  школы и современные  направления развития  ЭТ

Как наука, ЭТ возникла в 12-17вв. Это период становления  экономизма, зарождения мануфактур, разделение собственного труда, интенсификация денежного обращения.

1 меркантилизм. Физиократы перенесли вопрос происхождения богатства из сферы обращения в сферу производства. Они ограничили её только с/х, считая, что богатство создаётся лишь в этой отрасли. Представитель этой школы Ф. Кене. В 17-19вв. эк. наука получила дальнейшее развитие в трудах Смитта и Рекардо. Направление получило название КЛАССЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧИСКАЯ ЭКОНОМИКА.

2 Утопический социализм  и коммунизм.  Утопизм – как социально эк. учение  возникло в 15в.

Представители – Томас Мор «Утопия», Томаз  Компанелло  «Город Солнца», Жан Жак Руссо «Рассуждение о начале и основание неравенства». Симон, Фулье, Оуэн, все он предрекали гибель капитализма, хотели создать новую систему, которую Роберт Оуэн назвал коммунизмом

3 Маржинальная школа Маркс и Энгельс 19в создали теоретическую концепцию маржинализм. Во второй половине 19 в. – Теория предельной полезности. Представители маржинальной школы исходили из того, что ценность товаров устанавливается не в производстве, а в процессе обмена. Фундаментальным принципом маржинального подхода стал закон предельной полезности. Представители: Австр. Менгер, Бем Баверл., Англ. Джевонс, Америк: Кларк, Швейц: Перето.

4 Неоклассицизм. Вторая половина 19в. основатели направления считается Альфред Маршал Его книга «Принципы политической экономики» вышла в 1890г. новое в его выводах состоит в том, что цена является результатом количественного соотношения между спросом и предложением на данном рынке. Неоклассицизм. Считает, что рыночный механизм сам способен регулировать эк., обеспечивает равновесие между спросом и предложением, а вмешательство госуд. нарушает это равновесие. Они ориентированы на свободное предпринимательство и создание рыночных сил

5 Кейнсианство.  Дж. М. Кейнс. В 30-е годы 20 в. оказывало сильное влияние на развитие мировой эк. мысли. (общая теория занятости процента денег) 33 год Мировой кризис. 36 год книга « Общая теория занятости процента и денег».

6 Конституционально-социологическое направление 60-70годы. 20 в. Представители У. Ростоу, Гэлберт, Арон. Технический процесс, накопление знаний рассматривались как главный фактор преобразования современного общества.

9 Монетаризм. Представитель Фридмен. Создание эк. систем считающей денежную массу определяющим фактором хозяйственной конъюнктуры и устанавливает причину между изменениями количества денег и величиой ВНП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Методы  ЭТ.

Фундамент ЭТ формирует принципы функционирования реальной эк. системы и определить подходы её оптимизации. Для проникновения в сущность ЭТ является необходимость использовать особ. примеры познания, руководствоваться определённой методологией. Методология определяет способы получения научных знаний и пути построения научной теории. Методология науки вкл:1 совокупность методов познания 2 теоретическую основу наук 3 история развития собственной методологии.

Метод исследования науки есть совокупность принципов и правил, приёмов исследования. В рамках метода исследования выделяют

1общ.  мировоззренческие методы

2 общ. научн. методы

3частные  методы познания - метод научн. абстракции – метод анализа и синтеза – метод индукции и дедукции – единство историч и логического – метод количественного и качественного анализа – статистический метод – графический метод – матаматич метод – эксперимент – метод проб и ошибок – моделирование – функциональный анализ эк. явлений.

 Научные способы, приемы познания экономической  теории, истинного понимания и  освещения экономического развития.

 В книге  Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)

 Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах  исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного  типичного.

 движение  от абстрактного к конкретному;

 метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся  общие положения и принципы;

 метод дедукции (гипотетический), на основе общих  положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

 единство  исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

 экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической  теории.

 Существуют  несколько функций экономической теории:

  • познавательная функция;
  • практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;
  • прогнозтическая;
  • методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
  • идеологическая.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Сущность и классификация  потребностей.

Исходным  и конечным пунктом хоз. деятельности человека выступают его разнообразные потребности. Для их удовлетворения используются блага. Блага необходимо производить. Чтобы организовать производство эк. благ, необходимо в полном объёме располагать ресурсами и факторами производства. Существует несколько определений термина «потребности» - это нужда в чём-то необходимом для поддержки жизнедеятельности, развитие личности и общества в целом. – это прежде всего желания человека приобрести и использовать товары и услуги, которые приносят им удовольствие или удовлетворение. – состояние неудовлетворённости человека, из которого он пытается выйти. Надо различать понятие нужда и потребность. Испытывать потребность - означает её необходимость. ЭТ выделяет ряд общих законов, которые отображают динамику общих потребностей, а именно:

- закон  непрерывного восстановления потребностей.

– Закон  возвышения потребностей и их безграничность.

– Закон  единства потребностей и развития производства.

- Закон единства потребностей человека и всего общества.

– Закон  насыщения потребностей. Потребности  после их удовлетворения не исчезают, а восстанавливаются и усложняются. Первоначальные приоритеты смещаются. Идеалом для общества должен быть человек с развитыми потребностями.

Классификации потребностей уделялось внимание, начиная  с древних врёмён. А. Маслоу создал свою иерархию человеческих потребностей:

-физиологические  потребности

-потребности  в безопасности

-социальные  потребности

-потребности  познания

-потребности  в развитии

Одним из наиболее приемлемых вариантов классификации  выступает выделение потребностей, а именно: - в средствах существования  – в средствах хоз. деятельности – в средствах социальной, культурной жизни – в социально-престижных благах.

Существуют  первичные(элементарные в еде, жилье, одежде) и вторичные (связанные с дальнейшим развитием, духовые, спорт, туризм)

Носителем индивидуальной потребности выступает физическое лицо. Эти потребности человек способен удовлетворить их самостоятельно. А общественные потребности требуют совместных усилий.

В зависимости  от масштабов и структуры производства: абсолютные (ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе), действительные потребности (подлежащие удовлетворению в обстановках достигнутого уровня производства и научно-технического процесса), фактически удовлетворяемые потребности (выступающие в форме удовлетворённого спроса), потребности, находящиеся за пределами производственных возможностей.

С точки  зрения уровня развития общества –  элементарные и высшие.

В зависимости  от роли в воспроизводстве рабочей  силы – материальные, духовные, социальные.

В зависимости  от соц. структуры выделяют потребности  общества (государственные, религиозные, национальные потр.), портр. классов, соц. групп (люди объединившиеся по общим интересам), личные потребности ( отдельные люди)=>насыщаемые и ненасыщаемые.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической Теории"