Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:28, курсовая работа
Данная работа включает в себя как теоретические вопросы структуры, сущности и организации банковской системы, центрального и коммерческих банков, историю их развития, так и статистические данные, в частности касающиеся: объема выданных кредитов, вкладов населения, а также изменение количества кредитных организаций в России за последние годы и т.д. Особую роль в работе занимает раздел о состоянии банковской системы в России. В этом разделе используются материалы съезда АРБ и рекомендации МБК, а также статьи о современном состоянии банковского сектора.
Введение………………………………………………………………………3-4
Раздел 1. Банковская система: сущность, структура, признаки, виды 
банков………………………………………………………………………….5-11
Раздел 2. Возникновение и развитие банковской системы………………..12-14
Раздел 3. Центральный банк: сущность и функции………………………..15-20
Раздел 4. Деятельность коммерческих банков и ее регулирование………21-25
Раздел 5. Краткая характеристика банковской системы  России.
	История развития банковской системы  России…………………………...26
	Современные тенденции в развитии банковской системы России……26-34
	Внешторгбанк: масштабы и динамика развития, инвестиционно-кредитная
деятельность………………………………………………………………….34-35 
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список используемой литературы……………………………………………...38
3) федеральными законами, 
действующими в стране и 
Целями деятельности Банка России являются:
-защита и обеспечение устойчивости рубля;
-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
-обеспечение эффективного 
и бесперебойного 
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.4
Банк России выполняет следующие функции:
наличное денежное обращение;
организует систему их рефинансирования;
Банка России;
организует составление платежного баланса РФ;
и продаже иностранной валюты;
      Банк 
России подотчетен 
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рис. 5).
Структура Банка России включает Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), другие организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения.
Рис. 5 . Организационная структура Банка России
Коммерческие банки в Российской банковской системе играют
исполнительную роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Банк России может на основании закона отобрать лицензию у банка - это действует как решение о ликвидации банка. Деятельность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организациями. Правительство рассматривает развитие банковской системы как один из важнейших структурных инструментов ускорения экономического роста, повышения конкурентоспособности российской экономики.
В недавней истории отечественной банковской системы можно выделить ряд этапов в зависимости от основных направлений деятельности, который обеспечивали достаточный уровень прибыльности бизнеса.
Банк России может на основании закона отобрать лицензию у банка - это действует как решение о ликвидации банка. Деятельность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организациями.
Макроэкономические показатели развития нашей страны в 2004 г. и собственно состояние экономики способствовали и в целом
благоприятствовали развитию национальной банковской системы (табл.2; 3).
Роль банковской системы в развитии экономики повышается, объем посреднических услуг кредитных организаций на финансовом рынке увеличивается.
Таблица 2
Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора
России (в % к ВВП)6
| 
   Показатель  | 
  1.07.1998  | 
  1.01.1999  | 
  1.01.2002  | 
  1.02.2005  | 
Совокупные активы (пассивы)  | 
  31,5  | 
  39,8  | 
  35,3  | 
  42,5  | 
Капитал банковского сектора  | 
  4,8  | 
  2,9  | 
  5,1  | 
  5,6  | 
Капитал реальному сектору экономики  | 
  8,2  | 
  11,4  | 
  13,2  | 
  18,8  | 
Депозиты физических лиц  | 
  8,0  | 
  7,6  | 
  7,6  | 
  11,7  | 
- в % к пассивам банковского сектора  | 
  25,2  | 
  19,1  | 
  21,5  | 
  27,5  | 
- в % к денежным доходам населения  | 
  11,9  | 
  11,3  | 
  12,8  | 
  18,4  | 
Средства, привлеченные от предприятий и организаций  | 
  6,1  | 
  10,7  | 
  10,1  | 
  11,8  | 
Таблица 3
Динамика основных показателей развития банковского сектора России в реальном исчислении к 1.07.1998 (в %)7
| 
   Показатель  | 
  1.07.1998  | 
  1.01.1999  | 
  1.01.2002  | 
  1.01.2005  | 
  1.04.2005  | 
Совокупные активы банковского сектора  | 
  100,0  | 
  56,8  | 
  106,4  | 
  193,0  | 
  198,3  | 
Капитал банковского сектора  | 
  100,0  | 
  37,2  | 
  113,1  | 
  163,8  | 
  169,4  | 
Кредиты, реальному сектору экономики включая просроченную задолженность  | 
  100,0  | 
  59,1  | 
  146,9  | 
  310,7  | 
  312,9  | 
Депозиты физических лиц  | 
  100,0  | 
  50,1  | 
  91,0  | 
  210,3  | 
  217,0  | 
Средства, привлеченные от предприятий и организаций  | 
  100,0  | 
  79,0  | 
  159,5  | 
  280,6  | 
  294,7  | 
Если сравнивать значения основных показателей развития российского
банковского сектора с уровнем января 1998 г., видно, что сначала
(к 1.01.1999 г.) происходит падение этих показателей, потом начинается их рост, который продолжается в текущем году, причем некоторые показатели повысились относительно докризисного уровня в два, три раза.
За последние 5 лет уровень функционального развития российских банков существенно повысился (табл.4). По состоянию на 01.01.2006 г. соотношение активов банковского сектора с ВВП достигло 45%. Это нижняя граница масштабов развития банковской деятельности, которую можно считать обеспеченностью банковскими услугами. Дальнейшее преодоление дефицита банковских услуг будет сопряжено с усилением конкуренции, что предопределяет рост значимости эффективности для развития банковской деятельности.
Таблица 4
Показатели развития банковского бизнеса8
01.01.2001  | 
  01.01.2005  | 
  01.01.2006  | |
Активы, % ВВП  | 
  32,3  | 
  42,0  | 
  45,0  | 
Вклады населения, % ВВП  | 
  5,9  | 
  11,6  | 
  12,7  | 
Кредиты всего, % ВВП  | 
  11,6  | 
  22,9  | 
  25,2  | 
Кредиты населению, % от активов  | 
  1,8  | 
  8,6  | 
  12,1  | 
Кредиты населению, % от доходов  | 
  11,  | 
  5,6  | 
  8,8  | 
По данной таблице можно проследить за значительным развитием кредитования населения.
По соотношению с доходами населения потенциал роста данного направления банковской деятельности существенен.
Объем кредитного рынка (кредиты организациям, физическим лицам, банкам в валюте и в рублях) по состоянию на 01.01.2005 г. составил 4227955 млн. руб. (29,8% ВВП), а его прирост по сравнению с 01.01.2002 г. (1467489 млн. руб.) – 18%.
Рис.6 Объем выданных кредитов (на начало года), млн. руб.9
Как видно из рис.6, темпы роста кредитования физических лиц опережают темпы роста кредитования предприятий. Если объем рынка потребительского кредитования в 2002-2005 гг. увеличился в 6,5 раз, то объем кредитов организациям – в 2,7 раза. Одной из причин роста объема кредитов послужило снижение кредитных ставок до приемлемого для предприятий и населения.
Количество действующих в России кредитных организаций с начала 2004 г. несколько сократилось (на 1.08 2005 - 1276), но это свидетельствует о процессе оздоровления. Т е, которые не могут нормально функционировать, не выдерживают конкуренции и, естественно, исчезают (рис. 7).
Рис 7. Количественные параметры развития банковского сектора РФ
В 2001 году впервые за весь посткризисный период увеличилось количество кредитных организаций. Если в 2000 году отмечалось, уменьшалось их количество на 38 организаций, то в 2002 году их численность возросла на 13 по сравнению с 2001 годом и составила 1332. В 2003-2004 годах численность кредитных организаций отличалась стабильностью.
В банковском секторе остался ряд нерешенных задач. он остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организации.10
Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.11
Основными задачами развития банковского сектора являются:
В последние годы Внешторгбанк существенно повысил динамику своего развития и активно осваивает новые направления бизнеса. На нынешнем этапе приоритеты в его деятельности определяются новыми стратегическими задачами, поставленными акционерами в Концепции развития ВТБ на период до 2008 г. и предусматривающими превращение Внешторгбанка в универсальный банк европейского уровня, способный успешнее конкурировать с западными кредитными организациями
Надежность Внешторгбанка и устойчивость динамики его роста особенно наглядно проявилась на фоне некоторого спада, на российском банковском рынке в летние месяцы 2004 г., когда он в отличие от большинства своих конкурентов уверенно продолжал поступательное развитие по всем направлениям бизнеса.
Масштабы и высокую динамику ВТБ, прежде всего, характеризует рост его активов, по размеру которых Банк уверенно занимает второе место банковском секторе России. В 2004 г., только за первые 9 месяцев прирост активов составил более 36%, достигнув уровня 356,4 млрд. руб., или более 12 млрд. дол. США. Это позволило Внешторгбанку по сравнению с началом 2004 г. повысить свою долю на рынке с 5 до 6%.