Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 09:12, реферат
Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия.
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом .Эджуортом в 1881 г.
1.Введение.
2.Кривые и карта безразличия и её свойства
3.Предельная норма замещения
4.Типы кривых безразличия
5. Бюджетная линия
6. Изменение цен и дохода потребителя
7.Теория потребительского поведения
8.Равновесие потребителя или потребительский выбор
9.Информация о графиках(практическая часть).
6. Изменение цен и дохода потребителя
Используя карту безразличия и бюджетную линию, проследим за реакцией находящегося в равновесии потребителя на изменение цен товаров и его бюджета.
Если при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе изменяется цена одного из благ, то бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, достигая все более отдаленных кривых безразличия. Точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию цена-потребление (EE). Эта линия представляет множество всех оптимальных комбинаций потребляемых товаров при изменении цены одного из них .
На основе кривой
цена-потребление можно
С ростом дохода
потребителя при неизменных ценах
на товары и предпочтениях потребителя
бюджетная линия смещается
Если индивид
имеет карту безразличия со сдвинутыми
к одной из осей координат кривыми
безразличия, то линия доход-потребление
будет иметь наклон к этой оси.
В этом случае с ростом дохода индивид
сокращает потребление одного из
благ, условно называемого «
Изменение цены
какого-либо товара влияет на объем
спроса через эффект замены и эффект
дохода. Эффект замены возникает в
результате относительного изменения
цен, он способствует росту потребления
подешевевшего товара. Эффект дохода
возникает вследствие того, что изменение
цены данного товара увеличивает (при
снижении цены) или уменьшает (при
повышении цены) реальный доход, или
покупательную способность, потребителя.
Эффект дохода может стимулировать
и увеличение, и снижение потребления
товара или быть нейтральным (не изменять
потребление товара). Чтобы определить
значение соответствующего эффекта, необходимо
исключить влияние другого
7.Теория потребительского поведения.
Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя, о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо, но и способности воздействовать на производителя. В соответствии с этой гипотезой не крупные производители (заводы, комбинаты, фабрики) являются главными «действующими лицами» в экономике, а потребители. Производство потребительских товаров и средств производства не может быть самоцелью. Оно имеет смысл лишь при возможности их продажи по рыночной цене, превышающей издержки производства, обеспечивающей получение прибыли. Если же товар не продан – не нашлось покупателя, то его производитель несет убытки, разоряется. Это же означает, что его производитель испортил ресурсы. Таким образом, суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару, его количеству и качеству. В соответствии со второй гипотезой каждый потребитель ведет себя рационально – стремится максимизировать приобретаемую полезность благ при ограниченном доходе.
8.Потребительский
выбор или равновесие
Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям.
1. Он должен находиться на бюджетной линии слева и ниже – неизрасходованная некоторая часть дохода; справа и выше – не может быть закупки в рамках данного дохода (рис.7.4).
2. Оптимальный набор
потребительских товаров и услуг должен
предоставить потребителю их наиболее
предпочтительное сочетание. Эти два условия
сводят проблему максимизации удовлетворения
потребностей потребителя к выбору подходящей
точки на бюджетной линии. Это будет точка
касания бюджетной линии и кривой безразличия.
Рис. 7.4.
Положение равновесия потребителя
(в ординалистской теории полезности)
Равновесие покупателя изменяется под влиянием:
– изменения дохода покупателя (рис.7.5);
Рис. 7.5. Кривая «доход-потребление» (уровня жизни)
– цен на товары и услуги (рис.7.6);
Рис. 7.6.
Кривая «цена-потребление»
9.Информация о графиках.
Возьмем два набора благ, которые имеют с точки зрения потребителя равную суммарную полезность: плитки шоколада и пачки печенья. Цена плитки шоколада равна 28 рублей и одной упаковке печения равна 18 рублей. Бюджет потребителя равен 550 рублей, тогда наборы благ:
шоколад | 4 | 7 | 12 | 16 | 21 | 30 |
печение | 30 | 20 | 13 | 10 | 7 | 4 |
Отметим на графике точки, соответствующие наборам A-F. На графике «КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ» все эти точки соединены плавной линией. Они характеризуют комбинации товаров, имеющие для потребителя равную общую полезность, поэтому линия называется КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. При неизменности цен на товары потребительского набора и при стабильном заработке построим БЮДЖЕТНУЮ ЛИНИЮ. В точке В бюджетная линия ЕF касается кривой безразличия. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности. С ростом дохода (20%) бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В2, В3. Уменьшение дохода (20%) бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В2, В1. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода.(график доход-потребление).
Мы увеличили
цену на печенье на 50% и теперь оно стоит
27руб. При этом бюджетная линия передвинулась
из точки В в точку В2. Так же уменьшили
цену на 50% ,стоимость печенья стала
9руб. При этом бюджетная линия передвинулась
из точки В в В1. (цена-потребление)