Венчурный бизнес и его развитие в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я, прежде всего, хочу детально рассмотреть понятия «инновация», «венчурный бизнес», «венчурное инвестирование». Также я рассмотрю ситуацию в России и постараюсь найти пути успешного рискового предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Теория рискового предпринимательства…………………………………….....4
1.1. Инновация………………………………………………………………….....4
1.2. Венчурное инвестирование…………………………………………………5
1.3. Характерные особенности венчурного финансирования…………………8
2. Венчурный бизнес в России……………………………………………………11
2.1. Законодательство венчурного бизнеса……………………………………....11
2.2 Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия……………………………………………………………………….12
2.3 Перспективы использования венчурного (рискового) в российских экономических условиях…………………………………………………………19
3. Залоги успеха рискового предпринимательства……………………………..22
3.1 Модель анализа колебаний цен………………………………………………22
3.2 Минимизация финансовых рисков
в процессе выбора организационных форм
рисковых капиталовложений…………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Венчурное предпринимательство.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     В принципе, венчурное финансирование совершенно не обязательно должно быть связано с инновациями - коммерциализацией научно-технических разработок. Однако коммерциализация изобретений требует именно венчурного финансирования, поскольку весь инновационный путь является высокорисковым предприятием, что объясняется особенностями национального рынка идей и ноу-хау. Именно в этом случае для венчурного капиталиста появляется возможность получить прибыль в разы, а то и десятки раз превышающую затраченный капитал - последнее особенно резко проявляется при выходе на зарубежный рынок патентов и технологий, что связано с некоторой особенностью национального бизнеса: при вложении капитала в России и реализации продукта, полученного за счет этой инвестиции, за рубежом.

     Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как  самостоятельная компания, либо существовать в качестве ограниченного партнерства (нечто вроде «полного» или «коммандитного» товарищества, использую российскую юридическую терминологию). В некоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» или управляющим, оказывающим свои услуги фонду. 

     1.3 Характерные особенности венчурного  финансирования

     Помимо высокой степени риска, модель венчурного бизнеса имеет ряд характерных отличий от других, более распространённых механизмов финансовой поддержки предпринимательских проектов, например от традиционного кредитования. Наибольший интерес представляют три таких отличия.

  1. При венчурном финансировании необходимые средства могут предоставляться под перспективную идею без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом, сбережениями или прочими активами предпринимателя. Единственным залогом служит специально оговариваемая доля акций уже существующей или только создающейся фирмы.

       Если  дела пойдут успешно, инвестор сможет на определенном этапе продать свою долю акций и в результате вернуть  не только вложенные в проект средства, но и получить ощутимую прибыль. Если же проект провалится, а исключить заранее такой исход во многих случаях просто невозможно, максимум, на что будет претендовать инвестор, это часть активов данной фирмы, пропорциональная его доле в зарегистрированном уставном капитале.

  1. В отличие от традиционных прямых инвестиций с самого начала допускается возможность потерять вложенные средства, если финансируемый проект не принесет ожидаемых результатов, Инвесторы венчурного капитала идут вместе с предпринимателем на разделение всей ответственности и финансового риска.

       Потребность в кредитах такого рода нередко возникает у начинающих или мелких предпринимателей, изобретателей, ученых и инженеров, пытающихся самостоятельно реализовать появившиеся у них новые оригинальные и перспективные разработки.

       Дорога  в коммерческий банк для них чаще всего закрыта по нескольким причинам. Во-первых: многие инновационные проекты начинают приносить прибыль не раньше, чем через три-пять лет, а то и позднее, а значит, подобные кредиты должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу. Но тогда они «повиснут» на балансе банка и будут портить его финансовые показатели. Во-вторых, для таких кредитных учреждений, как банки, слишком высок сопутствующий финансовый риск. В-третьих, банки обязательно потребуют залог или гарантии, и уже самому предпринимателю, даже если он обладает состоянием, придется задуматься о том, стоит ли рисковать благополучием своим и своей семьи ради журавля в небе.

       Однако  не следует думать, что инвесторы  венчурного капитала идут навстречу  предпринимателю исходя из альтруистических убеждений. Скорее, наоборот: интерес инвесторов как раз и состоит в том, чтобы получить от своих капиталовложений прибыль, которая будет существенно выше, чем при размещении свободных финансовых ресурсов на банковских депозитах или при их вложении в государственные ценные бумаги с фиксированным доходом.

  1. Венчурные фонды, как ни один другой инвестор (кроме государства), готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработки. Даже тогда, когда им сопутствует высокая степень неопределенности. Ведь именно здесь самый большой потенциальный резерв получения прибыли.

 

      2. Венчурный бизнес в России

     2.1 Законодательство венчурного бизнеса

Специального  закона, регулирующего инвестирование в инновационную деятельность, в  настоящее время в России не существует так же, как и закона о самой инновационной деятельности. Поэтому регламентирование в этой области основывается на общих актах, в частности на ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»1, Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»2, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»3, на ФЗ «Об инвестиционных фондах»4.

     Но  эти документы не отражают специфики  инвестирования в инновационную  деятельность.

     Кроме того, косвенно вопросы об инвестировании регулируются законами, определяющими деятельность таких субъектов, как пенсионные фонды, страховые компании и др., (например, Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»5, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»6). Однако многие положения (в частности, принципы инвестирования средств страховыми организациями) делают невозможным вложение средств в инновационную деятельность.

      Что касается регионального правового  регулирования, то, например, в Хабаровском крае в 2000 году принят Закон «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае»7. Указанный закон даёт понятие инновационной деятельности, указывает на её субъектов, возможности финансирования, порядок отнесения деятельности к инновационной и т.д. Так же принят закон «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае»8. 

      2.2 Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия

     Венчурные технологические  фонды.

     Участников  российского рынка инноваций  можно разбить на несколько групп. Первую составляют российские венчурные технологические фонды, наиболее известный - Mint Capital9. Это единственный в классическом смысле венчурный фонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов. У него три основных области приложения капитала: телекоммуникации, средства массовой информации и инновационные проекты.

     Mint Capital был создан в 2000 году на волне возрождения российской экономики после кризиса 1998 года. Была поставлена цель способствовать развитию предпринимательства в России и СНГ в целом через прямые инвестиции в акционерный капитал предприятий.

     До  образования фонда Mint Capital, два его основателя провели в общей сложности свыше двадцать лет в известных западных корпорациях и финансовых учреждениях, занимаясь инвестированием, управлением и построением в России бизнеса по западным корпоративным стандартам. Предыдущее место работы Ульфа Перссона — компания Brunswick, где он в течение пяти лет отвечал за прямые инвестиции, включая три года в должности управляющего директора AIG Brunswick Millennium Fund с капиталом 300 миллионов долларов США. Фредрик Экман до Mint Capital занимался созданием и развитием в СНГ бизнеса шведской косметической компании Oriflame с нуля до положения одной из ведущих FMCG компании в России, Украине и Прибалтике и оборотом свыше 100 миллионов долларов США.

     В то время было крайне сложно убедить инвесторов вкладывать средства в российскую экономику, поэтому первый фонд составил 21 миллион долларов США. В 2001 году в России работали всего два зарубежных фонда прямых инвестиций, одним из которых стал Mint I. Ключевыми инвесторами первого фонда стали корпорация Boeing и семья основателей компании Oriflame. После трех лет работы Mint I был проинвестирован в российские компании из различных отраслей, включая медиа, разработку ПО, контрактное производство.

     Второй  фонд, Mint II, объемом в 130 миллионов долларов США, из которого в настоящее время ведется инвестирование, был создан в 2005 году после успешных встреч с инвесторами. Маркетинг фонд был начат в 2004 году, по случайному стечению обстоятельств, в период трагических событий в Беслане и ситуации вокруг ареста Михаила Ходорковского. Тем не менее, в этот период зарубежные инвесторы уже с большим оптимизмом смотрели на Россию. И в результате полученный капитал превысил первоначальную цель в 100 миллионов долларов США.

     За 2007 год, ввиду значительного роста капитала под управлением, произошло заметное укрепление и расширение инвестиционной команды. В настоящее время цель компании — стать внешним инвестором для предпринимателей из России и СНГ.

     Государственные фонды, целевые программы  поддержки инновационного бизнеса.

     Ко  второй группе участников российского  рынка инноваций можно отнести  государственные фонды и ряд  федеральных и региональных целевых  программ поддержки инновационного бизнеса, которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная от завершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долю в уставном капитале образующейся компании. Финансовый резерв их слишком мал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. Тем не менее, за десять лет своего существования они сыграли важнейшую роль в спасении от полного исчезновения ряда ведущих отечественных научных школ и дали жизнь сотням оригинальных проектов и идей. Это, прежде всего, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд – государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65, один из трех государственных научных фондов. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (1075500 тыс. рублей в 2006 году).

     Основные  задачи Фонда:

     - проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

     - оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

     - создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

     На 01.01.2006 года в Фонд было подано около 10000 проектов, свыше половины из них  из регионов России. Представительства  Фонда активно работают в 29 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. В экспертизе проектов принимают участие более 2455 независимых экспертов, из них 748 – доктора наук, 1050 – кандидаты наук.

     Профинансировано  более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей.

     Основные  средства Фонда направлены на проекты  НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных  компаний на решение социальных задач и создание высоко наукоемких продуктов:

  • машиностроение и приборостроение 21,0%
  • инфраструктура малого бизнеса 18,0 %
  • медицина, фармацевтика 17,0 %
  • строительство, новые материалы 13,0%
  • информатика (включая программный продукт), вычислительная техника 12,0 %
  • пищевая промышленность, сельское хозяйство 10,0 %
  • электротехника, энергетика 9,0 %

     Остальные средства Фонда (около 15,0%) направляются на создание сети инновационно-технологических  центров (создано по России около 30 ИТЦ площадью свыше 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятиям), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Информация о работе Венчурный бизнес и его развитие в российской экономике