Виды и структура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….. 3
1. Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
1.2 Функции рынка………………………………………………………………8
1.3 Рыночная экономика……………………………………………………….10
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
2.1 Виды рынков………………………………………………..………………12
2.2 Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
2.3 Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
2.4 Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
2.5 Рынок олигополии………………………………………………………….27
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
3.1 Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
3.2 Фиаско рынка……………………………………………………………….33
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 105.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

       Кафедра экономической теории и основ предпринимательства 
 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА

       на  тему:

       «Виды и структура рынка» 
 
 

                  Выполнил: студентка 2 курса

                  факультета  заочного обучения

                  специальность ЭУП (с)

                  Акчурина  И.Т.

                  зачетная  книжка №: 10-3-8-902

                  Проверил: стар. преп.

                  Беляева С.В. 
                   
                   

       Воронеж 2011 

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….….. 3

  1.    Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
    1. Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
    2. Функции рынка………………………………………………………………8
    3. Рыночная экономика……………………………………………………….10
    4. Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11

2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12

    1.   Виды рынков………………………………………………..………………12
    2.   Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
    3.   Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
    4.   Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
    5.   Рынок олигополии………………………………………………………….27

3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29

    1.   Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
    2.   Фиаско рынка……………………………………………………………….33
    3.   Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40

Заключение………………………………………………………………………42

Список использованной литературы…………………………………………..44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 

     Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где  люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение  от продажи своих товаров. Эти  потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

     Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово и  разнообразно. Происходящие здесь изменения  интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе  и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

     Актуальность  темы заключается в том, сто рынок представляет собой не только общеэкономическую категорию, присущую в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо. 

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.

     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1). Определить следующие понятия:  рынок, функции рынка, рыночная  экономика, структура рынка, инфраструктура  рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

     2). Раскрыть содержание функций  рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

     3). Определить критерии классификации  видов рынков. Дать обоснование  критериям их классификации. 

     4). Провести сравнительный анализ  рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

     Объектом  исследования являются рынок и его  виды.

     Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.

     Структура исследования определена его целью  и задачами.

Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Рыночный механизм  и его функции
 
     
    1.   Сущность рынка.  Условия возникновения  рынка

     Рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад и прошел длительный путь развития - от простейших форм к сложным. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

     Категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических  отношений и поэтому отождествляется  многими авторами с рыночной экономикой "рынок – это экономические  отношения, связанные с обменом  товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена1".

     В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок2"

     На  заре цивилизации, с первого общественного  разделения труда - отделения пастушеских  племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного  строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности. Однако для возникновения товарно-денежных отношений одного общественного разделения труда мало. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда они производятся независимыми, самостоятельными, обособленными друг от друга производителями. Экономическая обособленность означает, что решение о производстве того или иного товара принимает сам производитель, руководствуясь собственным видением, опытом и навыками. В принятии такого решения ему никто не мешает. Однако результат производства признается обществом только на рынке. Значит, начиная процесс производства, производитель уже в определенной степени зависит от рынка, ориентируясь на него, изучая конъюнктуру и другие факторы спроса.

     Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством  разделения труда достигается обмен  деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного  труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного  вида труда.

     Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все  другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в  какой-либо одной сфере исключает  возможности такого же производственного  использования в другой. В экономической  теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством  обмена одного продукта на другой через  рынок.

     Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

     В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные  общества, государственные и смешанные  предприятия.

     Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок  предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 

      
    1.   Функции рынка

Информация о работе Виды и структура рынка