Виды экономических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Понятие конфликта (от лат. confliktus – столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

   Иными словами, подход разрешения конфликтов в кризисном режиме развития предприятия рассматривает направления формирования такого важнейшего свойства коммерческой организации в условиях рынка как выживаемость. Вместе с тем, менеджеру предлагается расширенный дифференцированный арсенал вмешательств в неизбежные конфликты между организационными единицами.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной работе была предпринята попытка дать краткий аналитический обзор некоторых психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт и провести теоретический анализ понятия конфликта в организации.

Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).

Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.

Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением организации (ООО "XXX"), диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов организации по методике К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социометрия. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.

В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.

Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "XXX" можно сделать следующие выводы:

1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);

2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);

3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

Таким образом, гипотеза о наличии между осознаваемостью индивидами предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью испытуемого нашла свое подтверждение.

Приложение 1

Методика  диагностики стратегий  поведения личности в конфликте К. Томаса.

1. А.  Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

Б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

А. Я  стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я  пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

А. Я  стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А. Я  пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я  стараюсь добиться своего.

А. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я  предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А. Я  твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

А. Я  предлагаю среднюю позицию.

Б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А. Я  сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

А. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

А. Я  стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я  пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А. Я  пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я  всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

А. Я  пытаюсь найти позицию, которая  находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого  человека.

Б. Я  отстаиваю свои желания.

А. Как  правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А. Если позиция другого кажется ему  очень важной, я постараюсь пойти  навстречу его желаниям.

Б. Я  стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А. Я  предлагаю среднюю позицию.

Б. Я  почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого из нас.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А. Я  предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

А. Я  стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я  всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения  в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ:

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1.       А Б
2.   Б А    
3. А       Б
4.     A   Б
5.   А   Б  
6. Б     А  
7.     Б А  
8. А Б      
9. Б     А  
10. А   Б    
11.   А     Б
12.     Б А  
13. Б   А    
14. Б А      
15.       Б А
16.       Б А
17. А     Б  
18.     Б   А
19.   А   Б  
20.   А Б    
21.   Б     А
22. Б   А    
23.   А   Б  
24.     Б   А
25. А       Б
26.   Б А    
27.       А Б
28. А Б      
29.     А Б  
30.   Б     А
 

Приложение 2 Методика диагностика  степени конфликтности  личности и оценки других.

Дайте самооценку своих действий (оценку действий других) в конфликтных ситуациях в  организации.

 
Рвется  в спор 7 6 5 4 3 2 1 Уклоняется  от спора  
Свои  доводы сопровождает тоном, не терпящим возражения 7 6 5 4 3 2 1 Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном  
Считает, что добьется своего, если будет  рьяно возражать 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что  проигрывает, если будет возражать.  
Не  обращает внимание на то, что другие не понимают доводов 7 6 5 4 3 2 1 Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов.  
Спорные вопросы обсуждает в присутствии  оппонента 7 6 5 4 3 2 1 Рассуждает  о спорных проблемах в отсутствии оппонента  
Не  смущается, если попадает в напряженную  обстановку 7 6 5 4 3 2 1 В напряженной  обстановке чувствует себя неловко  
Считает, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что  в споре не нужно демонстрировать  свои эмоции  
Не  уступает в споре 7 6 5 4 3 2 1 Уступает в  споре  
Считает, что люди легко выходят из конфликтов 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что  люди с трудом выходят из конфликта  
Если  взрывается, то считает, что без этого  нельзя 7 6 5 4 3 2 1 Если взрывается, то скоро ощущает чувство вины  
       

Приложение 4

Корреляция 

Информация о работе Виды экономических конфликтов