Виды монополии и методы регулирования их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Основная часть……………………………………………………………...4
1.1. Виды монополии и методы регулирования их деятельности……….5
1.2. Методы регулирования деятельности естественных монополий…..9
1.3. Международные монополии…………………………………………….22
2. Аналитическая часть……………………………………………………….26
2.1. Исследование монополии………………………………………………...26
2.2. Максимизация уровня производства…………………………………...28
2.3. Обеспечение самоокупаемости…………………………………………..30
2.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста………………..32
2.5. Издержки и эффективность монополий……………………………….34
2.6. Искусственная монополия………………………………………………..39
3.Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

    Объем производства монополиста, стремящегося к наибольшей прибыли, лежит ниже уровня, максимизирующего сумму потребительского излишка и излишка производителя. То есть, когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества, подобным тем, которые возникают при введении налога.

    Правительство реагирует на проблему монополии одним из четырех способов:

    использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня

конкуренции в  отрасли; регулирует цены, устанавливаемые  монополиями;

преобразует монополии в государственные предприятия; в случае

незначительного, в сравнении с неизбежными  несовершенствами политики, фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него.

    Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического

благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных

условиях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой дискриминации безвозвратные потери отсутствуют. В более общем случае несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так и уменьшению благосостояния в сравнении с установлением единой монопольной цены.

    Можно сказать, что выпуск монополиста «слишком мал», а цена  его продукции «слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования монополии, достижения эффективности на рынке. Итак, нами рассмотрены сущность и положение монополий (в особенности естественных)  на российском рынке, их влияние на российскую экономику, перспективы их реформирования.

    Современный подход к регулированию естественных монополий, по нашему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии – составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе

не в состоянии  ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов.  Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена

на пассивную  роль в общемировых экономических отношениях.

На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО"Газпром".

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 2006.

2.  А.Д.Голубович, Д.Г.Фиркало, Б.Л.Хенкин "Создание акционерных

обществ", Москва, 2005.                                               

3. Албегова М.Н., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая           политика: опыт перехода к рынку. Под общей ред. профессора, д.э.н. Сидоровича А.В. М., 2001.   

4.   Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий //

Вопросы экономики, 1999.

5.   Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.2006г. №147-ФЗ

6.   Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.

Валдайцева. М.: «Финансы и статистика»,2006.

7.   Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского

предпринимательства//Социально-политический журнал-1995-№4-с.40-47

8.   Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в

условиях естественной монополии. // Вопросы экономики. – 1998. - №  4

9.  Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М. 1991.

10.  Курс экономики  / Под ред. Райзберга Б.А. М., 2001.

11.  Курс экономической  теории / Под общей ред. Чепурина  М.Н., Киселевой Е.А. Киров. 1994.

12.  Микроэкономика. М.: КноРус. 2000.

13. Микроэкономика: теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 2006.                                                      

14. Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган.  – 1999                Микроэкономика: теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 1999.

15.  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.

16. Микроэкономика./под.общей ред.  В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». – 1997.

17.  Мэнкью  Н. Г. Принципы экономикс. СПб:  Питер. 1999.

18.  Н. Грегори  Мэнкью. Принципы экономикс./ учеб. пособие  для ВУЗов.

19.  Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. I. М. 2005.

20.  Основы  предпринимательской деятельности (Экономическая теория.

Маркетинг. Финансовый менеджмент)/В.М.Власова, Д.М.Воинов, С.Н.Кулаков  и др.,2007.

под ред. В.М.Власовой – М.: Финансы и статистика.

21.  Основы  экономической теории / Под ред.  В.Д. Камаева. М. 1997. С- П.:

«Питер». – 2001.

22. Борисов Е.  Ф. Экономическая теория: учеб. для  вузов/ Е. Ф. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование, 2007. – 391 с.

23. Нуреев Р.  М. Курс микроэкономики: учеб. для  вузов. – 2-е изд.- М: Норма. 2006-561с.

 

 

 

    

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды монополии и методы регулирования их деятельности