Вклад школы физиократов в становление экономической науки

Автор: Татьяна Белякова, 21 Октября 2010 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Исследуя процесс становления современной экономической науки, невозможно обойти вниманием школу физиократов. Школа физиократов – специфическое течение в рамках классической политической экономии. Слово “физиократия” имеет греческое происхождение и в переводе означает “власть природы”. Таким образом, представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса, физиократы “в пределах буржуазного кругозора дали анализ капиталу” и стали “настоящими отцами современной политической экономии”.

Содержание

Введение
1. Основные представители школы физиократов
2. Основные идеи школы физиократов
1. Учение о “чистом продукте”
2. Проблема налогообложения
3. Положения о капитале
4. Проблема воспроизводства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 99.50 Кб (Скачать)

2.3. Положения  о капитале 

       Физиократам, в частности Кенэ, принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилизм отождествлял капитал, как правило, с деньгами, то Кенэ считал, “что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит”. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют “первоначальные авансы” (по современной терминологии – основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда рабочих и др., осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относит к “ежегодным авансам” (по современной терминологии – оборотный капитал). Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.

       О торговле Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая торговлю “бесплодным занятием”, он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она стала вредной, и что иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое им уплатили за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации.8  

       Не  соглашаясь с этим, Кенэ утверждал, что необходима только “абсолютно свободная торговля” как условие  расширения торговли, изгнания монополий  и сокращения торговых издержек.

       Наконец, о знаменитой “Экономической таблице” Кенэ, в которой выполнен первый анализ круговорота хозяйственной  жизни. Как пишет в своих мемуарах Мармонтель, уже с 1757 года доктор Кенэ чертил свои “зигзаги чистого продукта”. Это была “Экономическая таблица”, которая неоднократно издавалась и толковалась в трудах самого Кенэ и его учеников. Она существует в нескольких вариантах. Однако во всех вариантах таблица представляет собой одно и то же: в ней изображается с помощью числового примера и графика, как создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт страны обращается в натуральной и денежной форме между тремя классами общества, которые выделял Кенэ. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народохозяйственых пропорций в структуре экономики. Им выделены взаимосвязи, которые он характеризовал так – “Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются производством”9.

       Чтобы показать хотя бы в основных чертах трактовку “Экономической таблицы” с точки зрения современной науки, воспользуемся словами академика Василия Сергеевича Немчинова. В своей работе “Экономико-математические методы и модели” он пишет: “В XVIII веке на заре развития экономической науки… Франсуа Кенэ… создал “Экономическую таблицу”, явившуюся гениальным взлетом человеческой мысли.. Если характеризовать таблицу Кенэ в современных экономических терминах, то ее можно считать первым опытом макроэкономического анализа, в котором центральное место занимает понятие  

о совокупном общественном продукте.. “Экономическая таблица” Франсуа Кенэ – это  первая в истории политической экономии макроэкономическая сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей. Заложенные в ней идеи – это зародыш будущих экономических моделей. В частности, создавая схему расширенного воспроизводства, К. Маркс отдал должное гениальному творению Франсуа Кенэ…”10 

2.4. Проблема  воспроизводства 

       Кенэ  огромное значение придавал сфере производства. В этом его «классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин «воспроизводство» был введен в науку Кенэ. Более того, воспроизводственный процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что Кенэ явился основателем макроэкономической теории.

       Что касается анализа процесса воспроизводства, данного Кенэ в “Экономической таблице”, здесь исходным пунктом стал годовой  урожай, движение которого между классами в натуральной и денежной форме  и рассматривает Кенэ. И опять-таки впервые в истории экономической мысли Кенэ показал основные пути реализации общественного продукта, объединив многочисленные акты обмена в массовое движение денег и товаров. 

       И хотя Кенэ исключил из анализа процесс  накопления и рассматривал простое воспроизводство, можно с полным основанием сказать, что “Экономическая таблица” предвосхитила современные схемы воспроизводства общественного продукта11.

       Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Кенэ.

       Как мы знаем, Кенэ разделил общество на три  класса: производительный класс, состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.); класс собственников, в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй; бесплодный класс, включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.

       Источник  богатства естественно в первом классе, потому что он один производит. Предположим, что он производит на 5 миллиардов франков. Прежде всего, он удерживает 2 миллиарда на своё содержание и  на содержание скота, на обсеменение и удобрение; эта часть дохода не идёт в обращение, она остаётся у своего источника.

       Остаток продукта земледельческий класс  продаёт и получает за него 3 миллиарда  франков. Но так как для его  содержания не достаточно одних сельских продуктов и ему нужны ещё мануфактурные продукты, одежда, инструменты и пр., то он спрашивает их у индивидуального класса и платит последнему 1 миллиард.

       У него остаётся, таким образом, только 2 миллиарда, которые он отдаёт  
 

классу  собственников и феодалов в форме  арендной платы и податей.

       Перейдём  к классу собственников. Два миллиарда, полученных им в

форме арендной платы, он, естественно, употребляет  на то, чтобы жить. И хорошо жить; для этого ему нужны, во-первых, средства потребления, которые он покупает у земледельческого класса и уплачивает ему, скажем, 1 миллиард, а во-вторых, мануфактурные продукты, которые он покупает у бесплодного класса и уплачивает ему тоже, скажем, 1 миллиард. На этом счет его завершён.

       Что касается бесплодного класса, то он, ничего сам не производя, может получить необходимое ему только из вторых рук - из рук производительного класса. Только получает он это двумя различными путями: 1 миллиард от земледельческого класса в уплату за мануфактурные продукты такой же ценности и 1 миллиард от класса собственников тоже в уплату за мануфактурные продукты. Заметим, что последний миллиард- один из тех двух, которые класс собственников получил от земледельческого класса; он таким образом сделал полный оборот.

       Бесплодный  класс, получив эти 2 миллиарда в уплату за свой продукт, употребляет их, на прожитиё и на покупку сырых материалов для своей промышленности. И как только производительный класс может снабдить его средствами потребления и сырыми материалами, то он возвращает их земледельческому классу в форме платы за эти продукты. Таким образом, эти 2 миллиарда возвращаются к своему источнику. Вместе с миллиардом, уже уплаченным классом собственников, и 2 миллиардами продуктов, в натуре не проданных, они составляют общий итог 5 миллиардов, которые вновь появляются на руках у производительного класса, и кругообращение возобновляется до бесконечности.12 
 

       Внимательный  анализ таблицы легко выявит ошибку, заключающуюся в том, что ремесленники реализовали весь продукт, не оставив  себе ничего для «ежегодных авансов»; их внутреннее воспроизводство становится проблематичным.

       Отмеченная   ошибка   Кенэ    –   результат  его  взгляда    на  значение

промышленности  того времени. Судьба ремесленников  его просто не интересовала. Он был  идеологом фермерства, ведшего товарное производство.

       Таким образом, таблица Кенэ показывает все  условия и пропорции воспроизводства, становясь первой в истории экономической  науки макроэкономической моделью. Из этой воспроизводственной концепции  вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит.

       Рассматривая  “Экономическую таблицу” Кенэ как  первую попытку макроэкономического  исследования, в этой работе, тем не менее, нетрудно заметить формальные недостатки: простейшая иллюстрация взаимосвязи отраслей; обозначение так называемого непроизводственного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизм превращения земли в источник ценности, и т. д. М. Блауг заметил, что в “Таблице” Кенэ деньги – не более чем форма обращения, что торговля в сущности сводится к бартерному обмену и что производство продолжает автоматически генерировать доход, выплата которого позволяет перейти к следующему производственному циклу.13

 

Заключение 

       В результате написания данной контрольной работы можно сделать следующие выводы.

       Признанным  лидером и основоположником школы  физиократов является Франсуа Кенэ. Он не только сформулировал основные теоретические положения, но также экономическую и политическую программу физиократизма.

       Кенэ  использовал передовые для своего времени подходы к анализу  экономических явлений и процессов Труды Кенэ способствовали формированию научной методологии политической экономии Особенно большое значение для развития этой науки имело перенесение анализа из сферы обращения в сферу производства, а также рассмотрение хозяйственной жизни общества с учетом его социально-классовой структуры.

       К числу заслуг школы физиократов  в целом и их лидера в частности  относится всесторонняя критика  меркантилизма. Кенэ опроверг вывод  меркантилистов о том, что стоимость  и богатство создаются в сфере  обращения, обосновал принцип эквивалентности обмена и показал, что стоимость и “чистый продукт” создаются в производстве. Кенэ преодолел меркантилистскую трактовку денег как главного богатства нации и показал, что таковым являются “реальные товары”. В то же время он не отрицал необходимости денег и подчеркивал важность их некоторых функций.

       Велики  заслуги физиократов в анализе  капитала. Они впервые в истории  политической экономии выделили различные  составные части производительного  капитала (“первоначальные” и “ежегодные авансы”) и фактически подошли к установлению различия между основным и оборотным капиталом. Основоположник физиократии при делении капитала на “первоначальные” и “ежегодные авансы” использовал правильный критерий – различие в способе переноса стоимости этих частей капитала на продукт, в их воспроизводстве.

       Кенэ  сделал прогрессивный для своего времени вывод о том, что “чистый  продукт” (рента) принадлежит не только землевладельцам, но и государству  и что при определенных условиях последнее может отнять у земельных собственников этот доход.

       Тюрго, хотя и не считал себя последователем Кенэ, тем не менее придерживался  физиократических принципов и внес немало интересных и важных наблюдений и дополнений. В частности, он внес огромный вклад в изучение механизма  ценообразования, а также роли ссудного процента. В работах Тюрго сказалось также и то, что он, в отличие от Кенэ, был экономистом-практиком, что повлияло на многие наблюдения.

       Среди других физиократов сложно назвать  выдающиеся имена. Кружок, сформировавшийся вокруг Кенэ, превратился практически в настоящую секту и, в конце концов, выродился, так как не нашлось никого, кто развивал бы физиократические идеи, вливал в них новые мысли: ученики Кенэ только повторяли и интерпретировали мысли учителя, служа его рупором.

       Тем не менее, необходимо отметить величайшую заслугу школы физиократов, внесших вклад в развитие мировой научной мысли, становление политической экономии как науки.

 

Список использованной литературы 

  1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Просвещение, 1979. – 496 с.
  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Наука, 1994. – 254 с.
  3. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т.: Т. 1 / Ред. Черковец В. - М.: Просвещение, 1988. – 426 с.
  4. Дроздов В.В. Ф. Кенэ. - М.: Наука, 1988. – 338 с.
  5. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. - М.: Просвещение, 1960. – 312 с.
  6. Кенэ Ф. О торговле // Экономическая история. – 1938. – №2. – С. 33 – 42.
  7. Тюрго А.Р.Ж. Избранные экономические произведения. - М.: Просвещение, 1973. – 306 с.
  8. Тюрго А.Р.Ж. Мемуар о налогах. - М.: Соцэкгиз, 1961. - 266 с.
  9. Тюрго А.Р.Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. – М.: Соцэкгиз, 1968. – 453 с.
  10. Черковец В. Историческая тенденция и социальная востребованность политической экономии // Российский экономический журнал. -1996. - №3. – С. 18 – 26.

Информация о работе Вклад школы физиократов в становление экономической науки