Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров, сырья и капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики

1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики
1.2 Основные направления внешнеторговой политики

1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики
Глава 2. Анализ влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала Республики Казахстан

2.1 Анализ внешнеторговой политики Республики Казахстан

2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала


Глава 3. Направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан

3.1 Преимущества и недостатки внешнеторговой политики Республики Казахстан 3.2 Перспективы развития внешнеторговой политики Республики Казахстан

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     1.2 Основные направления  внешнеторговой политики 

     Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

     В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

     Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.

     Введение  монополии внешней торговли обусловливалось  плановым характером экономики советского государства и преследовало две  цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во - вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

     Итогом  этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

     Первые  шаги по реформе внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок — производитель". Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров2 предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991год после обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

     1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики

     Государства, проводя определённую внешнеэкономическую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

     Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

     Более действенными инструментами государственной  внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

     К методам внешнеторговой политики относится  также система двусторонних и  многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

     Таможенный  тариф — основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при  перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

     Таможенный  тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

     Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

     Основные  функции таможенного тарифа страны:

     1. Реализация фискальных целей  государства, так в РК в 2005 году таможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. тг, что составило 25% доходной части годового бюджета.

     2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более.

     3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

     4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%.

     5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

     6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

     Среди множества классификаций таможенного  тарифа можно отметить следующие  наиболее распространённые и часто  применяемые на практике виды:

     1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

     2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

     Как отмечалось выше, таможенный тариф  представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОТОКИ ТОВАРОВ, СЫРЬЯ И КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

     2.1 Анализ внешнеторговой  политики Республики Казахстан 

     За  прошедшие десять лет темпы переговоров Казахстана были неравномерными, что было связано с изменениями приоритетов во внутренней и внешнеэкономической политике. Так, после 1998 года (переговорный процесс активно начался в январе 1996 года) наметился определенный спад. Однако с июля 2001 года переговоры опять активизировались. Именно за последние два года было проведено 7 из 9 раундов двусторонних переговоров со всеми заинтересованными странами, а также состоялись наиболее плодотворные заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО.

     Поворотным  моментом стало решение о подготовке обобщающего документа о внешнеторговом режиме республики, так называемое Фактологическое резюме. Оно ляжет в основу будущего доклада рабочей группы, в котором будут зафиксированы условия и обязательства Казахстана в качестве будущего члена ВТО. Принимаемые Казахстаном обязательства должны учитывать специфические особенности экономики республики, а также цели и ожидаемые результаты от членства республики в этой глобальной международной организации.

     Начиная с середины 90-х годов в республике последовательно проводилась либерализация  внешнеторговой политики. В частности, это позволило увеличить внешнеторговый оборот страны. К настоящему времени внешнеторговый режим Казахстана является достаточно либеральным. В республике отсутствуют количественные ограничения на импорт, установлены относительно невысокие таможенные тарифы. Система лицензирования экспорта и импорта распространяется только на узкий перечень товаров, в основном двойного назначения. Поэтому основной акцент по дальнейшему реформированию внешнеторговой политики должен быть сделан не столько на меры, применяемые на границе, сколько на мероприятия внутри страны.

     Сюда  можно отнести вопросы внедрения  международных стандартов качества продукции, обеспечение доступа к информации и новым технологиям, соответствующие институциональные реформы, позволяющие получить выгоды от широкого вовлечения в региональные и международные торговые объединения. В связи с этим ключевыми элементами при вступлении в ВТО являются создание эффективной регуляторной среды, разработка мер по поддержке и стимулированию производства высокотехнологичных конкурентоспособных товаров, формирование институтов по поддержке и продвижению казахстанских товаров на мировые рынки.

     В настоящее время, Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира. Торгово-экономические соглашения заключены более, чем с 50 странами, с большинством, из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования.

     В 2010 году также основным торговым партнером  Казахстана являлись страны ЕС, Россия и Китай. Основными покупателями казахстанских товаров являются страны ЕС (51,4%, 30,8 млрд. долларов США), Китай (16,9%, 10,1 млрд. долларов США) и Россия (9%, 5,4 млрд. долларов США).

       Со странами СНГ установлен  режим свободной торговли, продолжается  работа по углублению интеграционных  процессов в рамках ЕврАзЭС,  ШОС, ЦАРЭС и др.

Информация о работе Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров, сырья и капитала