Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Понятие внешнеэкономической политики....................................................5
Государственная внешнеэкономическая политика............................6
Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства..10
Стратегические направления внешнеэкономической политики.......12
Государственное регулирование внешнеэкономических связей......14
Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ............................................................................................................15
2.Внешнеэкономическая деятельность..................................................................18
2.1. Всемирная торговая организация.........................................................20
2.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО...........................................22
2.3.Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.........................................25
Заключение................................................................................................................27
Список литературы................................

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая политика России.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ..................................................................................................................3

  1. Понятие внешнеэкономической политики....................................................5
    1. Государственная внешнеэкономическая политика............................6
    2. Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства..10
    3. Стратегические направления внешнеэкономической политики.......12
    4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей......14
    5. Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ............................................................................................................15

2.Внешнеэкономическая деятельность..................................................................18

           2.1. Всемирная торговая организация.........................................................20

           2.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО...........................................22

           2.3.Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.........................................25

Заключение................................................................................................................27

Список литературы...................................................................................................29 
 
 
 
 
 

Введение 

     Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще  до формирования мирового хозяйства  народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних  было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

     Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как  оно нередко производило продукцию  из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

     На  протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

     В настоящее время торгово-экономические  связи в основном сохранили прежние  черты. Это, прежде всего, относится  к структуре товарооборота, которая  изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

     В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согласованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, таможенной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров.

     Страны  СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных  изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции  взаимоотношений во внешнеэкономических  связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

     Россия  импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные и непродовольственные  товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

     Наибольшая  интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией  и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта  со странами Содружества. Для всего  Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие внешнеэкономической  политики

     Внешнеэкономическая политика возникла в одно время с  появлением больших общественных групп  и государств. Она является центральным  перекрестком взаимодействия политики и экономики, политических и экономических миров в сфере внешнеэкономической деятельности.

     В операциональном плане внешнеэкономическая  политика (ВЭП) — это политический курс действий субъектов внешнеэкономических  отношений и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. В целом под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и возможности социального субъекта формировать и реализовывать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

     Следовательно, ВЭП является интегральным компонентом  политики в целом, а также в  известной мере ее детерминантой. Идет речь в первую очередь о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической системы общества.

     Конкретные  направления, формы и масштабы ВЭП  определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность в действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере потребности и интересы личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. 
 
 

1.1. Государственная внешнеэкономическая политика

     Главная цель - дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда как важнейшее условие стабильности функционирования национальной экономики, экономического роста и завершения реформ.

     Последовательная  реализация этой цели должна изменить характер интеграции России в мировую  экономику, сделать этот процесс управляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и - что самое главное -направленным на структурную перестройку российской экономики и обеспечение интересов российских участников внешнеэкономических операций.

  Внешнеэкономическая политика России будет направлена прежде всего на обеспечение:

    • наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
    • разумного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
    • доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, национальное производство которых отсутствует или ограничено);
    • благоприятных внешних платежных позиций;
    • обеспечения безопасности государства, а также прав и безопасности потребителей;
    • соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

     Набор инструментов для реализации внешнеэкономической  политики довольно ограничен. Традиционно наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

     С этой точки зрения очевидна необходимость  приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

     Другая  причина целесообразности этого  заключается в том, что в международной  практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений ).

     Основным  инструментом защиты внутреннего рынка  должны стать меры, направленные прежде всего на формирование здоровых и  разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить "избирательную" защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации из-за наносящего ущерб импорта. Процедуры введения таких мер должны быть простыми и основанными на ясных и хорошо известных критериях. Применение других нетарифных мер регулирования импорта, таких, как стандарты, требования к упаковке, маркировке и аналогичных им должно быть связано исключительно с требованиями безопасности, защиты жизни и здоровья. Должны быть четко разделены функции разработки торговой политики и функции применения мер, включая меры на таможенной границе (и некоторых других административных решений).

     Необходимо  стремится к транспарентности, гласности  и предсказуемости. применения мер внешнеэкономической политики России. Поэтому целесообразно создать механизм специального судебного (или административного) разрешения споров, которые могут возникнуть между экономическими операторами и органами исполнительной власти в связи с решениями, затрагивающими интересы бизнеса в области внешнеэкономических связей. Одновременно административные меры регулирования необходимо свести к минимуму, обеспечивающему разумный контроль государства за осуществлением экономической деятельности.

     Принцип взаимности в рамках общепризнанных норм и правил международной торговли - еще один инструмент реализации внешнеэкономической  политики, который должен активно  использоваться. Наилучшие условия  доступа в Россию должны прежде всего  получать те страны, которые в свою очередь предоставляют России сопоставимые по обьему и экономическому эффекту условия для доступа на свои рынки. С этой точки зрения очевидна необходимость пересмотра подходов к формированию и развитию договорно-правовой базы внешнеэкономических отношений с третьими странами и интеграционными организациями.

     Необходимо  задействовать механизмы регулированию  торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Внешнеэкономическая политика России в этом секторе должны быть направлена на поэтапное формирование нормальной конкурентной среды. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний. Открытие наиболее привлекательных сегментов рынка услуг России для иностранных поставщиков будет проводиться с учетом встречных уступок со стороны торговых партнеров России, рынки товаров и услуг которых пока остаются закрытыми для отечественных поставщиков.

     Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает формирование системы  контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Этот инструмент необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны получить равные возможности защиты своих интересов.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность