Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы – проанализировать собранную информацию о внешних связях, деятельности России на мировой арене, о внешнеэкономической политике России на современном этапе и после детального изучения преимуществ и недостатков Российской экономики дать примерный прогноз развития экономических связей и отношений России в Мировом сообществе в будущих периодах.
Объектом исследования курсовой работы выступает внешнеэкономическая деятельность России, определяемая современной государственной политикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие внешнеэкономической политики……………….…………..6
1.1 Основные принципы внешнеэкономической
политики России………………………………………………….10
1.2 Законодательство, регламентирующее ВЭД России………..…13
1.3 Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………...14
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России
на современном этапе………………………………………….….…..21
2.1 Анализ экспорта и импорта РФ………………………..………...21
2.2 Динамика вывоза капитала из России……………………..…….29
2.3 Анализ прямых иностранных инвестиций в российскую
экономику……………………………………………………..…..33
2.4 Россия на международном рынке труда………………………..40
Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия России
в условиях глобализации………………………………………….…..46
3.1 Угрозы национальной экономической безопасности РФ….…..47
3.2 Субстратегии России……………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.теория.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

  Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Понятие внешнеэкономической политики……………….…………..6

      1.1 Основные принципы внешнеэкономической

      политики  России………………………………………………….10

      1.2 Законодательство, регламентирующее ВЭД России………..…13

      1.3 Методы государственного регулирования

       внешнеэкономической  деятельности…………………………...14 

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России

     на современном этапе………………………………………….….…..21

      2.1 Анализ экспорта и импорта РФ………………………..………...21

      2.2 Динамика вывоза капитала из России……………………..…….29

      2.3 Анализ прямых иностранных инвестиций в российскую

      экономику……………………………………………………..…..33

      2.4 Россия на международном рынке  труда………………………..40 

Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия  России

     в  условиях глобализации………………………………………….…..46

      3.1 Угрозы национальной экономической безопасности РФ….…..47

      3.2 Субстратегии России……………………………………………..49 

Заключение……………………………………………………………………….52

Список  литературы………………………………………………………………53

Приложение………………………………………………………………………55

 

Введение

    Современное качество жизни и уровень экономического, политического и социального развития Российской Федерации во многом определяется за счет тех действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и за ее пределами. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют, а также стимулируют политические действия. Будущее России целиком и полностью зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, и, прежде всего, с национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире, с осуществлением эффективных преобразований в экономике, с повышением жизненного уровня населения. Тема курсовой работы очень актуальна по своему содержанию, ведь проанализировав различные стороны и сферы деятельности России в мировом аспекте, можно делать какие-то конкретные выводы и заключения по поводу ее дальнейшего развития. Россия – это огромная великая страна, богатая историческими подвигами и событиями, которые во все века славили ее по всему миру. И на современном этапе хотелось бы видеть ее такой же сильной и авторитетной страной, которая не даст себя в обиду.

    Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов  российская экономика пережила глубочайший  спад, который был вызван последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства и введение новой системы внешнеэкономического сотрудничества, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления.

        Только с началом XXI века в российской экономике начался  реальный подъем, стал повышаться жизненный уровень населения, появилась финансовая стабилизация. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.

        В таких условиях особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности становятся политические цели и задачи государства. Они существенно влияют на выбор направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах социально-экономического развития России. Исследование этих аспектов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России.

    Главная цель курсовой работы – проанализировать собранную информацию о внешних связях, деятельности России на мировой арене, о внешнеэкономической политике России на современном этапе и после детального изучения преимуществ и недостатков Российской экономики дать примерный прогноз развития экономических связей и отношений России в Мировом сообществе в будущих периодах.

    Объектом исследования курсовой работы выступает внешнеэкономическая деятельность России, определяемая современной государственной политикой.

    Предметом исследования является влияние политических интересов и задач государства на внешнеэкономическую политику и внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации.

    Источниковую  базу курсовой работы составили несколько групп документально-информационных материалов:

    • Учебные материалы и учебная литература по теме внешнеэкономической деятельности и мировой экономики
    • Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.2003
    • Авторские экономические журнальные статьи, содержащие в себе исследования внешнеэкономических факторов
  • Ресурсы глобальной информационной сети Интернет

 

   Глава 1. Понятие внешнеэкономической  политики

    Для того, чтобы исследовать внешнеэкономическую  деятельность какого-либо государства или субъекта экономики, надо изначально дать определение самому термину внешнеэкономическая политика. От него мы и будем отталкиваться при описании внешнеэкономической деятельности. Итак, внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.1 Кроме того, внешнеэкономическая политика решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны, регулирует внешнеэкономическую деятельность, отличительным признаком которой является международная купля-продажа товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

    Этот  обширный набор инструментов внешнеэкономической  политики большинства стран позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнюю политику других стран. Этот арсенал инструментов внешнеэкономической политики можно определить как торгово-политический механизм.

    Основные  направления внешнеэкономической  политики любого государства формируются  под воздействием двух групп факторов. первая относится к политической, экономической и военной обстановке на международной арене в целом, и особенно в тех зонах, где сосредоточиваются стратегические, жизненные интересы любого государства. Она, в свою очередь складывается в результате действий правительств других стран, прежде всего важнейших партнеров или противников данного государства; определяется соотношением экономических, политических и военных сил основных субъектов мировой экономики, а так же механизмами и принципами функционирования системы международных отношений как на глобальном, так и на региональных уровнях. Вторая группа факторов, как представляется, не менее, а может быть, и более важная – внутренние движущие силы и мотивы, обусловливающие действия государства за пределами его национальных границ.2

    Не  менее важным аспектом взаимосвязей между внутренними условиями и процессами с одной стороны, и внешней политикой -  с другой, является соотношение между внешнеполитической стратегией и ресурсами, которые государство может выделить для ее реализации. Опыт показывает, что установление максимально точного соответствия между целями и потенциалом их воплощения в жизнь является принципиально важной задачей организаций и институтов, разрабатывающих внешнюю политику государства и принимающих необходимые решения.

    В том случае, если внешнеполитические ведомства и высшее руководство страны недооценивают собственные возможности, то ее внешняя политика во многих случаях становится излишне пассивной. Но если деятельность государства на международной арене и сопряженные с ней амбиции не подкреплены экономическими, политическими и военными ресурсами, то весьма вероятным становится внешнеэкономический и стратегический «тупик». В этой ситуации, как правило, возникают и нарастают кризисные явления сначала в экономике, а затем и в политической сфере, которые могут привести в конечном счете к краху режима или даже государства.

    Идеологические  установки и концепции являются одной из основных движущих сил внешней  политики любого государства. Однако если свести анализ формирования стратегических установок и действий государств на международной арене только к выявлению их идеологических истоков, то это будет означать существенное сужение предмета исследования. Более того, остается открытым вопрос о природе и происхождении самих идеологий. И поэтому выстраивая схему взаимодействий внутренних факторов и внешней политики, исследователи часто помещают в центр своего анализа национальные интересы, процессы и механизмы их формирования и реализации. При этом идеологические концепции и представления чаще всего рассматриваются как выражение определенных интересов. Особое значение имеют те интересы, которые принято называть национальными.3

    Категория «национальный интерес» занимает центральное  место в современной теории международных  отношений и, более того, в политической науке в целом. Известна, например, ставшая классической фраза У.Черчилля. Охарактеризовав в свое время Россию как «загадку, окутанную тайной и помещенную внутрь головоломки», Черчилль, однако, продолжил свою мысль, заметив: «Возможно, существует ключ к разгадке этой тайны. Этот ключ – российский национальный интерес». Такая трактовка, бесспорно, открывает путь к систематическому исследованию внешнеполитического процесса. Деятельность государства на международной арене обретает логику, если представить ее как более или менее последовательную и внутренне согласованную цепочку действий на разных направлениях и в разных географических регионах, в ходе которых реализуются национальные интересы.

    В условиях, когда существуют «группы  интересов» с различными представлениями  о характере внешнеполитической стратегии страны, особое значение приобретают эффективность государственного внешнеполитического механизма, способность разработать и реализовать обоснованную и взвешенную политику, учитывающую в разумной степени устремления основных «групп интересов» и «давления», соотносящую их  с интересами населения, а также что принципиально важно, с реальными возможностями государства и общества.

    Для анализа эффективности внешнеполитического  механизма можно выделить три  основные стадии или фазы внешнеполитического процесса, поскольку различные общественные силы и институты играют разную роль на разных этапах формирования внешней политики.

    На  первой стадии формулируются и интерпретируются внешнеполитические интересы, являющиеся основной деятельностью государства на международной арене. В этот процесс вовлечены государственные ведомства, институты, структуры и организации, средства массовой информации, научные и исследовательские центры, потитические партии и т.д. в их разработках отражаются, хотя, как правило, в опосредованном виде, интересы различных социальных слоев, элитных групп и группировок, так или иначе связанных с различными сегментами экономической системы. В итоге формируется спектр различных концепций, на основе которых вырабатываются конкретные внешнеполитические стратегические установки. Формирование последних в подавляющем большинстве случаев является прерогативой государственных ведомств и организаций, отвечающих за те или иные направления и аспекты деятельности государства за пределами его национальных границ.

    На  основе такой системы взглядов и  установок государственные ведомства  готовят предложения и документы, касающиеся конкретных политических шагов  и акций, что и составляет основное содержание второй стадии внешнеполитического  процесса.

    Подготовленные  этими ведомствами и структурами  документы отступают президенту Российской Федерации, который и  принимает конкретные решения, одобряя, корректируя или отвергая предлагаемые ими варианты действий государства  на международной арене. Это третий этап формирования внешней политики государства.4

    Внешнеэкономическая политика является частью внешнеполитической политики государства, поэтому все  вышеизложенное имеет прямое отношение  к внешнеэкономической деятельности. Определив свои стратегии, планы  и перспективы развития на мировой арене, государство аналогично определяет черты экономического взаимодействия с внешним миром. Ведь никому не секрет, что от политической стабильности государства с другими странами зависят и экономические взаимоотношения.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации