Внешнеторговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные направления внешнеторговой политики Республики Казахстан, торгово-экономического сотрудничества, методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные направления внешнеторговой политики ………………………..…..5
2 Торгово-экономическое сотрудничество ………………..…………………......15
3 Нетарифное регулирование ……………………………....……………………..23
Заключение ……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Казахстан.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

ЕКИБАСТУЗСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА  К. САТПАЕВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Международная экономика»

на тему : «Внешнеторговая политика Республики Казахстан »  
 
 

     
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы БЗЭ-41

Гуля  Е.С.

                                                         Проверила: Абылкасова Ж.Б. 
 
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Екибастуз 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основные направления внешнеторговой политики ………………………..…..5

2 Торгово-экономическое сотрудничество ………………..…………………......15

3 Нетарифное регулирование ……………………………....……………………..23

   Заключение ……………………………………………………………………….30

   Список литературы……………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Международная торговля является исторически первой и древнейшей формой международных  экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней.  Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

      Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

      Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.

      С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения развития и структурных изменений в национальных хозяйствах. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в мировом хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.

      В условиях развития международных экономических  отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

      Внешнеторговая  политика как система мер государства, направленная на регулирование внешнеэкономической  деятельности, является отражением реальных процессов, происходящих в структуре материального производства, управлении экономикой.

      Цель  данной курсовой работы – рассмотреть основные направления внешнеторговой политики Республики Казахстан, торгово-экономического сотрудничества, методы нетарифного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 

             1 Основные направления внешнеторговой политики 

      Главная цель внешней политики Казахстана –  защита национальных интересов страны. По мнению главы государства, наша республика главную цель так называемого  переходного периода полностью выполнила – Казахстан в настоящее время политически и экономически полностью интегрирован в мировое сообщество.

      В условиях вхождения в мировое  пространство Казахстан вынужден был  адаптироваться в тактических приемах  и стратегии осуществления торговой политики, подключения арсенала экономических инструментов. Однако при переходе на стадию сбалансированной экономики:

      - не произошло изменений в структуре  экспорта республики, которая по-прежнему  относится к разряду сырьевых, о чем свидетельствует интенсивный рост доли сырья, полуфабрикатов и продовольствия, превысившей 80% от общего объема;

      - кризис неплатежей, в котором  уже несколько лет пребывает  Республика Казахстан, сделал  выгодной ориентацию экспортных  производств на внешний рынок  в целях получения стабильных доходов. В итоге внутренний спрос экономики, отнесенной к разряду второго порядка, обусловил остаточный принцип его удовлетворения. Об этом свидетельствует срыв ритмичности работы многих производств из-за отсутствия сырья;

      - экономика республики подвержена лихорадкам, обусловленным изменением конъюнктуры на мировом рынке и падением мировых цен. И как следствие, несет огромные валютные потери, а в условиях недиверсифицированности экспорта - потери от сокращения физического объема экспорта продукции;

      - высокая техническая и технологическая  зависимость национальной экономики  от стран, поставляющих наукоемкую  и капиталоемкую продукцию, способствует  завозу не самых передовых  видов оборудования, машин, что  в конечном счете, повышая объемы производства продукции, тем не менее не способствует такому наращиванию производительности труда, как в ряде новых индустриальных стран. Более того, значительная часть валютных средств расходуется на поддержание текущих нужд, приобретение необходимых компонентов, не создавая условий для накопления и дальнейшего расширения масштабов производства;

      - отсутствие глубоких стадий переработки,  а в ряде случаев и первичной  большинстве своем невозобновляемых  сырьевых ресурсов, не способствует  оседанию значительных объемов добавочной стоимости, которые мигрируют за пределы страны.

      В предыдущие годы Республика Казахстан  проводила интенсивные меры по изменению  и отказу от своих тарифных барьеров. Прежде всего, было отменено импортно-экспортное лицензирование, в соответствии с принятыми постановлениями с 1995 году были устранены требования по лицензирование по экспорту и импорту всех товаров, но, как и во многих государствах, исключение составили оружие, наркотики, драгоценные металлы, дикие животные и т.п. - товарные группы, количество которых охватывает 19. При этом категории товаров, которые обусловливают необходимость сохранения лицензирования, в определенной мере имеют сходство не только со странами СНГ, но и со многими странами мира. Одновременно в 1995 году Казахстан устранил экспортные квоты, ограничения охватывают лишь частично экспортную инфраструктуру.

      Факторами, тормозящими экономический рост, явились экспортная регистрация, предотгрузочная  инспекция, неадекватные таможенные процедуры  и экспортные тарифы. Экспортные тарифы к уровню 1996 года сократились с 5,3% до 4,1%, количество же продуктов, облагаемых такими тарифами, за этот период снизилось с 733 до 259. Но и такой перечень категорий товаров и услуг все же следует признать препятствующим процессу либерализации фактором. Среди стран Таможенного Союза все экспортные тарифы были упразднены в середине 1996 года.

      Вхождение Республики Казахстан в Таможенный Союз обусловило изменение средневзвешенных импортных тарифов с 3,0% до 7,5%, что  вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию. В условиях же членства улучшится не только внешняя торговля, но и будет обеспечено преимущество в привлечении иностранных инвестиций, даст гарантию на приобретение статуса наибольшего благоприятствования для казахстанского экспорта.

      Многолетняя практика осуществления внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений, как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, и в нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу.

      Первая  Государственная программа стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой регулирования  межреспубликанской внешней торговли сохраняла систему госзаказов и  практически за государством сохранялась  функция контроля внешнеэкономической деятельности субъектов рынка. Принятые законы того периода частично способствовали решению таможенных реформ и ценообразования, Вступление республики в стадию спада производства и инфляционных процессов обусловило необходимость принятия антикризисной программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным было бы считать, что это дало начало становлению государственной стратегии во внешней торговле. Элементы реформы были направлены на исключение монополии государства и передачу хозяйствующим субъектам операций по внешнеэкономической деятельности. Монополия сохранялась лишь на экспорт стратегических товаров. В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины на импорт предметов роскоши в ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы.

      Наибольший  общественный резонанс вызвали шаги, свидетельствующие об отходе от прежнего излишне прямолинейного курса на внешнеэкономическую либерализацию. Еще в 2000 г. появились первые, но вполне последовательные, попытки придать внешнеторговой политике элементы большего прагматизма, использовать ее в качестве средства защиты национальных интересов.

      Были  введены ограничения на импорт продовольственных товаров и ряд позиций производственно-технического назначения. В целях расширения мер по защите отечественных производителей от ввоза демпинговых товаров и товаров, субсидируемых иностранным государством по заниженным ценам, принята соответствующая законодательная база для их введения. Создан уполномоченный орган в лице Комитета по антидемпинговому контролю при Министерстве энергетики, индустрии и торговли. Данный Комитет начал работу по проведению антидемпинговых разбирательств по отношению импорта машиностроительной продукции. В отличие от предыдущих лет проведенные выставки и ярмарки, цель которых заключалась в ознакомлении потребителей с товарами, произведенными в республике, носили ярко выраженный пропагандистский характер отечественных производителей товаров.

      В рамках деятельности по расширению рынков сбыта были выиграны антидемпинговые  разбирательства в США и сняты  антидемпинговые пошлины, которые  были наложены в отношении титановой  губки, урановой продукции и ферросилиция.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Казахстан