Внешние эффекты и методы борьбы с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:48, реферат

Описание работы

Вопрос о внешних эффектах, не находящих адекватного отражения в рыночных ценах на товары, занимает важное место в исследовании экономических аспектов природопользования. Существование отрицательных экологических внешних эффектов приводит к нарушению рыночного равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный механизм трансформации внешних эффектов. Вместе с тем на сегодняшний день не существует единого подхода к проблеме интернализации внешних эффектов. В значительной степени это обусловлено тем, что очень разнятся подходы к определению самого термина «внешние эффекты».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие внешнего эффекта 5
1.1. Виды внешних эффектов 7
1.2. Экстерналии в производстве и потреблении 10
Глава 2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов 17
2.1. Проблемы, связанные с внешними эффектами 17
2.2. Методы регулирования внешних эффектов 19
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Понятие внешнего эффекта.docx

— 194.94 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Понятие внешнего эффекта 5

1.1. Виды внешних эффектов 7

1.2. Экстерналии в производстве и потреблении 10

Глава 2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в  регулировании внешних  эффектов 17

2.1. Проблемы, связанные  с внешними эффектами 17

2.2. Методы регулирования  внешних эффектов 19

Заключение 25

Список  литературы 27 
 

 

     

Введение

 

     Вопрос  о внешних эффектах, не находящих  адекватного отражения в рыночных ценах на товары, занимает важное место  в исследовании экономических аспектов природопользования. Существование  отрицательных экологических внешних  эффектов приводит к нарушению рыночного  равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный  механизм трансформации внешних  эффектов. Вместе с тем на сегодняшний  день не существует единого подхода  к проблеме интернализации внешних  эффектов. В значительной степени  это обусловлено тем, что очень  разнятся подходы к определению  самого термина «внешние эффекты».

     Рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

     Если  в результате существования внешних  эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система  вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

     Применительно к условиям развитой рыночной экономики  в мировой практике уже сложился определенный действенный механизм, позволяющий учитывать наличие  внешних эффектов (экстерналий). Именно поэтому требуются постоянные их исследования в целях совершенствования механизма адаптации.

     Основные  положения теории внешних эффектов формировались за пределами нашей  страны в работах зарубежных классиков  и современных ученых - представителей различных направлении экономической теории. Вместе с тем, несмотря на значительные достижения мировой экономической мысли, в теории внешних эффектов до сих пор велика актуальность выработки новых принципов государственной политики в области регулирования экологических экстерналий. 

 

     

Глава 1. Понятие внешнего эффекта

 

     В создании теории внешних эффектов решающую роль сыграл британский экономист Артур  Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической  деятельности затрагивают третьих  лиц. Издержки, которые возлагаются  на третьих лиц, называются отрицательным  внешним эффектом, Когда третьи лица получают выгоду от деятельности, в  которой не принимают непосредственного  участия, эта выгода именуется положительным  внешним эффектом. Проблема внешних  эффектов, будучи частью экономической  теории благосостояния, превратилась в область весьма активных научных  изысканий после появления работы Пигу в начале XX века.

     Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это  издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так  как касаются не только участвующих  в данной операции экономических  агентов, но и третьих лиц. Возникают  они в результате как производства, так и потребления товаров  и услуг.

     Другими словами, внешние эффекты имеют  место тогда, когда на значение функции  полезности потребителя или на значение производственной функции производителя  влияет поведение третьих лиц  или других организаций.

     По  определению к внешним эффектам относятся блага, которые влияют на наше благосостояние или производственные возможности в результате действия других рыночных агентов. Эти действия являются следствием выбора, который  осуществляется другими людьми и  который не принимает во внимание наше благосостояние, т. е. благосостояние третьих лиц.

     Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

     MSC = МРС + МЕС, 

     где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС - предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

     Попытка исследования внешних эффектов впервые  была предпринята в рамках экономической  теории благосостояния, возникновение  которой относится к началу XX века и связано с именами В.Парето и А. Пигу.

     Парето  обосновал принцип оптимальности, который получил название "оптимум  по Парето" или "Парето-эффективность". Этот принцип был положен в  основу так называемой новой экономики  благосостояния, став ее фундаментальным  понятием.

     Парето-эффективность  достигается в том случае, если экономика находится в таком  состоянии, при котором любое  дальнейшее перераспределение ресурсов будет иметь результатом ухудшение  экономического положения хотя бы одного субъекта. Это означает, что общественное благосостояние достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение  этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической  системы.

     Несостоятельность рынка выражается в том, что он не обеспечивает эффективное, по Парето, распределение ресурсов при наличии:

  • несовершенной конкуренции;
  • асимметричной информации;
  • внешних эффектов;
  • общественных благ.

     Внешние эффекты:

  • не являются результатом взаимодействия спроса и предложения и не отражаются в рыночных ценах;
  • препятствуют достижению Парето-эффективного распределения ресурсов в экономике;
  • могут возникать в производстве и потреблении, бывают отрицательными и положительными.
    1. Виды  внешних эффектов
 

     Разделение  внешних эффектов на отрицательные  и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия  на субъекты. Но в современной экономической  литературе предпринимаются попытки  уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа  внешних эффектов.

     По  результатам воздействия на субъект:

  • отрицательные;
  • положительные.

     По  направлениям действия:

  • производственные – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;
  • потребительские – экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;
  • смешанные (производство-потребление – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство – экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

     По  характеру воздействия на субъект:

  • технологические – последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;
  • денежные – результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

     По  степени воздействия на субъект:

  • предельные – эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
  • интрамаржинальные – эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

     По  влиянию на благосостояние других лиц:

  • Парето-непротиворечивые – ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
  • Парето-противоречивые – ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

     По  способу трансформации внешних  эффектов:

  • устраняются при государственном регулировании;
  • путем переговоров.

     Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям  общественной полезности, что свидетельствует  о неэффективности распределения  ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.

     Существуют  внешние эффекты, которые порождаются  действиями индивидуумов или организаций  и которые принимаются во внимание этими индивидуумами или организациями. То есть эти индивидуумы или организации  не только знают о существовании  этих эффектов, но и могут принимать  меры к их устранению. С этой точки  зрения к рассматриваемым в данной главе внешним эффектам, т. е. к  эффектам, порождающим неэффективность, не относятся следующие эффекты:

     • денежные внешние эффекты;

     • преднамеренные внешние эффекты;

     • интернализуемые внешние эффекты.

     В частности, к ним не относятся  так называемые денежные внешние  эффекты, когда имеет место воздействие  на других через цены, например как  это бывает при налогообложении. Это воздействие уже предполагается при определении налогов. Или рассмотрим пример денежного внешнего эффекта, возникающего на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы отрицательно влияет на доход другой фирмы. В рамках конкуренции конкурирующие фирмы влияют на условия спроса на товар других производителей. Такого рода внешние эффекты не рассматриваются в рамках подхода с позиций неэффективности рынка.

     Денежные  внешние эффекты – это внешние  эффекты, возникающие вследствие влияния  на величину дохода или издержек одного экономического агента конкурентного  поведения других экономических  агентов, их решений об объемах производства, о ценовой политике, о налоговой  политике и т. п. в рамках конкуренции.

     Точно так же из группы рассматриваемых  нами внешних эффектов исключаются  ситуации, где ущерб (или благо), наносимый  третьим лицам, причиняется намеренно (преднамеренные внешние эффекты). Предположим, что ваш сосед по даче включил  на полную мощность свой CD-плейер, чтобы  только досадить вам. Или в результате конкуренции на рынке ваша фирма  теряет своих клиентов и ее прибыль  снижается.

     Преднамеренные  внешние эффекты – это ситуации, где либо ущерб, наносимый третьим  лицом, применяется преднамеренно, либо благо, достающееся третьим  лицам, доносится до них намеренно.

     К рассматриваемым внешним эффектам не относятся ситуации, когда агент, порождающий внешний эффект, его  интернализует (интернализуемые внешние  эффекты), т. е. каким-то образом корректирует его своими дальнейшими действиями, например выплачивает компенсацию  причиненного ущерба, что, естественно, вызывает рост его издержек.

Информация о работе Внешние эффекты и методы борьбы с ними