Внешние эффекты как фактор несовершенства рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Внешние эффекты в современной экономике имеют большое значение. В данной работе мы рассмотрим влияние внешних эффектов для современной рыночной экономики, какие эти эффекты бывают. Положительные или отрицательные, для любой деятельности они имеют свой вес, и не учитывать их было бы глупо. Мы поближе познакомимся с положительными внешними эффектами, какие они бывают, как влияют на ту, или иную деятельность.

Содержание

Введение...............................................................................................3
1 глава. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики………………………………………………………………4
2 глава. Положительные внешние эффекты………………………...11
3 глава. Отрицательные внешние эффекты…………………………13
Практическая часть…………………………………………………14
Список литературы………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 191.75 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«Финансовый  университет при Правительстве  Российской Федерации»

Заочный финансово-экономический институт

Заочный финансово-кредитный  факультет                                                          Кафедра «Теория и история  экономики»

          

                                         Направление «Экономика»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Микроэкономика»

на тему:

«Внешние эффекты как  фактор несовершенства рыночной экономики»

 

                                                          Выполнил:

                                                                 

                                                          Бакалавр 

                                                                 

                                                                    Курс    1

 

                                                                   Группа №

                                          

                                                        Личное дело № 

 

                                                        Преподаватель: Кандидат экономических наук,

профессор, Протас Владимир Федорович

                                                                                                  

 

                                                                    

 

                    

 

 

                                                              Москва – 2013 г.

 

 

 

 

Содержание:

Введение...............................................................................................3

1 глава. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики………………………………………………………………4

2 глава. Положительные внешние эффекты………………………...11

3 глава. Отрицательные внешние эффекты…………………………13

Практическая  часть…………………………………………………14

Список  литературы………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешние эффекты в современной экономике имеют большое значение. В данной работе мы рассмотрим влияние внешних эффектов для современной рыночной экономики, какие эти эффекты бывают. Положительные или отрицательные, для любой деятельности они имеют свой вес, и не учитывать их было бы глупо. Мы поближе познакомимся с положительными внешними эффектами, какие они бывают, как влияют на ту, или иную деятельность. Так же рассмотрим отрицательные внешние эффекты. Как они сказываются на спросе и предложении товаров и услуг. Любое предприятие осуществляет свою деятельность руководствуясь ситуацией на рынке, какой либо территориальной нехватки товаров или услуг, на анализе рынка, но и так же отдельную роль занимают и внешние эффекты, которые оказывают не меньшее влияние чем, к примеру, спад спроса, или дефицит товара и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Внешние эффекты и их  последствия для рыночной экономики.

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить  предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды ( ) и предельные внешние издержки ( ) (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние  эффекты: а — отрицательный; б  — положительный

Если цементный  завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета  цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей  показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q2 > Q1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних  эффектов. Если предельные внешние  издержки производства 
цемента составляют , а объем производства цемента — Q2, то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и !!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод  строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода ( ),) будет меньше спроса общества на дороги ( ), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних  эффектов. Если предельные внешние  выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить  перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить  недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий  налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая  субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях  производитель экономических благ станет учитывать положительные  или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов  по каким-то причинам невозможно или  нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний  эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности  или нецелесообразности принуждения  к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить  за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника. В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Взаимодействие субъектов рыночной экономики порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение  об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку  это может повысить цену и уменьшить  объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение  цен за счет включения в них  побочных эффектов не отвечает интересам  потребителей, так как уменьшает  величину спроса.

Не отражаясь  в рыночных ценах благ, внешние  эффекты представляются в виде разницы  между издержками (выгодами) по осуществлению  собственно рыночной операции и полными  издержками (выгодами), которые учитывают  и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние  и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные  издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

Рис 14.1. Внешние, частные и общественные издержки

Изменения каждого  вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Предельные внешние, частные и общественные издержки

Предельные  общественные издержки так же равны  сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.

Информация о работе Внешние эффекты как фактор несовершенства рыночной экономики