Внешние эффекты: содержание, формы, результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение места и роли внешних эффектов в современной экономической ситуации. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в России, особое внимание уделяется формам государственного участия в разрешении проблемы оптимального распределения ресурсов и максимального удовлетворения интересов всего общества с использованием минимально необходимых для этого затрат.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Внешние эффекты: содержание понятия………………………………….7
Классификации внешних эффектов……………………………..8
Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка..16
Подходы к решению проблемы внешних эффектов в экономических школах……………………………………………………………………...19
Неоклассическое направление…………………………………..19
Неоинституциональное направление…………………………...24
Трансакционные издержки и спецификация прав собственности……………………………………………..25
Теорема Коуза……………………………………………..29
Результаты проявления внешних эффектов на примере экономики природопользования в России……………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Самарский Государственный  Экономический Университет

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  курсу  «Экономическая теория» 
 

тема: «Внешние эффекты: содержание, формы, результаты» 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнил:     Студент 1 курса  

                                                                 Специальности «Финансы и кредит»

              факультета ВВиДО

              Новикова  И.В.

                                                                 Научный руководитель:

                                                                 д.э.н., профессор Матвеев Ю.В. 

                                                                                                                                     
 
 
 
 

Самара 2010

ПЛАН. 

Введение……………………………………………………………………….. 3

  1. Внешние эффекты: содержание понятия………………………………….7
    1. Классификации внешних эффектов……………………………..8
    2. Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка..16
  2. Подходы к решению проблемы внешних эффектов в экономических школах……………………………………………………………………...19
    1. Неоклассическое направление…………………………………..19
    2. Неоинституциональное направление…………………………...24
      1. Трансакционные издержки и спецификация прав собственности……………………………………………..25
      2. Теорема Коуза……………………………………………..29
  3. Результаты проявления внешних эффектов на примере экономики природопользования в России……………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………40

Приложения……………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

     Актуальность  темы исследования. Настоящая работа посвящена теме, которая не получила пока достаточного внимания со стороны отечественных экономистов. Несмотря на это она, несомненно, представляет значительный интерес, так как затрагивает основы функционирования рыночного механизма, на базе которого в настоящее время строится экономика, в том числе, и нашей страны.

     В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие России на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в России механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.

     Степень изученности проблемы. До шестидесятых годов нынешнего столетия проблема внешних эффектов рассматривалась исключительно как неспособность рынка в ряде ситуаций, созданных определенными условиями, справиться с эффективным распределением ресурсов. Благодаря исследованиям, проведенным Р. Коузом, и опубликованным им в 1960 г. в статье «Проблема социальных издержек», данная проблема получила иное, а точнее более широкое толкование.

     Коуз  показал, что существуют такие условия, при которых рынок все-таки способен справиться с рассматриваемой проблемой. При этом теоретическая эффективность распределения ресурсов, которая может быть получена самим рынком, превышает те показатели, которые достигаются при применении мер, регулирующих действие рыночного механизма. Однако требуемые для этого условия далеко не всегда реализуемы на практике.

     В результате вопрос о реальной способности  рынка к самостоятельному оптимальному распределению ресурсов и необходимости  государственного вмешательства в  это распределение продолжает оставаться на повестке дня и требовать серьезного внимания со стороны научного экономического мира.

     Необходимо  отметить, что значительный вклад  в изучение категории внешних  эффектов, помимо Коуза, внесли такие  зарубежные экономисты как А. Маршалл, A.Пигу, Дж. Стиглер, А. Эндрес, В. Парето, С. Чен, А. Алчиан, Э. Аткинсон, У. Баумол, Д. Пирс и многие другие. Среди российских экономистов, исследовавших данную проблему, могут быть выделены такие ученые как В. С. Арсенов, С. Н. Бобылев, Ю. Ю. Гаврилова, А. А. Голуб, рассматривающих данный вопрос главным образом в экологическом аспекте, а так же А. П. Заостровцев, Р. Капелюшников и другие.

     Целью настоящей работы является определение места и роли внешних эффектов в современной экономической ситуации. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в России, особое внимание уделяется формам государственного участия в разрешении проблемы оптимального распределения ресурсов и максимального удовлетворения интересов всего общества с использованием минимально необходимых для этого затрат.

     В ходе реализации поставленной цели решались следующие конкретные задачи:

  • исследование сущности категории «внешние эффекты» и выявление её конкретных форм;
  • доказательство связи внешних эффектов с несостоятельностью рынка;
  • обобщение теоретических взглядов крупнейших представителей экономической мысли на сущность и причины экстерналий рынка;
  • обоснование границ саморегулирования и государственного регулирования экстерналий;
  • разработка направлений интернализации внешних эффектов;
  • анализ путей решения проблемы экстерналий в условиях регулируемой экономики.

В рамках рассмотрения заявленной темы и достижения обозначенных целей и задач, данная работа построена по следующей схеме.

     Первая  глава представляет собой рассмотрение теоретических основ данной проблемы, включая сущность понятия «внешние эффекты», типы внешних эффектов и их особенности, а также установление связи внешних эффектов с провалами рынка. Далее рассматриваются подходы различных экономистов к решению проблемы внешних эффектов: противопоставляются идеи представителей неоклассической и неоинституциональной школ.  Сущность внешних эффектов раскрывается в свете следующих теорий: теории благосостояния А.Пигу, теории трансакционных издержек Р.Коуза и теории прав собственности Р.Коуза и А. Алчиана. В работе исследуются предлагаемые каждым учёным способы регулирования внешних эффектов в условиях рыночной экономики, в частности с и без применения методов государственного воздействия. Необходимость участия государства в той или иной форме для создания условий, обеспечивающих оптимальное распределение ресурсов, не подвергается сомнению подавляющим большинством современных экономистов. Однако степень участия и конкретные формы его влияния на экономику вызывают серьезные споры, так как могут оказывать весьма существенное воздействие, как на текущее состояние, так и на долгосрочные перспективы экономического развития.

     В главе IV исследуется практическая сторона данной проблемы с использованием реальных данных российской экономики на примере охраны окружающей среды, выявляются результаты действия внешних эффектов, а также реакция государства на них.

     Объектом  исследования являются внешние эффекты и их функционирование в условиях регулируемой экономики.

     Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между субъектами экономики по поводу саморегулирования и регулирования экстерналий рынка.

     Теоретической и методологической основой исследования послужили труды экономистов неоклассического и неоинституционального направлений, теории благосостояния, теории внешних эффектов, общественных благ, теории трансакционных издержек, теории прав собственности. В процессе исследования использованы такие методы общенаучного познания, как историко-логический, анализ и синтез, графический метод, единство объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов, системный подход.

Результаты  исследования, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят  в следующем:

  • выявлено, что категория «внешние эффекты» имеет сущностный уровень, характеризуемый как часть общественной стоимости, неучтённой в ценах, является динамическим явлением и обладает специфической потребительной стоимостью;
  • обосновано, что внешние эффекты проявляются в форме внешних издержек и внешних выгод, то есть отрицательных и положительных внешних эффектов, при использовании ограниченных ресурсов в процессах производства и потребления частных и общественных благ;
  • аргументировано, что ключевую роль в успешной работе рынка играют трансакционные издержки; если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства устранять внешние эффекты.
 
 
 
 
 

    Глава 1. Внешние эффекты: содержание понятия.

     В современной экономической теории большинство учёных определяют внешние  эффекты (экстерналии) как издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления блага и получаемые третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого блага, и не отражаемые в его цене. То есть это факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей. Эта неучтённость в ценах и является тем гордиевым узлом, который экономисты пытаются разрубить, то есть найти способы учёта внешних эффектов в ценах сделок. Иначе говоря, необходимо осуществить их интернализацию1. Но прежде чем рассмотреть этот процесс, следует раскрыть сущность категории «внешние эффекты» и установить различия между их формами: внешними издержками и внешними выгодами.

     Внешние эффекты проявляются на стадиях  производства и потребления общественного продукта. В связи с этим можно говорить о потребительной стоимости внешних эффектов, неоднозначность которой вызвана сущностью самих внешних эффектов. Классическое определение потребительной стоимости как полезности вещи, её способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность в последних политэкономических исследованиях было уточнено. Она стала пониматься как объективно-субъективная социально-экономическая категория, характеризующая общественное проявление всей совокупности социо-эколого-экономических параметров продукта, способных удовлетворять многообразные потребности людей, представляющая собой систему взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов — качества, полезности, выражающая результативность воспроизводственных процессов, отношение человека к вещи или совокупности вещей, а также отношения между людьми в процессе её производства и потребления»2.

     Исследуя  функционирование внешних эффектов в условиях регулируемой экономики, необходимо согласиться с такими взглядами на категорию потребительной стоимости. И применительно к категории внешних эффектов следует отметить, что внешние эффекты есть суть «блуждающая» потребительная стоимость продукта, факт проявления которой зависит от характера продукта. Термин «блуждающая» вводится из-за того, что данная потребительная стоимость переходит к другим субъектам экономических отношений с момента появления внешнего эффекта. Другими словами, на уровне общественного производства она является частью потребительной стоимости общественного продукта в целом, но из-за блуждающего характера не учитывается в рыночных ценах.

     Эта сущность внешних эффектов проявляется  и во временном аспекте, то есть внешние  эффекты — это не статическое  явление, а динамическое (процесс). Его  продолжительность не связана напрямую с продолжительностью жизненного цикла продукта, при производстве или потреблении которого проявляется внешний эффект. Она либо относительно бесконечна, либо определённо конечна.  

    1. Классификации внешних эффектов.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

     Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке.

Информация о работе Внешние эффекты: содержание, формы, результаты