Внешняя торговля и внешняя политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Государство во всех странах мира регулирует внешнюю торговлю. Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая в соответствии с задачами экономической политики государства и направленная на достижение определенных целей.

Содержание

Введение
Лекция по теме «Внешняя торговля и внешняя политика»
Внешнеторговая политика, ее понятие и сущность
Внешняя торговля и ее регулирование
2.3. Внешняя торговля России в настоящее время
2.4. Межгосударственное регулирование мировой торговли
Приложение
Практическое задание
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (5курс) - Внешняя торговля и внешняя политика.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 Кафедра  экономических наук  
 
 

Курсовая  работа 

По  дисциплине: «Методика преподавания экономической теории»

На  тему: Внешняя торговля и внешняя политика 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент: Колесниченко В.В.

                  5 курса 51 группы, заочн. отд.

                  Экономический факультет  
                   

                  Научный руководитель:

                  Старший преподаватель кафедры экономических  наук

                  Феофилактова  Л.В. 
                   
                   
                   

Оценка: _____________    дата защиты _____________ 
 
 
 

Самара  2010/2011

План  занятия 
 
 

  1. Введение
  2. Лекция по теме «Внешняя торговля и внешняя политика»
    1. Внешнеторговая политика, ее понятие и сущность
    2. Внешняя торговля и ее регулирование

    2.3. Внешняя торговля России в настоящее время

    2.4. Межгосударственное  регулирование мировой торговли

  1. Приложение
  2. Практическое задание
  3. Заключение
  4. Список рекомендуемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение

           Государство во всех странах мира регулирует внешнюю торговлю. Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая в соответствии с задачами экономической политики государства и направленная на достижение определенных целей. 
Такими целями могут быть увеличение доходов государственного бюджета, проведение структурной политики в развитии национальной экономики, содействие созданию и развитию отдельных отраслей производства, защита так называемых чувствительных отраслей экономики, решение задач внешнеторговой политики и другие цели и задачи.

     На лекции мы рассмотрим понятие  и сущность внешней торговли  и внешней политики, основные  цели внешнеторгового регулирования,  поговорим об основных тенденциях  в развитии мировой экономики  в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Лекция  по теме «Внешняя торговля и внешняя политика»:
 
    1. Внешнеторговая  политика, ее понятие  и сущность
    2. Внешняя торговля и ее регулирование
    3. Внешняя торговля России в настоящее время

2.4. Межгосударственное регулирование мировой торговли 

    1. Внешнеторговая  политика, ее понятие  и сущность

1.  Внешнеторговая политика – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.

Главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного производства внутри страны. Существует 2 тенденции: протекционизм и либерализм.

Протекционизм  - это  экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма  характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.  

 Характер  протекционизма и соответственно  средства торговой политики (запрещение  ввоза, ставки пошлин и структура  тарифов, количественные ограничения  и т.д.) изменялись в зависимости  от общей экономической политики, проводимой в ту или иную  эпоху. В период первоначального  накопления капитала и зарождения  капиталистических отношений теоретиками  и практиками протекционизма  стали меркантилисты, которые  требовали у государственной  власти защиты отечественной  промышленности от иностранной  конкуренции. Протекционизм был  широко распространён во Франции.  Австрийской монархии, многих германских  государствах, в России — впервые  при Петре I. Таможенная охрана  сыграла большую роль в развитии  мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма наполеоновская  Франция вела экономическую борьбу  с Великобританией. Для эпохи  домонополистического капитализма  характерен «защитный» протекционизм  в большинстве стран Западной  Европы и США, направленный  на охрану национальной промышленности  от более развитой промышленности  Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.        

 Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.         

 Развитие  процессов капиталистической интеграции  привело к появлению своеобразного  «коллективного» протекционизма, который  осуществляется с помощью согласованных  действий групп развитых капиталистических  стран. Примером является внешнеторговая  политика стран «Общего рынка». Особенность современного протекционизма  — приспособление торговой политики  капиталистических государств к  новой обстановке, сложившейся в  мире.        

 Протекционизм  развивающихся стран носит принципиально  иной характер. Их внешнеэкономическая  политика направлена на защиту  формирующихся отраслей национального  хозяйства от экспансии со  стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует  достижению экономической независимости  молодых суверенных государств. 

Существуют  различные аргументы «За» и «Против» протекционизма, среди которых в  пользу его говорят:

  • Стимулирование производства и увеличение занятости
  • Защита молодых отраслей
  • Увеличение дохода государственного бюджета.

Аргументы «Против» протекционизма:

  • Обострение межгосударственных отношений
  • Сокращение экспорта и ухудшение платежеспособного баланса страны (сначала снижается импорт, следовательно увеличивается экспорт, следовательно растет обменный курс национальной валюты, следовательно, происходит стимулирование импорта и сдерживание экспорта)
  • Поддержка неконкурентоспособных отраслей, которые могут затормозить развитие экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что  при долгом поддержании протекционизма экономика страны приходит в упадок и начинается период застоя. 

Либерализм  (или свободная торговля) – это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономическую деятельность индивидов. Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату.

Если  ограничена свобода индивидов в  праве выбора рода деятельности, в  праве создавать промышленные или  коммерческие предприятия, едва ли можно  говорить о либеральной экономике  вообще. Либерализм стремится максимально  ограничить вмешательство государства  в экономику и видит основными  субъектами экономической жизни  частные лица. Политический либерализм признает за гражданами право на участие  в государственной жизни, которое  реализуется в процессе выборов  главы государства, представителей центральных и местных органов  государственной власти, а так  же право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии. 

Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства. Хотя политический либерализм и связан с идеей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. 

Недостатком либерализма в экономике является:

  • Вытеснение с внутреннего рынка местных товаров в результате неконкурентоспособности,

А т.к. рынок  несовершенен, такая политика может  привети:

  • Полная свобода действий рынка, с помощью чего можно получить максимальную выгоду от международной торговли
  • Укрепляется взаимосвязь между странами мира
  • Более сильные отрасли становятся более конкурентоспособными и приобретают определенные преимущества
 
    1. Внешняя торговля и ее регулирование

Вне́шняя торго́вля - торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. Внешняя торговля разных стран в своей совокупности представляет собой международную торговлю. Характер, уровень развития и значение внешней торговли определяются соответствующим способом производства. В основе внешней торговли лежит международное разделение труда.         

 Внешняя  торговля возникла в глубокой  древности и содействовала росту  товарного производства и товарно-денежных  отношений в докапиталистических  формациях. В рабовладельческую  и феодальную эпохи, когда производство  носило в основном натуральный  характер, внешняя торговля охватывала  незначительную часть продуктов  производства и обслуживала преимущественно  личное потребление господствующих  классов. В период разложения  феодализма развитие внешней  торговли и зарождение мирового  рынка (16—18 вв.) способствовали утверждению  капиталистического способа производства. Наиболее широкое развитие внешняя  торговля  получила в эпоху  капитализма, особенно на стадии  крупной машинной промышленности. «Капиталистическое производство, — писал К. Маркс, — вообще  не существует без внешней  торговли» (Маркс К. и Энгельс  Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 534). Всемирный рынок  «... является базисом и жизненной  атмосферой капиталистического  способа производства» (Маркс  К., там же, т. 25, ч. 1, с. 122). Мировой  рынок, являясь исторической предпосылкой  развития капиталистического способа  производства, был в то же время  и его результатом. Внешние  рынки составляют неотделимую  часть капиталистического рынка  вообще. Поэтому «... нельзя себе  представить капиталистической  нации без внешней торговли, да  и нет такой нации» (Ленин В.  И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 56).        

 В.  И. Ленин, разбив ложное представление  мелкобуржуазных экономистов, будто  без внешних рынков и некапиталистической  среды теоретически невозможна  реализация прибавочной стоимости  при расширенном воспроизводстве  капитала, показал действительные  причины необходимости внешних  рынков при капитализме. Во-первых, необходимость внешних рынков  для капиталистических стран  определяется тем, что «... капитализм  является лишь как результат  широко развитого товарного обращения,  которое выходит за пределы  государства». Крупная капиталистическая  промышленность возникает на  основе уже существующего, довольно  развитого международного товарного  обращения и широких торговых  связей между государствами. Многие  крупные предприятия и целые  отрасли промышленности при своём  возникновении (и тем более  при дальнейшем развитии) ориентируются  в той или иной степени не  только на внутренний, но и на внешний рынок. Во-вторых, необходимость внешних рынков связана с присущей капитализму (в силу анархии производства) неравномерностью развития отдельных отраслей общественного производства. «Различные отрасли промышленности, служащие „рынком друг для друга, развиваются не равномерно, а обгоняют друг друга, и более развитая промышленность ищет внешнего рынка». При этом внешняя торговля не устраняет и не может устранить противоречий, возникающих вследствие диспропорциональности капиталистического хозяйства в рамках отдельных стран. Напротив, в масштабе мирового капиталистического производства анархия и диспропорциональность различных отраслей оказываются ещё сильнее. Поэтому внешняя торговля лишь переносит противоречия капитализма в более широкую сферу мирового рынка и, в частности, придаёт международный характер кризисам перепроизводства. В-третьих, необходимость внешних рынков вызывается тем, что капиталистическому производству присуще постоянное преобразование способов производства и тенденция к росту размеров производства. Если законом докапиталистических формаций является повторение процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании, то «... капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы общины, местного рынка, области, а затем и государства», что ведёт каждую отрасль промышленности «... к необходимости «искать внешнего рынка»» (там же, с. 57).        

 Относительная  узость внутреннего рынка капиталистических  стран усиливает роль внешних  рынков и ведёт к обострению  борьбы за эти рынки. Борьба  за внешние рынки обостряется  также в связи со стремлением  капиталистов форсировать экспорт  товаров в экономически отсталые  страны по ценам более высоким,  чем на внутреннем рынке, с  целью извлечь максимальную прибыль.  В борьбе за рынки сбыта  капиталист широко используют  государственный аппарат и сочетают  методы «мирной» торговли с  методами насилия, грабежа и  разбоя. Лозунги «свободной торговли»  в истории Внешняя торговля  капиталистических стран всегда  были лишь прикрытием стремления  экономически развитых стран  свободно проникать на внешние  рынки сбыта и эксплуатировать  менее развитые страны, сбывая  там по высоким ценам готовые  изделия и вывозя оттуда сырье  и продовольствие.        

 В  период домонополистического капитализма  внешняя торговля быстро росла  на основе вовлечения новых  областей земного шара в международный  товарооборот. К 1880 оборот мировой  торговли увеличился по сравнению  с 1800 в 10 раз и по сравнению  с 1850 — в 3,5 раза. Этот период  характеризовался промышленной  монополией Англии и её первенствующей  ролью в мировой торговле.        

 В  эпоху империализма капиталистическая  внешняя торговля.  приобрела  новые черты, определяемые господством  монополий. Монополистический капитал  широко развил наступательный  протекционизм, захватывая внешние  рынки с помощью  демпинга и других агрессивных методов внешней торговли. Огромное развитие получил вывоз капитала, который используется для увеличения экспорта товаров и захвата выгодных рынков сбыта и источников сырья.         

 На  развитие внешней торговли определённое  влияние оказывают такие факторы,  как географическое положение  данной страны, наличие богатых  и крупных месторождений полезных  ископаемых, удобных естественных  путей сообщения и т.п. Однако, как подчёркивал ещё К. Маркс,  решающее воздействие на формирование  международного разделения труда,  на структуру и направление  международной торговли оказывают  не природно-географические, а социально-экономические  факторы, от которых зависит,  используются ли вообще, в какой  мере и для каких целей естественные  особенности и преимущества отдельных  стран для развития внешней  торговли. Это хорошо видно из  того, например, что развивающиеся  страны, обладающие громадными природными  богатствами, обширной территорией  и людскими ресурсами, занимают  небольшое место в мировой  капиталистической торговле.        

 Капиталистическая  внешняя торговля отражает уродливое  разделение труда, при котором  промышленное производство и  экспорт готовых изделий (особенно  машин и оборудования) сосредоточены  главным образом в империалистических  государствах, а экономически отсталые  страны выступают главным образом  в качестве производителей и  экспортёров аграрно-сырьевых товаров  и импортёров промышленных изделий.  Создание колониальной системы  империализма привело к превращению  колониальных и зависимых стран  в сырьевые придатки метрополий. Финансовый капитал последних стал эксплуатировать население колоний и зависимых стран путём неэквивалентного обмена — продажи промышленных изделий метрополий по монопольно высоким ценам и выкачивания сырья и продовольствия из колоний по низким ценам. Преобладающая часть оборота внешняя торговля всех капиталистических стран падала на взаимный товарооборот между индустриально развитыми странами, население которых составляет незначительную часть населения земного шара. Так, на долю 11 капиталистических стран — США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Бельгии. Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Канады — перед 1-й мировой войной 1914—18 приходилось свыше 55% всего международного товарооборота, в то время как население этих стран составляло около 20% населения земли; на долю же Китая и Индии, где жило 40% всего населения земного шара, приходилось не более 5% мирового товарооборота.

2.3. Внешняя торговля России в настоящее время

Россия  занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов. Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и т.д. 
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". 
Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России. 
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.  
В 21веке экономический комплекс страны является динамическим сектором российской экономики, обеспечивающим решение важных социально-экономических задач. 
Российский экспорт направлялся в основном в страны Европейского Союза, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и СНГ, на долю которых в общем, экспорте России приходиться более 66%. Наиболее крупными импортерами российских товаров являлись – Германия, Италия, Белоруссия, Китай, Украина, США, Великобритания, Польша, Нидерланды.  
Главным фактором стоимостных объектов российского экспорта в этот период явился рост средних контрактных цен.

Формированием России и странами СНГ Единого  экономического пространства (ЕЭП) со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществилось  государствами Содружества с  учетом договоренностей, достигнутых  ими в сфере созданий зоны свободной  торговли, предусматривающих возможность  сохранения государствами Содружества  во взаимной торговле отдельных изъятий  из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу – «страны назначения». 
В настоящее время уже согласованы вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией. 
Важное место в расширении делового сотрудничества России и Республикой Беларусь занимает межрегиональное сотрудничество. В настоящее время 80 регионов России имеют прямые хозяйственные связи с Республикой Беларусь. 
Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы в последующие годы отличается стабильностью и тенденцией к расширению торгового оборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским Союзом, на долю которого приходиться около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций. Кроме того, страны – члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации. 
Фундаментом отношений с этой группой стран явилась последовательная реализация таких базовых документов, как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010г.г.)». 
Основными торговыми партнерами среди стран Европейского Союза является Германия, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия. В последние годы также укрепляются экономические связи с государствами Центральной и Восточной Европы. Улучшение ситуации в торгово-экономическом сотрудничестве со странами ЦВЕ возможно на основе либерализации взаимной торговли, усиления государственной поддержки промышленного экспорта, участия российских предприятий в строительстве новых и реконструкции действующих объектов в данном регионе, в первую очередь тех, которые созданы при участии российских предпринимателей. 
В начале 21века активизировались торгово-экономические связи России со странами Балтии. В этом регионе тесно сплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ. 
В настоящее время осуществляется формирование торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с США. 
Двусторонние отношения с развивающимися странами строятся в направлении обновления и расширения договорной базы торгово-экономического сотрудничества, совершенствования работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, активизации внешнеторговых контрактов российских регионов с этими странами, создания благоприятных условий для выхода на рынки развивающихся стран российских государственных и коммерческих структур, увеличения объемов и расширения номенклатуры российского экспорта. 
Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса на присоединение России в ВТО, расширение сотрудничества с ЕС и другие, формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, влияния на их стабильность и предсказуемость. 

2.4. Межгосударственное  регулирование мировой  торговли

Международные организации, регулирующие мировую  торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы.

  • Международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом.
  • Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая  группа организаций:

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) /Всемирная торговая организация (ВТО);
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
  • Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
  • Международная торговая палата (МТП).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после Второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

На основе предложений США был разработан проект Устава Международной торговой организации (МТО). Однако Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами. Вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Соглашение  включало в себя:

  • I часть (статьи I—II) — общий режим наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок;
  • II часть (статьи III—ХХIII) — свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-члены;
  • III часть (статьи XXIV—XXXV) — процедурные вопросы, исключения в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли;
  • IV часть с 1968 г. (статьи XXXVI—XXXVIII) — «Торговля и развитие»;
  • декларации о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышения уровня жизни населения.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие  принципы:

  • тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;
  • фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;
  • прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
  • принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной  формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые  получили название «раундов». С 1947 по 1994 гг. прошло восемь торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

Уругвайский раунд (1986—1994 гг.) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговли, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ с 1 января 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5% в настоящее время.

Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО — либерализация мировой  торговли путем последовательного  сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.

Основополагающие  принципы ВТО.

  • Принцип наибольшего благоприятствования (принцип недискриминации), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяются на все страны-члены ВТО.
  • Принцип национального режима торговли, означающий, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю.
  • Принцип защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а иными торгово-политическими мерами (квотами, стандартами, импортными и экспортными лицензиями).
  • Принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.
  • Принцип содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен.
  • Принцип общего запрещения количественных ограничений импорта. Исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса.
  • Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий «изъятия» (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение «защитной оговорки» (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям).
  • Принцип региональных торговых договоренностей, действующий в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования для региональных торговых группировок в форме таможенного союза, или зоны свободной торговли, когда пошлины и другие барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются. Региональная интеграция призвана дополнять многоуровневую торговую систему.
  • Принцип специальных условий для развивающихся стран, предусматривающий поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров.
  • Принцип разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны-члены  ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными  из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые  к нему.

  • Многосторонние соглашения по торговле товарами: по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); по сельскому хозяйству; по применению санитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; по применению антидемпинговых мер; по субсидиям и компенсационным мерам и др.
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
  • Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).
  • Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
  • Механизм обзора торговой политики.
  • Многосторонние соглашения с ограниченным участием, обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и говядине.

Высшим  органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции  собираются не реже одного раза в 2 года для обсуждения и принятия решений  по принципиальным вопросам. Конференция  учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового  баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде.

Конференция назначает Генерального директора  ВТО, который назначает сотрудников  Секретариата ВТО, определяет их обязанности  и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. Между сессиями по мере необходимости (8—10 раз в год) для  решения текущих и процедурных  вопросов созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников.

В настоящее  время полноправными участниками  ВТО являются 147 стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (в том числе и Россия) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в  заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Основные  обязательства стран-членов ВТО  в соответствии с ГАТС.

  • Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями).
  • Взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения.
  • Развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем.
  • Обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами.
  • Создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 г. по решению Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам «третьего мира».

Задачи  ЮНКТАД:

  • содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества;
  • выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных МЭО;
  • участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В структуре  ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым  изделиям и полуфабрикатам; по морским  перевозкам; по «невидимым» статьям  торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий. Особой сферой деятельности ЮНКТАД является контроль за деятельностью международных корпораций.

Главный принцип работы ЮНКТАД — групповой  по социально-экономическому и географическому  признакам:

  • А — афро-азиатские страны;
  • В — промышленно развитые страны;
  • С — латиноамериканские страны;
  • Д — бывшие социалистические (европейские) страны.

Наибольшая  активность деятельности ЮНКТАД пришлась на конец 60-х и 70-е гг., когда формировалась концепция нового международного экономического порядка. Среди наиболее эффективных результатов деятельности ЮНКТАД можно выделить принятие «Интегрированной программы для сырьевых товаров», в результате чего улучшились условия торговли на мировых рынках 18 сырьевых товаров, занимающих особое место во внешней торговле развивающихся стран.

Велика  роль ЮНКТАД в установлении режима преференций (льгот) для товаров  из развивающихся стран на рынках промышленно развитых стран. На сессии ЮНКТАД в Дели в 1988 г. была принята «Общая система преференций при импорте готовых товаров из развивающихся стран», в соответствии с которой промышленно развитыми странами были введены режимы преференций по отношению к развивающимся, однако в последующем имел место рост новых нетарифных барьеров. В настоящее время ЮНКТАД не играет такой важной роли в регулировании международной торговли, как 15—20 лет тому назад, но свой потенциал еще сохраняет.

Комиссия  ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

В целом  комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных  норм права в таких областях, как  международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный  торговый арбитраж и международное  законодательство в области морских  перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Практическое задание 

               В качестве практического задания  студентам предлагаются вопросы для самопроверки.

  • Что такое внешнеторговая политика, и какие цели преследует государство, проводя ее?
  • Охарактеризуйте формы современной внешнеторговой политики.
  • Назовите «+» и «-» протекционизма.
  • В чем видит главную задачу государства экономический либерализм?
  • К чему может привести политика чистого либерализма в настоящее время в России?
  • Что представляет собой международная торговля?
  • Назовите причины создания и цели деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле.
  • Каково значение для международной торговли решений, принятых в ходе Уругвайского раунда?
  • Чем деятельность Всемирной торговой организации отличается от деятельности ГАТТ?
  • Какие обязательства принимают на себя страны-члены ВТО в соответствии с ГАТС?
  • В чем состоит роль ЮНКТАД в регулировании международной торговли?
  • Какое значение для мировой торговли имеет Международная торговая палата и издаваемые ею сборники международных коммерческих терминов «Инкотермс»?
 
 
 
 
 
 
 

5. Заключение

           Подводя итог лекции, мы можем  отметить,  что роль  внешней  торговли и внешней политики  действительно очень велика.

           Мы рассмотрим понятие и сущность  внешней торговли и внешней политики, основные цели внешнеторгового регулирования, основные направления современной внешней политики.

            Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса на присоединение России в ВТО, расширение сотрудничества с ЕС и другие, формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, влияния на их стабильность и предсказуемость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Список рекомендуемой литературы

  1. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4;
  3. Международные экономические отношения. Под ред. Б.П Супруновича М : “ГФА” 1995
  4. Международные экономические отношения, под ред. Н. Н. Любимова, М., 1969.
  5. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку Под ред И П Фаминского М : “МО” 1993
  6. Энгельс Ф., Протекционизм и свобода торговли, Соч., 2 изд., т. 21;
 

Интернет-ресурсы:

1. Государственное и международное регулирование внешней торговли

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook006/book/index/index  

2. Современные тенденции в развитии мировой экономики http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0062/

3. Банк России ,статистика http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=ITM_53048#CheckedItem 
 

 
 
 
Актуальность  темы, 5 мин.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная часть,

60 мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Повторить что  такое «Демпинг») 

- продажа товаров  монополиями, фирмами, не связанными  с производством, или правительственными  организациями на внешних рынках  по бросовым ценам, т. е. по  ценам ниже издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Повторить –  что такое международное разделение труда.

- высшая форма  общественного территориального  разделения труда; специализация  производства отдельных стран  на определённых видах продукции,  которыми они обмениваются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Закрепление пройденного  материала, 15 мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итоги лекции,            5 мин.

Информация о работе Внешняя торговля и внешняя политика