Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Макро БГЭУ Внешняя торговля РБ 2010 Кузьменок.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Бобруйский  филиал 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Макроэкономика» 

на тему: «Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития» 
 
 

Студентка    
2-й курс, гр. БУЗ-101   Е. А. Диденко
     
     
Руководитель   В. С. Печень
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БОБРУЙСК 2011

 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 29 с., 2 табл., 4 рис., 18 ист. 

     МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ,  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА,  ПРОТЕКЦИОНИЗМ, ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, СНГ, РОССИЯ, ЕЭС, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

     Объект  исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.

     Предмет исследования  - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.

     Цель  работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

     Методы  исследования: аналитические и статистические методы исследования и обработки данных.

     Исследования  и разработки: раскрыты сущность и взаимодействие международной торговли и внешнеэкономической политики государств; рассмотрены приоритеты, проблемы и перспективы развития внешней торговли в Республике Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                               _____________

                                               (подпись студента)

 

Содержание

 

Введение

     Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении последних 50 лет служит поступательное развитие мирохозяйственных связей. Специалисты отмечают постоянное нарастание масштабов и диверсификацию контактов между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, наконец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.

     Система устойчивых мирохозяйственных связей за более чем столетнюю историю  своего существования претерпела заметные изменения. Так, первоначально наиболее распространенным каналом их осуществления являлась мировая торговля. Среди специалистов существуют различные подходы к определению начального этапа становления той или иной формы международных экономических отношений. Тем не менее, широко признается то обстоятельство, что основой для формирования, как самих устойчивых связей, так и их системы послужило появление крупной машинной индустрии в западных странах в XIX веке. Впоследствии (в середине прошедшего столетия) создание мирового рынка означало закрепление сложившейся системы международного обмена, способствовало постепенному оформлению мирового хозяйства. Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.

     Вследствие  этого, с одной стороны, внешняя  торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

     Целью написания данной работы является изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

     Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     1 Изучить сущность и взаимодействие международной торговли и внешнеэкономической политики государств;

     2 Рассмотреть приоритеты, проблемы, перспективы внешней торговли Республики Беларусь.

     В курсовой работе применяются аналитические  и статистические методы исследования и обработки данных.

     Для написания работы были использованы учебники и учебные пособия по экономической теории, экономике, специальная  литература по теме работы. 

 

       1 Международная торговля  и внешнеэкономическая  политика государств: сущность и взаимодействие

 
     1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития

     Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, которая возникает на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. Различные авторы по-разному определяют это понятие, например:

     - «международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах» [15, с. 18];

      - «международная торговля есть  оплачиваемый совокупный товарооборот, происходящий между странами  мира» [6, с. 19];

     - «международная торговля является  формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость» [14, с. 52].

     Понятие «международная торговля» нередко употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента или региона, например, стран Восточной Европы и т.п.

     Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Объектом международной торговли является не вся продукция стран-участниц, а наиболее конкурентоспособная. В этом одно из коренных различий между национальной (внутренней) торговлей и торговлей международной. В связи с этим узаконено и определение конкурентоспособной продукции.

     «Конкурентоспособная  продукция (или услуги) есть продукция (или услуги), обладающая комплексом потребительских и стоимостных характеристик, которые гарантируют ей предпочтение со стороны покупателя по сравнению с аналогичной продукцией (или услугами) других отечественных и зарубежных производителей» [15, с. 18].

     Зародившись в глубокой древности, мировая торговля на рубеже XVIII и XIX вв. достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно развитых стран крупного машинного производства1, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

     В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с. Первой мировой войной (1914-1918). Он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны (1939-1945), которая также до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы (конец 40 - начало 60-х гг. XX в.).

     Тем не менее, в целом характерной  чертой послевоенного периода явилось ускорение темпов развития мировой торговли. Более того, к концу XX века мировая торговля достигла наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Темпы роста мировой торговли в этот период превысили темпы роста мирового валового внутреннего продукта.

     К концу XX в. международный обмен приобретает «взрывной характер». Мировая торговля развивается особенно бурно. По оценке западных специалистов, период между 1970 и 1990 гг. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил 8,2%. В период с 1970 по 1990 гг. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - на 9,0% [4, с. 110].

     Соответственно  возрастал и объем мировой  торговли. Так, в 1965 г. он составил 172,0 млрд. долл., в 1970 г. -193,4 млрд. долл., в 1975 г. - 816,5 млрд. долл., в 1980 г. -1,9 трлн. долл., в 1990 г. - 3,3 трлн. долл., в 1995 г. - более 5 трлн. дол. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта [4, с. 110].

     На  стабильный, устойчивый рост международной  торговли в этот период оказали влияние следующие факторы:

     1) бурное развитие международного  разделения труда и интернационализация производства;

     2) НТР, способствующая обновлению  основного капитала, созданию новых отраслей экономики, активная реконструкция и модернизация;

     3) деятельность транснациональных  корпораций и транснациональных  банков на мировом рынке;

     4) регулирование (либерализация) международной  торговли посредством мероприятий,  проводимых вначале Генеральным Соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем Всемирной Торговой Организации (ВТО);

     5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин;

     6) образование свободных экономических  зон;

     7) развитие процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

     8) получение политической независимости  бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

     По  имеющимся прогнозам, высокие темпы  мировой торговли сохранятся и в  I половине XXI в.

     Тем не менее, заметно проявляется неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами растет экспорт и других западноевропейских стран. Значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х гг. Япония стала выбиваться в лидеры по решающим факторам конкурентоспособности. Близко к ней подошли «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к концу 90-х гг. США вновь вышли на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности, особенно на рынке наукоемкой, инновационной продукции,

     Что касается развивающихся стран, то в  основном они остаются поставщиками на мировой рынок сырья, продовольствия или сравнительно простых изделий готовой продукции. Хотя отдельные из них сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий (в т.ч. машин и оборудования).

     Дилемма выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно встает перед всеми государствами. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии. В интересы каждой страны входит стремление специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее конкурентное преимущество и для которого относительная выгода также является наибольшей.

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития