Внешняя торговля в экономике России и динамика её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Пути стимулирования Российской внешней торговли……………………..4
1.1 Перспективы развития торговли и структурного разв-
тия России……………………………………………………………………….7
1.2 Внешнеторговые риски………………………………....8

2. Внешняя торговля России: товарная структура и вопросы её совершенств-
вования…………………………………………………………………………15
2.1 Внешняя торговля России в 2006 году………………15
2.2 Внешняя торговля России в январе – июне 2007 г….22
Заключение…………………………………………………………………......26
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ОЭТ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Негосударственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования 
 

     Уральский институт фондового рынка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 

     по  дисциплине: «Общая экономическая теория» 

     Внешняя торговля в экономике России и  динамика её развития. 
 
 

           Студент ІІ курса:

            Петрова

            Светлана Евгеньевна 
 

           Руководитель:

           Яворская О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2007

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………3

     1.Пути стимулирования Российской внешней торговли……………………..4

           1.1 Перспективы развития  торговли и структурного разв-

     тия России……………………………………………………………………….7

           1.2 Внешнеторговые  риски………………………………....8

                                          

     2. Внешняя торговля России: товарная  структура и вопросы её  совершенств-

     вования…………………………………………………………………………15

                       2.1 Внешняя торговля России в 2006 году………………15

                       2.2 Внешняя торговля России в январе – июне 2007 г….22 

     Заключение…………………………………………………………………......26

     Список  используемой литературы…………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

       Россия  на протяжении длительного времени  была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

       Существенные  изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая  страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.

       В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

       В системе внешнеэкономических приоритетов  России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.

       Достижение  поставленных целей тесно увязывалось  с созданием нового имиджа России как государства, покончившего с идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил. 
 
 
 
 

1.Пути стимулирования российской внешней торговли 

     Внешняя торговля имеет важное значение в  экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.). Поданным ЦБ РФ, объем российского экспорта и импорта составил в 1998 г. около 70 и 60 млрд. долл. соответственно, а за семь месяцев 1999 г. — 38,78 и 22,35 млрд. дол. соответственно. И для российской экономики было бы очень полезно дополнительно использовать хотя бы часть из них.

     Много было написано о том, что составляющие российского экспорта и импорта  не очень благоприятны для развития страны. Экспортируются, в основном, полезные ископаемые и сырье, а импортируется готовая продукция. Решение этой проблемы возможно только при подъеме собственной обрабатывающей промышленности России. Тем не менее, даже при сегодняшнем составе экспорта и импорта существуют возможности для получения более выгодных условий их проведения, а также привлечения дополнительных средств, которые могут быть направлены на развитие российских компаний. Речь идет о широком использовании во внешней торговле банковских инструментов. Особое значение приобретают, на наш взгляд, направления торгового и структурного финансирования.

     В мировой практике используется большое  количество банковских инструментов, призванных облегчать и стандартизировать внешнеэкономические операции.  
Это — инструменты платежа (банковский перевод, инкассо, аккредитив) и гарантийные инструменты (банковская гарантия, авалирование векселей), а также способы получения дополнительного финансирования (торговое и структурное финансирование).

     Общепризнанно, что огромную роль в экономической жизни любой страны играет кредит, это утверждение справедливо и для внешней торговли. Не всегда предприятие, способное произвести востребованную рынком продукцию, имеет средства для запуска процесса производства. Эту проблему не просто решить в рамках одной страны, а если покупатель и продавец являются резидентами разных стран, то решение еще больше усложняется. Никто не хочет оплачивать товар вперед (предоплата используется только в странах, несущих в себе высокий риск из-за политической и экономической нестабильности). Именно решением подобных вопросов и призваны заниматься банки. Использование их услуг позволяет экспортеру получить от своего контрагента средства, необходимые для исполнения заказа, а импортер имеет возможность оплачивать товар только после его отгрузки или получения. Кроме того, банки, предоставляя клиентам документарные инструменты (аккредитивы, гарантии), создают условия для существования коммерческого кредита, т.е. оплата товара импортером происходит по прошествии определенного срока (отсрочка платежа).

     Иностранный экспортер идет на отсрочку оплаты отгруженного товара при наличии  у него надежных гарантий платежа (банковская гарантия, аккредитив, вексель, выданный или авалированныи надежным банком). Кроме того, данные инструменты могут быть дисконтированы (проданы) в банке экспортера. В этом случае экспортер получает деньги от своего банка практически сразу после отгрузки товара, сумма дисконта при этом, естественно, включается в цену товара.

     Подобным  же образом российский экспортер  может привлечь средства иностранного покупателя до того, как отгрузит или даже произведет продукцию (например, под гарантию возврата аванса).

     Преимущества, которые появляются при использовании банковских инструментов во внешней торговле, очевидны. Однако для полного их использования необходима полноценная банковская система, которой в настоящее время в России нет.

     Сегодня для российских банков закрыто большинство иностранных кредитных линий. Документарные инструменты практически всех банков (за редким исключением) подтверждаются только при перечислении в иностранный банк 100%-го обеспечения, т.е. валюты. Понятно, что эту валюту должен предоставить клиент. В результате эффективность сделки резко снижается. Российскому импортеру проще поверить иностранному контрагенту и произвести ему предоплату за товар, чем использовать услуги банка, уплачивая при этом комиссию.

     Вообще  так называемое документарное кредитование (предоставление клиентам документарных инструментов под залог обеспечения, использующегося в кредитных проектах), которое было сильно развито до финансового кризиса 1998 г., в сегодняшних условиях практически отсутствует. Банки либо вообще отказываются принимать какое-либо обеспечение, кроме валютного депозита, либо предлагают невыгодные условия (высокая процентная ставка, большой дисконт по покрытию и т.п.). Поэтому большинство российских импортеров сегодня работают на условиях предоплаты.

     Также ни импортеры, ни экспортеры даже и не мечтают о доступе к более дешевому иностранному финансированию, которое они могли получать до кризиса. Примером получения средств от западных компании может служить реализация собственного векселя российской компании и авалированного крупным российским банком на иностранном финансовом рынке. Сегодня иностранные инвесторы не верят в надежность российских банков, и подобные технологии работы практически прекратили свое существование.

     Таким образом, перед российскими компаниями, участвующими во внешней торговле, в настоящий момент стоят следующие проблемы:

     экспортеры  сначала отгружают продукцию, и  только потом получают деньги; у  них отсутствует доступ к предэкспортному  финансированию; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом;

     импортеры производят предоплату за товар, и только потом получают его; у них отсутствует  доступ к коммерческому кредиту поставщика; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом.

     Для решения указанных проблем можно и нужно применять методы торгового и структурного финансирования.

     Торговое  и структурное финансирование —  понятие, объединяющее в себе банковские операции и услуги, предназначенные для компаний-участников внешнеторговых отношений. Эти операции и услуги помогают участникам международных торговых сделок достичь поставленных целей, а именно:

     для покупателей: получать приобретаемые  товары или услуги в установленном  количестве, требуемого качества, своевременно и в нужном месте; производить оплату после получения полной уверенности в том, что продавец полностью выполнил свои обязательства; управлять движением наличности, привлекать банковское финансирование; получать максимально возможную отсрочку платежа;

     для продавцов: иметь уверенность в  том, что с ним произведут полный расчет в согласованный срок; привлекать банковское финансирование для производства товара и осуществлять поставку; своевременно получать оплату поставки и улучшать ликвидность своего бизнеса; получать платеж в установленном размере и валюте в своем банке.

     Для достижения перечисленных целей  банки предлагают услуги с использованием документарных инструментов: банковских гарантий, аккредитивов и векселей. Указанные инструменты применяются для страхования различных рисков, сопряженных с международными торговыми сделками, таких как платежные риски, риски исполнения обязательств, политические валютные и др.

     Суть  всех операции по торговому и структурному финансированию сводится к перекладыванию ответственности по обязательствам непосредственных участников международных торговых отношении и производителей экспортных товаров на крупные коммерческие финансовые институты, а также различные государственные фонды кредитования экспорта. Например, банки, изучив кредитоспособность своих клиентов и обеспечив себя необходимым покрытием, принимают на себя ответственность по обязательствам своих клиентов перед их зарубежными партнерами. Это осуществляется путем выпуска и подтверждения аккредитивов и банковских гарантий, а также авалирования векселей клиентов.

Информация о работе Внешняя торговля в экономике России и динамика её развития