ВВП и ВНП: определение, вычисление и распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Валовой внутренний продукт (ВВП) и Валовый национальный продукт (ВНП) – показатели общего экономического состояния страны. Они дают представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Предметом изучения ВВП/ВНП являются экономические единицы – резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.
Показатель ВВП/ВНП имеет очень важное значение для экономики в целом. Они используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. То есть актуальность выбранной темы очевидна.
Целью данной работы является изучение ВВП/ВНП как важнейших показателей системы национальных счетов. При этом решаются следующие задачи: изучение ключевых понятий ВВП/ВНП, изучение методов расчетов, проведение анализа динамики ВВП в республике Узбекистан.
Основным источником явились книги Ислама Абдуганиевича Каримова, учебник по экономической статистике под редакцией Ю. Н. Иванова, а также сайты Госкомстата, Министерства Финансов, Министерства экономического развития в интернете, и некоторые другие источники, которые более подробно описаны в списке использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Структура производства ВВП  по отраслям народного  хозяйства

Руз за 1994 и 1995 гг. (% к  итогу, в ценах  соответствующих лет)

Показатель 1994г. 1995г.
ВВП 100 100
Добавленная стоимость отраслей 91,8 86,5
из  них    
  промышленность 17,0 16,4
  строительство 7,3 7,8
  сельское  хозяйство 34,5 28,5
  сфера  услуг 33,0 33,8
из  них    
  торговля 7,5 5,6
  транспорт  и связь 5,8 8,4
  прочие  отрасли 19,7 19,8
Чистые  налоги, включая налог на импорт 8,2 13,5
 

Примечательным  для макроэкономической динамики стал 1997 год, когда впервые с начала проведения реформ рост ВВП Узбекистана (105,2%) превысил рост численности населения (101,8%), инвестиции увеличились на 14%, а среднемесячный уровень инфляции составил 2,1%, что в два раза ниже, чем в 1996 году. Эти позитивные тенденции были закреплены в 1998 и в 1999 годах, когда прирост ВВП составлял в среднем около 4,5%, продукции промышленности около 6%, сельского хозяйства 4-6%, строительства - 6%.

Сопоставительный  анализ динамики ВВП Узбекистана и других государств СНГ за 1990-1996 годы показывает, что выбранная Узбекистаном стратегия макроэкономического регулирования позволила избежать масштабного спада производства, обнищания населения, роста внутреннего и внешнего государственного долга(см. табл. №2). Если в Узбекистане спад производства за период с 1990 по 1995-1996 годы составил около 20%, то в России и Казахстане - 40%, Кыргызстане почти 50%, на Украине 50- 55%. Более того, в Узбекистане часть отраслей реального сектора (производство энергоносителей, цветная металлургия, зерноводство), на долю которых приходится около четверти валового продукта, не только не допустили обвального спада производства, но и увеличили выпуск продукции.

Таблица №2

Соотношение ВВП

Страны СНГ 1990 1996
1 Российская  Федерация 60,5 69,1
2 Украина 18,3 14,4
3 Белоруссия  3,8 3,8
4 Узбекистан 4,0 5,6
5 Казахстан 5,2 4,6
6 Молдова 0,9 0,8
7 Азербайджан 1,7 1,7
8 Армения 1,4 1,0
9 Грузия 1,7 0,6
10 Таджикистан 0,8 0,5
11 Туркменистан 0,8 0,2
12 Кыргызстан 0,9 0,7

Аналогичные выводы можно сделать и по другим макроэкономическим индикаторам. Так, в соответствии с  данными международных экономических организаций Узбекистан имеет один из наиболее низких уровней внешней задолженности (18% к ВВП в 1997 году по сравнению с 56% в Кыргызстане и 20,4% в Казахстане), а также индикатор уровня бедности (в Узбекистане 29% населения оказались ниже уровня бедности против 50% в Казахстане и 76% в Кыргызстане).

Отказ от принципов "шоковой терапии", сохранение значительной роли государства в  реформировании экономики позволил в Узбекистане не только избежать обвального спада производства, но и предотвратить масштабное снижение инвестиционной активности, которое произошло в других государствах СНГ.

Сопоставляя динамику ВВП государств СНГ за последние два года, можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис затормозил процесс экономического развития в новых независимых государствах, но оказал на них различное воздействие. У государств, которые продвинулись дальше по пути либерализации экономики (Россия, Казахстан, Кыргызстан), последствия финансового кризиса более негативны, чем у тех, которые осуществляли реформы постепенно (Узбекистан, Белоруссия). Наиболее сильно пострадала Россия, о чем свидетельствует спад ее производства на 4,6% в 1998 году после наметившихся в 1997 году первых признаков оживления экономики (тогда впервые после 5 лет рыночных реформ в России был зарегистрирован рост ВВП на 0,4%). Резко сократились темпы прироста ВВП в Кыргызстане (с 10,4% до 1,8%), а в Казахстане рост экономики в 1997 году (на 2%) сменился ее спадом на 2,5% в 1998 году и на 1,5% в первом полугодии 1999 года.

Если экстраполировать средние темпы роста ВВП за последние два года на прогнозный период, то можно сделать вывод, что восстановить дореформенный и уровень производства в ближайшие 6-7 лет из рассматриваемой группы государств СНГ смогут лишь три государства: Узбекистан, Беларусь и Кыргызстан. Как показывают расчеты, в Узбекистане это возможно уже в 2000 году, в Беларуси - через 3-4 года, а Кыргызстане - к 2006-2007 году.

Критерии  и оценка устойчивости экономического роста

Для государств с переходной экономикой важнейшей  является задача обеспечения устойчивого экономического роста и решения на этой основе первоочередных социальных и структурных проблем. Анализируя итоги 1997-1999 годов, можно констатировать, что ряд государств СНГ добились прекращения спада производства и обеспечили рост ВВП. Однако возникает вопрос отражает ли рост ВВП реальное улучшение экономической ситуации в этих государствах и является ли он устойчивым, особенно в свете событий на мировых финансовых рынках, имевших место в 1998 году?

Положительный ответ возможен в том случае, если методика расчета ВВП полностью отвечает международным требованиям, а система сбора и обработки статистической информации обеспечивает ее репрезентативность. Не секрет, что в условиях переходного периода это не всегда достижимо. Нельзя забывать также о низком качестве информации по новым секторам экономики и ее полном отсутствии по неформальному сектору.

Об актуальности данной проблемы для Узбекистана  свидетельствуют альтернативные оценки, которыми оперируют международные  финансовые организации (МВФ, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития). Все они на 2-2,5 процентных пункта ниже оценок, даваемых официальными государственными органами Узбекистана, что связано прежде всего с различиями в оценке уровня инфляции, значение которого оказывает существенное влияние на расчеты темпов роста ВВП.

Если пересмотр  уровня инфляции в сторону ее повышения  уменьшает оценку темпов роста реального  ВВП, то учет "теневого" сектора - увеличивает ее. Есть и другие неучтенные факторы, которые оказывают влияние на этот важнейший макроэкономический индикатор как в сторону его повышения, так и в обратном направлении.

Кроме того, оценка степени устойчивости тех или  иных макроэкономических тенденций  требует анализа достаточно длинных  рядов макроэкономической динамики.

Вышесказанное не позволяет рассматривать ВВП как главный индикатор устойчивого экономического роста. В переходных условиях не менее важны и такие индикаторы, как сводные индексы динамики физического объема производства важнейших видов товаров и услуг, индикаторы уровня эффективности производства, располагаемых доходов населения, динамика экспорта (в долларах на душу населения), измерение которых связано с меньшими по сравнению с ВВП методологическими и статистическими проблемами.

Критерием устойчивости экономического роста, помимо превышения темпов роста ВВП (рассчитанного в соответствии с международными статистическими стандартами) над темпами роста населения на протяжении трех и более лет, служат и темпы роста экспорта, которые, как показывает мировой опыт, для государств с малой экономикой должны быть в 2,5-3 раза выше темпов роста ВВП. Немаловажными индикаторами устойчивости служат рост реальных доходов населения и повышение доли сбережений в структуре доходов населения.

Экономический рост в условиях устойчивого развития предполагает массовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение структуры экономики, а также личного и производственного потребления в целях сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, обеспечения жизнедеятельности существующего и будущего поколений.

Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях устойчиво  развиваться может экономика  лишь тех государств, где растет производительность труда, снижается материалоемкость производимой продукции, повышается урожайность основных видов сельскохозяйственных культур, увеличивается доля готовой продукции в структуре экспорта, осуществляются другие прогрессивные структурные сдвиги.

Наряду с технологическими параметрами эффективности производства критериями устойчивости служит ряд макроэкономических и финансовых индикаторов - таких, как дефицит бюджета и платежного баланса, государственный долг, инфляция и другие.

Мировой опыт показывает, что экономическое развитие становится устойчивым в том случае, когда наблюдается прогресс по большинству рассмотренных выше критериев.

Важным направлением анализа проблем устойчивого  экономического роста является определение  таких соотношений между макроэкономическими  индикаторами и параметрами экономической среды, при которых устойчивый рост наиболее вероятен. Ниже приводятся результаты анализа макроэкономической динамики за 1991-1999 годы, выполненного на основе рассмотренных выше требований и критериев обеспечения устойчивости экономического развития.  
 
 
 

Изменение структуры ВВП  и факторы экономического роста

Экономический рост приобретает устойчивый характер, когда одновременно с увеличением  масштабов производства улучшаются структурные, качественные параметры  экономического развития. Чем же с этих позиций характеризуется макроэкономическая динамика в Узбекистане?

1. Высокие темпы  экономического роста, достигнутые  в 1997- 1999 годах (+5,2%, +4,4%, +4,4% соответственно), были обеспечены прежде всего  за счет роста услуг (торговли, общепита и прочих) и чистых налогов. На долю данных факторов приходилось от половины до 58% прироста всего ВВП. С одной стороны, это свидетельствует о перетоке части трудовых ресурсов из базовых и обрабатывающих отраслей промышленности в сферу торговли и услуг, что естественно в условиях глубоких структурных преобразований и создания новой рыночной инфраструктуры. С другой стороны, рост доли чистых налогов в приросте ВВП говорит о необходимости ослабления налогового бремени на товаропроизводителей.

2. Недостаточный  вклад в прирост ВВП отраслей, выпускающих продукцию с наиболее высокой степенью обработки и соответственно добавленной стоимостью, стал главной причиной снижения доли этих отраслей в структуре ВВП с 23% в 1990 году до 15% в 1998 году. Это обстоятельство необходимо учитывать для преодоления сырьевой направленности экономики Узбекистана, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и эффективности экспорта.

Мировой опыт свидетельствует, что на этапе создания современной  конкурентоспособной экономики доля добавленной стоимости промышленности в ВВП возрастает, достигая и даже превышая 40%. Так было, в частности, в новых индустриальных государствах мира (Южная Корея, Малайзия, Таиланд), создававших основу своего экономического потенциала в 1980-90-е годы.

Информация о работе ВВП и ВНП: определение, вычисление и распределение