Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель данной курсовой работы – рассмотрено понятие “рыночное равновесие”, “равновесная цена”, равновесный объем”, а также факторы, влияющие на устойчивость рыночного равновесия.

Содержание

Ведение.

Понятие рыночного равновесия.
Рыночное равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.
Паутинообразная модель.
Заключение

Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теор..docx

— 290.82 Кб (Скачать)
  1. Мгновенное равновесие - возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
  2. Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
  3. Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

Рыночное  равновесие и эффективность.

    Равновесное состояние рынка  позволяет сочетать экономические  интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя  (рис. 9.4 и 9.5).

     Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность  купить больше товара по более  низкой цене, т.е. рыночное равновесие  приводит к возникновению излишка  (выигрыша, ренты) потребителя - разности  между максимальной ценой, которую  потребитель готов заплатить  за единицу товара, и той величиной,  которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 9.4 –  это заштрихованная область.

                                 

Рис. 9.4. Излишек потребителя

  Покупатель в соответствии с законом убывающей предельной полезности 1-ю единицу блага готов купить за 9 ден. ед., 2-ю – за 7,5 ден. ед., 3-ю – за 6 ден. ед. Но, поскольку на рынке установилась цена на уровне 4 ден. ед., то он имеет возможность приобрести больше (4 ед.) блага по более низкой цене – 4 ден. ед. Чем ниже равновесная цена, тем больше выигрыш покупателя. При покупке 2-х единиц товара выигрыш покупателя равен 8,5 ден. ед. . При покупке 3-х единиц товара выигрыш равен 10,5 ден. ед. .

    При рыночном равновесии выигрыш  (излишек) получает и производитель.  Излишек производителя (продавца) равен разнице между ценой  равновесия и той минимальной  ценой, по которой производителю  стоило бы продавать товар,  не неся убытков (на рис. 9.5 –  заштрихованная область).

                            

Рис. 9.5. Излишек производителя

   Производитель готов продать: 1-ую единицу товара за 1 ден. ед., но продает ее за 4 ден. ед. – выигрыш 3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец готов продать за 2 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. – выигрыш 2 ден. ед., 3-ю ед. продавец готов продать за 3 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. и т.д.

     Итак, в условиях рыночного равновесия  в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя.

    Основное достоинство и ценность  рыночного механизма, автоматически  поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает  эффективное распределение ограниченных  ресурсов общества в соответствии  с потребностями общества.

     Любое отклонение от рыночного  равновесия ухудшает положение  либо покупателя, либо продавца (призводителя), а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось.

     Если же существует возможность  для отдельных участников рынка  улучшить свое положение, не  нанося ущерба другим, то такое  распределение экономических благ  неэффективно.

     Однако, все это относится к совершенно конкурентному рынку. Но последний является скорее научной абстракцией, чем реальностью, и для хозяйственной практики характерна несовершенная конкуренция.

     В этих условиях рынок автоматически  не может обеспечить эффективное  распределение ресурсов, и становится  необходимым государственное вмешательство.

     Распределение ресурсов в условиях рыночного равновесия являясь Парето-эффективным, предполагает максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что "эффективность по Парето является социально нейтральным критерием". Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов. 

Рыночное  равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

В статических  моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные "фотоснимки" динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной  статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния  рынка, тогда как сам процесс  перехода от одного состояния к другому  остается как бы "за кадром".

Хотя  многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.

Метод сравнительной статики можно  проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан  на рис. 2.6, где линии спроса и предложения  имеют "нормальный" (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.6,а сдвиг линии  спроса приводит к росту равновесной  цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2- На рис. 2.6,б сдвиг линии предложения  влево ведет к повышению равновесной  цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе  части рисунка, мы можем рассмотреть  различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Хотя  метод сравнительной статики  не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение  становится возможным посредством  учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого  при использовании метода сравнительной  статики принято различать три  периода. Первый, в котором все  факторы производства рассматриваются  как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный (или "вековой") период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности  приспособить объем предложения  к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность  их использования заданы. Однако тот  факт, что продавец обладает фиксированным  количеством товара, не означает, что  все это количество должно быть обязательно  продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного  товара. Если товар скоропортящийся  и не подлежит хранению, линия предложения  будет перпендикулярка оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7,а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.

            

Если  товар не подлежит порче и может  быть сохранен, то линия предложения  может быть представлена состоящей  из двух сегментов: одного, имеющего положительный  наклон, и второго, представленного  вертикальным отрезком (рис. 2.7,6). При  цене РEo продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK- Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например РE2, объем предложения составит QE2 тогда как количество товара в размере QK ≈ QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.

В течение  короткого периода неизменными  считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а  значит, и объем продукции могут  изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа  отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти  изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.

 В коротком периоде линия  предложения (рис. 2.8) также состоит  из двух сегментов. Первый, имеющий  положительный наклон, ограничен  по оси абсцисс точкой, соответствующей  производственной мощности QK- Второй  участок кривой предложения представлен  вертикальным отрезком, что указывает  на невозможность выйти в условиях  короткого периода за пределы,  ограниченные наличной производственной  мощностью. Вплоть до этой границы  равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения ≈ размером производственных мощностей.

 
Наконец, в длительном периоде производитель  может не только варьировать интенсивность  использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 2.9 представлены три ситуации, возможные  в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен  на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной  цены. В третьем, когда изменение  масштаба производства происходит при  снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.

 На рис. 2.10 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0≈ линия предложения, a D0D0 ≈ линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK.

Допустим, что спрос внезапно вырос и  представлен теперь линией D1D1, лежащей  правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается  исключительно за счет повышения  цены до P1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается  за счет ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0, но ниже, чем Р1, и объеме производства Q2 большем, чем QK-

Различие  ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.10, важно при оценке уровней  цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются завышенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.

    Паутинообразная модель. 

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и  объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний  цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение  реагирует на изменения цен с  некоторым запозданием.

Рассмотрим  вариант динамической модели рынка  одного продукта. Предположим, что объем  спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: 

QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В таком  случае график спроса и предложения  будет иметь вид паутинообразной модели.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие