Взаимодействие спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..….......3
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения………………………………….……...4
1.2 Законы спроса и предложения…………………………………….…..…..12
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену……………………………………………….…....24
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения…………….30
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения……………………………………………….………..…….36
Заключение……………………………………...………………………………..…....39
Список использованной литературы……………………………………….…..........42

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Взаимодействие спроса и предложения....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

      Напомним, что предложение, как и спрос, может быть низкоэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены. Заметим, что эластичность предложения (и спроса) может быть разной на разных    участках     кривой.   Так,   например,   кривым,   изображенным   на рисунке 6, свойственна низкая эластичность, затем она возрастает (кривая идет круто вверх).

      Аналогично  спросу необходимо различать изменение  предложения и изменение величины предложения (объема предложения). Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются неценовые факторы, которые раньше принимались за постоянные:

  1. Изменение ресурсных цен. Пример: снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.
  2. Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.
  3. Изменение налогов и дотаций. Пример: повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам штатов сокращает предложение специалистов с высшим образованием.
  4. Изменение цен на взаимозаменяемые товары. Пример: снижение цен на баранину увеличивает предложение говядины.
  5. Изменение ожиданий. Пример: ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.
  6. Изменение числа поставщиков. Пример: увеличение количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.

      Графически  изменение объема предложения выражаются в «движении по кривой предложения», что изображено на рисунке 7. Так, с изменением цены с Р1 по Р2 это движение происходит по кривой S, что показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2. Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны.

Рисунок – 7 Изменение величины предложения  и изменение предложения

      Условные  обозначения:

                   1 – изменение объема предложения;

                                                   2 – изменение предложения.

      Однако  на предложение оказывает влияние  помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология,  позволяющая  при  тех  же  затратах выпустить больше продукции. Тогда  кривая  предложения  сдвигается  вправо  в  положение  S1,  сдвиг   будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1 – Q2>Q1, а при цене P2 – Q3>Q2.

      Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков)17 .

      Однако  отметим, что закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики.

      При ярко выраженных признаках монополизма, при отсутствии конкурентной среды, что характерно для экономики России периода перехода к рынку, действие закона предложения проявляется специфически, искаженно. А именно – в условиях повышения цен, обусловленного инфляцией, у производителя и продавца может возникать соблазн не только не увеличивать предложение, а напротив, снижать его. Ведь инфляционный рост цены способен перекрыть потери дохода продавца, обусловленные уменьшением объема продаж, в результате чего прибыль может возрастать даже при снижающемся объеме.

      Приведем  иллюстрационный пример:

      Предположим, что производитель выпускает  и продает на рынке 100 единиц товара по цене 2000 руб. за штуку, выручая в  итоге 200 000 руб. Если в результате инфляции, дефицитности товара или благодаря монополистическому диктату производитель повысит цену до 5000 руб. за штуку, то одновременно у него возникает желание производить и предлагать к продаже не 100, а, скажем, 80 единиц товара, что обеспечивает ему выручку 400 000 руб., то есть вдвое большую прежней (с учетом инфляции – равную прежней в реальном исчислении). В подобной ситуации производители и продавцы товара способны при увеличении цен следовать не закону предложения, а проявлять обратную тенденцию.

      Данный  пример не является опровержением закона предложения, ибо отражает ситуацию, при которой на связь между предложением и ценой воздействовали разные факторы как ценовой, так и неценовой природы (дефицит, инфляция, монополизм, цены на другие товары, психология производителя и покупателя товара). Однако поскольку в российской экономической действительности периода перехода к рыночной экономике все «побочные» факторы действуют непрерывно и весьма сильно, допущение «при прочих неизменных факторах», входящее в формулировку закона предложения (как закона стоимости) в реальной жизни практически не соблюдается. Отсюда возникает эффект кажущегося нарушения закона предложения. В действительности же происходит не нарушение закона предложения, а несоблюдение условий, в которых действует закон предложения. В определенной степени, как отмечалось выше, сделанное замечание имеет отношение и к рыночной экономике.

      Итак, важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

      Завершая  рассмотрение законов спроса и предложения  как фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый период» применительно как к спросу, так и к предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.  
 
 
 
 
 

Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка 

2.1 Равновесная  цена. Воздействие спроса и предложения  на цену 

      Рыночная  цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку  она находится на том уровне, когда  продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна) [16 c. 96].

        Равновесная цена – это такая  цена, при которой объем спроса  равен объему предложения, и  этот объем соответственно является равновесным объемом [17 с. 45]. На рисунке 8 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

      

      Рисунок 8 – Равновесие на рынке

      Условные  обозначения:

                                            Р – равновесная цена;

                                            Q – равновесный объем продаж;

              Е – точка  равновесия. 

      Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

      Что произойдет, если цена повысится и  станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 – Q1 представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является так же следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

      Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна  Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 – Q2. Такая нехватка благ возникает по разным причинам: когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом; если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос; когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может перерасти в кризис недопроизводства. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия.

      На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит в следующем:

  1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения18.

      Вальрас формирует «закон действительных предложения  и спроса или закон установления равновесных цен» для случая обмена двух товаров друг на друга: если даны два товара, то чтобы имелось рыночное равновесие по отношению к ним, необходимо и достаточно, чтобы действительный спрос на каждый из двух товаров был равен его действительному предложению; если это равенство не существует, то чтобы прийти к равновесной цене, необходимо повышение цены товара, действительный спрос на который выше его действительного предложения, и понижение цены того товара, действительное предложение которого выше действительного спроса на него19.

      Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

      Повышение спроса на графике отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1), что изображено на рисунке 9. В результате   установится  новая   равновесная  цена  Р1,  которая выше    цены первоначального    равновесия    Р,    а     продавцы     начнут    предлагать   больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

      Отметим, что рыночный механизм действует  таким образом, что любое нарушение  равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства,  либо вследствие  деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

      

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения