Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:29, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа эконом теория!!!!.docx

— 101.19 Кб (Скачать)

 Представители школы теории рациональных ожиданий считают, что ожидания субъектов экономики являются рациональными, т.е. предприниматели, потребители, производители, рабочие и другие хозяйствующие единицы понимают, как функционирует экономика и каков будет результат тех или иных мер, предпринятых правительством по регулированию экономики [27]. На основе суждений теории рациональных ожиданий можно предположить, что виновниками инфляции, безработицы и медленного темпа роста ВВП могут быть, во-первых, правительства, проводящие либо непредсказуемую, либо неадекватную современным условиям экономическую политику, либо создающие атмосферу непрозрачности принимаемых мер; во-вторых, - хозяйствующие субъекты экономики, в основном предприниматели, домохозяйства или отдельные индивидуумы, которые либо имеют пессимистические склонности, либо не имеют соответствующих навыков и опыта в области принятия оптимальных управленческих решений, либо не уверены в своих действиях.

Для того чтобы теория рациональных ожиданий реализовалась на практике, необходимо соблюдение следующих условий [18]:

  • транспарентность (общедоступность, прозрачность) информации для всех экономических агентов;
  • наличие доверия субъектов экономики к проводимому курсу экономической политики;
  • создание конкурентности рынков, т.е. гибкости цен и заработной платы.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. При этом в первую очередь  экономисты пытаются найти ответ  на такой важный вопрос — ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней. Эта  дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией [27]. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию [20]. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставки ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными  словами, эти экономисты считают, что  государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку  в ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.) [30].

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию, нереальна. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед  собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах  показывает целесообразность сочетания  долговременной и краткосрочной  политики. Схематично комплекс мер  антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом [31].

Долговременная политика включает в себя:

  • Задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.
  • Меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
  • Мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
  • Ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного  предложения без увеличения совокупного  спроса [32]. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую  норму сбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основе проведенного в  курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства.

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть  товаров и услуг, которые могли  бы быть произведены, если бы человек  работал. Во-вторых, снижаются налоговые  поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень  жизни семьи безработного, так  как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние  безработного, становятся частыми конфликты  в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или  районе созданы центры занятости, которые  выполняют следующие функции: выплачивают  пособия по безработице, помогают безработным  найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и  психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

Понятно, что безработица  была, есть и будет и поэтому  задача государственных органов  занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы  конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской  деятельности.

Как уже было отмечено, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно, нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает  тенденция замедления темпов инфляции. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Www.e-capital.ru- “Стагфляция.Перезагрузка.” Публикация. Авторы: Джошим Фелс, Морган Стенли. Перевод  © ДЦ "Е-Капитал.2005г
  2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003. – 325 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2006. – 391 с
  4. Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек. 1996. – 587 с.
  5. В.М.Соколинский, М.Н.Исалова. Макроэкономическая политика в переходный период. М., 1994г. – 515 с.
  6. В.М.Соколинский. Государство и экономика. М., 1997г – 321 с.
  7. В.М.Соколинский. Психологические основы экономики. М., 1999г – 854 с.
  8.   Гапонова С.Н. Экономика. Учеб. Пособие / С.Н.Гапонова; Воронеж. Гос. Технол. Акад.-Воронеж:ВГТА,2008.-387с.
  9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – С-Пб.: Питер, 2004. –  480 с.
  10. Жуков Е.Ф.  Общая теория денег и кредита.  М.: Банки и биржи. 1995. – 420 с.
  11.   Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.- 84 с.
  12. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002. – 472 с.
  13. К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. М., 1995г. – 400 .
  14. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 1993 – 284 с.
  15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948. – 252 с.
  16.   Курс экономической теории. Учебное пособие (под редакцией М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой). Киров, 1999г. – 436 с.
  17. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  18. П. Самуэльсон. Экономика. М., 1994г. – 538 с.
  19. Панкратова И. Стагфляция стала фактом. "Российский экономический журнал" 1992 г.  № 3
  20. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. – 384 с
  21.   Под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997.- 355 с.
  22. Р.Макконел, С.Л.Брю  “Экономикс” М. “Дрофа” 1991 г. – 450 с.
  23.    С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М., 1993г. – 246 с.
  24. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика [Текст] – М.: Прогресс, 1997. – 625 с.
  25. Учебник по основам экономической теории (под редакцией В.Д.Камаева). М., 1994г – 384 с.
  26. Чепурин М.Н., Киселева Е.А учебное пособие. «Курс экономической теории».         Киров, 1994 г. – 424 с.
  27. Экономика. Учебник (под редакцией А.С.Булатова). М., 1997г. – 319 с.
  28. Экономическая теория (политическая экономия). Учебное пособие. М., 1997 – 146 с.
  29. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлёвой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003 – 714 с.
  30. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. Перераб. И доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997 – 586 с.
  31. Экономическая энциклопедия.-М., 1972 – 560 с.
  32. Экономический словарь-справочник, Эдвин Дж. Долан, Б. Домненко, Издательство «Лазурь», «Бухгалтерский учет», г. Москва, 1994 – 410 с.

Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса