Административно-командная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ.
В каждой экономической системе есть своя экономическая основа. Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1.Сущность Административно-командной экономической системы…………………………………………………………………...4
1.1 Начало формирования Административно-командной экономики...4
1.2 Теория плановой экономики…………………………………………7
1.3 Положительные и отрицательные стороны Административно- командной экономики……………………………………………………12
2.Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики………………………………………………………………..18
2.1 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………..18
2.2 Преимущества плановой экономики………………………………..20
2.3 Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях…………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………26
Приложения……………………………………………………………....27

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Существует так же негативный социально-психологический  аспект рыночной экономики. Из-за неограниченного  стремления хозяйствующих субъектов  к получению прибыли, возникает  общественная атмосфера, в которой теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, обеспечение достойных человека условий труда и др.

Названные негативные свойства рыночной экономики достаточно серьёзны. Только с помощью государства удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.

   2.2  Преимущества плановой экономики

 

Дав определение административно-командной  экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе – рыночной экономикой.

Несмотря на то, что органы управления хозяйственной деятельностью руководствуются  преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей, такие потребности удовлетворяются абсолютно для всех. Это исключает проблему бедности, особенно характерную для рыночной экономики, а так же проблемы дотационных не прибыльных регионов государства. Это считается основным преимуществом этой экономической системы, и именно оно в своё время привело к установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки.

Так же необходимо отметить, что сравнительная  схожесть уровней доходов всего населения полностью исключает возможности классового расслоения общества и превозвышения более богатых слоёв населения над бедными. Это объясняется ещё и наличием у государства с административно-командной экономической системой функции распределения. Она заключается в распределении и перераспределении совокупного продукта, произведенного в государстве с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и человека. Говоря укрупнённо, можно сказать, что всё произведенное в такой экономической системе за определённый период распределяется по строго установленным квотам между различными сферами, отраслями, социальными группами, коллективами, отдельными людьми, при этом никто не получает больше, но и никто не получает меньше (естественно за определёнными исключениями, как с одной так и с другой стороны).

Существование централизованного  планирования формально значительно  облегчало работу производственной сферы экономики: производителю  нет необходимости думать, что, как  и для кого производить, ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти.

Провозглашение общественной собственности  даёт теоретическую возможность  и создаёт реальное впечатление  для каждого члена общества в  сопричастности к управлению ресурсами и средствами производства, на которые она распространяется. Это играет важную роль в мотивации персонала, что не всегда легко удаётся при использовании рыночных механизмов.

Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами. Это не даёт возможности рынку диктовать свои условия в образовании цены на товар, что, в свою очередь, обеспечивает некоторую стабильность цен на значительно больший период, чем это возможно при рыночной экономике.

Плановая экономика теоретически направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. В этом положении можно выделить два основных аспекта. Первый состоит в предании большего значения общественным потребностям и не носит абсолютно положительный характер. Второй же состоит в том, что социалистическая система хозяйствования предполагает другой подход к классификации потребностей отличный от пирамиды потребностей Маслоу, активно используемой в рыночной экономической системе (см. Приложение Б).

В целом, можно сказать, что плановая экономика в теории решает многие практические проблемы, постоянно возникающие в рыночной экономике. В то же время, эта система сама собой порождает множество негативных явлений, которые не могут появиться при рынке.

2.3 Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

 

При всём этом административно-командная  система хозяйствования имеет ряд  недостатков, которые, в конечном итоге, и привели к её разложению как  господствующей во многих государствах мира.

Хозяйственный механизм административно-командной системы предполагает непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно директивных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы. Результатом этого является невозможность предприятию реагировать быстро на изменения на рынке.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает масштабную монополизацию производства и сбыта продукции. Монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новшеств техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

Распределение созданной продукции  между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно  применяемой тарифной системы, а  также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда, а, следовательно, и к снижению заинтересованности в результатах своего труда квалифицированного персонала.

Что касается СССР непосредственно  Украины (УССР), то здесь плановая экономическая система существовала и находилась под руководством единственной партии – Коммунистической Партии Советского Союза, и её территориальной организации – Коммунистической Партии Украинской ССР. Это налагало определённый отпечаток как на экономическую систему в целом, так и на её действие в конкретных областях. КПСС приняла на себя практически все функции государства, при этом для КП УССР оставалась единственная функция, состоящая в принятии и узаконивании всех указаний и предписаний из центра на местном уровне, их распространении на территории УССР и приведении их в действие. Масштаб всего Советского государства при этом во много раз усугублял все негативные стороны системы, так как от конкретного предприятия, а тем более человека до центральной власти в Москве было слишком далеко. В результате этого в экономике появлялись такие не свойственные рыночной системе явления, как дефициты товаров первой необходимости, перепроизводство отдельных составляющих товара, экстенсивные методы расширения производства и ведения сельского хозяйства и тому подобное.

Несмотря на попытки реформировать  и децентрализовать директивное  планирование, именно его неэффективность  послужила одним из главных факторов краха огосударствленной экономической системы СССР.

Невосприимчивость этой системы, к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

В результате применения единых негибких административных форм и методов хозяйствования, в равной степени использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов предприятий и организаций, снижалась производительность труда, увеличивались затраты материальных и финансовых средств. В целом административно-командная экономика – это хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Переход от административно-командной экономики к рыночной, начавшийся во 2-й половине 1980-х гг., оказался длительным и достаточно сложным процессом, требующим взвешенной концепции и научно обоснованной программы действий, учитывающих как общемировые ценности, так и особенности, менталитет, ресурсную базу, научный, технический потенциал и конкретную социально-экономическую ситуацию в каждой стране с такой экономической системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе, целью которой  было полное и всестороннее рассмотрение административно-командной экономической  системы, так же рассмотрены и  возможности перехода от плановой экономики к рыночным механизмам.

    Работа включает два  раздела, в первом из которых  рассматривается начало формирования  плановой экономики. 

Следующий раздел представляет собой  сравнительную характеристику командной  и рыночной экономической систем. Здесь подробно представлены преимущества рыночной экономики, основными из которых можно назвать свободу экономических субъектов, возможности быстрого реагирования на изменения на рынке и частную собственность, а так же её недостатки, например, расслоение общества на классы в зависимости от уровня дохода в результате неравномерного распределения произведенного в обществе продукта. Далее указываются и преимущества плановой экономики, основным из которых является отсутствие бедности, наличие уверенности в завтрашнем дне, возможность концентрации средств у государства для целевого использования, и её недостатки, выражающиеся в отсутствии материальной заинтересованности субъектов экономической деятельности в результатах своего труда, и в том, что социальное равенство так и не было достигнуто.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что административно-командная  экономическая система имеет  как свои преимущества над другими  системами хозяйствования, так и  свои недостатки. Её эффективность зависит от практических принципов её внедрения и развития, хотя в большинстве случаев эта система оказалась неэффективной. Реформирование этой системы требует учёта всех сложившихся обстоятельств и национальных особенностей в стране.

 

 

Библиографический список

 

1. Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1954 г.

 

2. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988.

 

 

    1. Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г.,

 

    1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. пособие./ Под  ред. проф. М. Н. Чепурина – М.: Информационно-издательский Дом  «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1998.

 

    1. Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. – под ред. Купцова В.И. – К.: Высшая школа.

 

 

Приложения

 

А

Структура собственности при плановой экономике


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Классификация потребностей в плановой экономике


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Административно-командная экономика