Административные методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:07, доклад

Описание работы

Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 17.44 Кб (Скачать)

Административные методы государственного регулирования экономики

Административное  регулирование рыночной экономики  выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает  использование системы государственных  заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение  норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и  внешнем рынке и т.п.

Суть  административных методов зависит  от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах  деятельности, которые не может регулировать рынок.

Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание государственной администрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.

Во  многих странах мира государственное  управление основывается на принципах  централизации и децентрализации. Например, в США функция управления кадрами распределенная между Департаментом  и Советом защиты системы услуг. Совет обеспечивает правовой надзор и процесс обжалования для  государственных служащих.

В странах Восточной Европы главные  усилия административных органов в  переходных к рыночной экономике  период направленные на государственное  регулирование приватизации - выбор  объектов для продажи, проведение торгов и т.п. В Украине этими вопросами ведает фонд государственного имущества.

Эволюция  рыночного отношения - это переход  от стихийного рынка через его  развитие и усовершенствование к  внедрению государственного регулирования, которое дает возможность балансировать  составные элементы системы и  поставить конкретные цели, разработать  масштабные проекты и государственные  программы. В период войны, экономических  кризисов административное регулирование  усиливается. После стабилизации экономической  системы его влияние ослабляется. Тем не менее свободного, полностью саморегулируемого рынка нет. Итак, государственное административное регулирование есть объективная потребность.

В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.

Административные  средства довольно эффективные, а порой  имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование  административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов  предопределяет потери для других субъектов  и рыночной экономики в целом.

Административное  регулирование целесообразное в  случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем  государственного регулирования цен.

Административный  контроль ведут за экологической  безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в  системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или  Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного периода от административно-командной системы  к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются  стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого  периода, в котором, в частности, оказалась Украина, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и  др. По мере стабилизации экономики  государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые  не по силам рыночные. Речь идет о  выполнении перспективных задач  развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования  естественных ресурсов, организацию  рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование - это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Государство вмешивается в предпринимательскую  деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.

В условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы нужна  разработка действующих механизмов территориальных систем административного  регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов  региона и соответствующее регулирование  процессов экономически - и социального  развития. Ответственность за это  положенная на представителей Президента и государственные администрации  всех уровней - области, административного  района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов  с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые  размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального  административного регулирования  сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические  циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу  можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так  и через получение государственных  заказов.

Механизм  административного реформирования внешнеэкономической политики - это  воплощения у жизни административными  государственными органами мероприятий  из формирования внешнеэкономических  связей.

Современное административное регулирование в Украине является разомкнутой системой (системой наблюдений) без элементов обратной связи и надлежащего исполнительного механизма. Нет четкого разграничения прав и ответственности, с одной стороны, между государственным центром и местными органами власти, из другого - между аппаратом президента, правительством и законодательными органами. Это предопределяет дублирование, подмену функций, невозможность эффективно использовать властные полномочия. Государственные структуры самоустраняются от решения вопросов, которые и в рыночной экономике есть в сфере их компетенции. В больших масштабах возникают негосударственные структуры спекулятивно-посреднического типа, организация и деятельность которых далекие от принципов реформы. После распада советской империи и потери старых основ управления вместе с тем ничего нового не было предложено, а без конкуренции это привело к неуправляемости экономикой. Возник своеобразный вакуум, который породил организационную анархию и падение исполнительской дисциплины, где при этих условиях граждане часто лишены таких основоположных общественных благ, как законность и правопорядок.

В период экономического спада можно  было бы уменьшить продолжительность  периода кризиса, введя сильную  исполнительную власть, прежде всего  в областях. В Украине, однако, главные  рычаги исполнительной власти - управления, планирование хозяйства - в действующем  законодательстве, в сущности, проигнорированные.

В цивилизованных странах регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы. Что же к нынешней ситуации в Украине, то политика государства должна быть направлена на целостную систему государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов. Для этого надо восстановить управление государственным сектором через прогнозирование и планирование, овладеть ситуацией в стране, сделать ее управляемой. А этого можно достичь, лишь опираясь на жесткую исполнительную вертикаль, используя административные методы государственного регулирования экономики.


Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики