Актуальные проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Содержание

Введение 2
1. Определение и значение внешней задолженности 3
1.1. Определение государственного долга 3
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику 4
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России 9
2.1. Внешняя задолженность СССР 9
2.2. Внешняя задолженность России 10
2.3. Парижский клуб 14
2.4. Лондонский клуб 18
2.5. Международный валютный фонд 20
2.6. Коммерческие кредиторы. 20
2.7. Всемирный Банк 22
3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 23
Заключение 28
Библиография 31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Россия 14 августа 2006 года подписала соглашение с Германией  о досрочном погашении внешнего долга РФ и бывшего СССР.

В соответствии с этим документом будет досрочно погашена задолженность перед Германией  на сумму свыше 8.14 миллиарда евро, реструктурированная в свое время  в рамках соглашений "Консолидация 4" от 1997 года и "Консолидация 5" от 2000 года.

Тем самым с  возвращения задолженности Германии как крупнейшему кредитору России начнется процесс досрочного погашения  реструктурированного в рамках Парижского клуба внешнего долга России, договоренность о чем была достигнута в Париже 16 июня 2006 года и оформлена многосторонним протоколом о досрочном погашении задолженности.

Подписанное 14 августа  так называемое пилотное соглашение "станет основой для аналогичных договоренностей с остальными кредиторами России, входящими в Парижский клуб".

Оставшаяся часть  долга РФ перед Парижским клубом составляет $21.3. млрд. Общая экономия от долгосрочного погашения долга  составляет $7.7 млрд. По его словам, наиболее существенная экономия будет наблюдаться  в первые 6-7 лет. В 2007 году она составит $1.2. млрд, в 2008 - $1.1. млрд, в 2009 году - $1 млрд.

Рисунок 1. Экономия на процентных платежах Парижскому клубу  благодаря досрочному погашению  долга.

2.4. Лондонский  клуб

Лондонский клуб - международное объединение частных  коммерческих банков, сформирован в  конце 70-х годов для решения  проблем, возникших из-за неспособности  ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю  задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами  задолженности перед частными коммерческими  банками, кредиты которых не находятся  под защитой государственных  гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран  мира.

В составе Лондонского  Клуба, 430 банков кредиторов, связанных  с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК  является органом выработки общих  принципов по урегулированию задолженности  России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3. млрд.

Переговоры с  Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.

Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны  нашли компромисс, договорившись, что  должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы  предоставляли Внешэкономбанку  отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.

В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство  РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали  Меморандум о согласованных принципах  глобальной реструктуризации долга  бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются  лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г.6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам.10, 4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.

В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому  Клубу был переоформлен в обязательства  Российской Федерации, 30% основной суммы  долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность  была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций  Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг.17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие - либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов  по облигациям.

2.5. Международный  валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная  валютно - финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

На протяжении истекшего десятилетия кредиты  МВФ выполняли двоякую роль. Они  выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.

31 января 2004 года  Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей

2.6. Коммерческие  кредиторы.

Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров  и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете  во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства  развитых стран мира, на долю которых  приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

12.04. 2001 в Лондоне  на Форуме коммерческих кредиторов  бывшего СССР состоялись переговоры  делегации Российской федерации  с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.04. 2007 год  составила коммерческая $0,8 миллиарда. См. таблицу 1.

2.7. Всемирный  Банк

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный  Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон - Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство  дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной  перестройки. В распоряжении Банка  имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду с Всемирным  Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Решения во Всемирном  Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где  голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и  МВФ определяется уровнем финансового  вклада страны. Таким образом, Соединенные  Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос  США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.

3. Обслуживание и  урегулирование внешнего  долга России

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией  встаёт необходимость решения следующих  задач:

1. Поддержание  внешнего долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации  стоимости долга за счёт удлинения  срока заимствований и снижения  доходности.

4. Своевременное  и полное выполнение обязательств  с целью избежать начисления  штрафов за просрочки и обеспечить  стране репутацию первоклассного  заёмщика.

5. Обеспечение  эффективного целевого использования  привлечённых средств.

6. Обеспечение  предсказуемости и стабильности  рынка долговых обязательств.

Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от  привлечения международных кредитов  на государственном уровне;

- разработка  комплексной и ясной нормативной  базы по вопросам внешних заимствований;

- создание единой  системы управления внешним долгом  для координации мер по снижению  уровня задолженности и обеспечения  более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

- согласование  политики по обслуживанию внешнего  долга с финансовой и экономической  политикой в целом, в особенности  с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё  ещё актуальным остается ряд нестандартных  методов, основанных на использовании  зарубежного опыта, а именно:

- целесообразно  радикально пересмотреть советские  долги соцстранам, возникшие в  результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно  проводиться на независимых принципах.  К сожалению, этого не произошло  в случае с Чехией: реструктуризация  была осуществлена на худших  по сравнению даже с Лондонским  клубом условиях;

- возможно применение  схемы реструктуризации "облигации-акции"  с соответствующими ограничениями  по списку предприятий, срокам  выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран - кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;

Информация о работе Актуальные проблемы внешнего долга