Альтернативные модели в рамках экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Система — это совокупность ряда элементов или подсистем и связей между ними, которой свойственны такие признаки целостности, как организованность, наличие интегративных свойств и функций, самодвижение и общая цель. Следовательно, экономическая система — это совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества.
Основными элементами экономической системы, ее подсистемами являются: 1) производительные силы; 2) технико-трудовые и организационно-производственные отношения; 3) производственно-экономические отношения; 4) социально-экономические отношения, или отношения собственности (экономический аспект); 5) хозяйственный механизм. Каждый из данных элементов, в свою очередь, представляет собой довольно сложную подсистему, состоящую из определенных частей, компонентов со свойственной им совокупностью взаимосвязей, и развивается в соответствии с законами, общими для всей экономической системы, и внутренними, специфическими законами и противоречиями, присущими только данной подсистеме.
Предмет изучения экономической теории — все элементы экономической системы. Политическая же экономия призвана изучать, прежде всего, производственные отношения, отношения присвоения-отчуждения в их взаимодействии с производительными силами, и соответствующие экономические законы. Следует отметить, что в советской экономической литературе предметом политической экономии были только производственные отношения. Такой подход представляется односторонним, поскольку производственные отношения как социально-экономическая форма общественного способа производства рассматривались в отрыве от содержания — производительных сил, — определяющей стороны способа производства. При подобном подходе невозможно исследовать противоречия двух сторон последнего, вне предмета науки в значительной мере оказывается человек как главная производительная сила, неразрешенными остаются другие теоретико-методологические проблемы.
Изучение только производственных отношений в значительной мере отвечает классовому подходу, так как в основе этих отношений лежит собственность на средства производства как основа формирования классов. Игнорирование же этого аспекта означает абстрагирование от распределения богатства в современном обществе, от противоречий между классами и социальными группами, а следовательно, от реалий действительности.
Генетическое ядро производственных отношений, или отношения собственности в экономическом понимании данного понятия — наиболее сложная подсистема экономической системы общества. Они определяют отношения между людьми в сферах непосредственного производства, обмена, распределения и потребления. Доминируют среди последних отношения в сфере непосредственного производства. Если рассматривать отношения собственности с точки зрения объектов присвоения, то их элементами выступают отношения между людьми по поводу присвоения: а) рабочей силы; б) средств производства; в) достижений науки (прежде всего, в форме патентов, лицензий, других продуктов интеллектуальной собственности); г) информации; д) передовых форм и методов организации производства; е) услуг, и т. п.
В экономической теории и в политической экономии «производственные отношения» и «собственность» должны исследоваться в соотношении: система и ее ядро. При этом категория «собственность» содержит большие эвристические (познавательные) возможности для изучения всей системы производственных отношений. Ведь категория «производственные отношения» имеет в определенной степени двойственное значение (может рассматриваться как отношения между людьми в сфере непосредственного производства или как охватывающие другие сферы — обмен, распределение, потребление). Для раскрытия эволюции производственных отношений под воздействием развития производительных сил необходимо использовать понятие «генезис форм собственности», которое в динамике означает эволюцию форм экономического присвоения, а значит, служит инструментом познания процесса присвоения различными социальными субъектами тех или иных объектов — позволяет полнее исследовать диалектику общественного способа производства, классовых отношений, политической власти и др.
. Стабильность и организованность современной экономической системы зависит от рационального сочетания в ней различных форм собственности, каждая из которых отвечает требованиям развития того или иного элемента производительных сил. Специфика коллективных и общественных форм собственности детерминирована особенностями современного этапа развития производительных сил, самого процесса производства. Эти формы собственности являются наиболее адекватными социальной сущности человека. Соотношение общественной, коллективной и частной форм собственности неодинаково в различных отраслях и сферах экономики. Так, в сельском хозяйстве и сфере услуг могут преобладать частная форма собственности (индивидуальная, семейная), в базовых капиталоемких отраслях промышленности — общественная, в других отраслях — коллективная.
Эффективность, организованность, а в значительной мере, — и саморегулирование экономической системы в современных условиях зависят от того, насколько сильна ее гуманистическая, демократическая направленность, зависящая от двух основных факторов: степ

Содержание

Содержание

Введение ………………………………… 3
1. Понятие экономической системы……. 5
2. Типы экономических систем ………… 8
3. Альтернативные модели в …………… 18
рамках экономических систем
Заключение ……………………………… 22
Список используемой литературы …….. 24

Введение

Работа содержит 1 файл

999StudentBank.ru_59923.rtf

— 154.52 Кб (Скачать)

4) Наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого продукта и товара.

К середине XVIIв. были сделаны великие географические открытия, которые послужили толчком к быстрому расширению мировой торговли и формированию мирового рынка. Все это привело к повышению спроса на промышленные изделия и резкому увеличению производства. Мелкие и обособленные ремесленные хозяйства не в состоянии были решить эту задачу, а разорение все большего количества ремесленников пополняло рынок труда наемной рабочей силой.

Наступила новая эпоха - эпоха капиталистического производства. Большую роль в ее формировании сыграли торговый (купеческий) и ростовщический капиталы. Купцы и ростовщики устремляли свой капитал в промышленность и превращались либо в капиталистов-промышленников, либо в капиталистов-банкиров.

Становление капиталистических производственных отношений ускорялись так называемым первоначальным накоплением капитала. Сущность этого процесса заключалась в насильственном массовом отделении непосредственных производителей (прежде всего крестьян в условиях феодализма) от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в продавцов своей рабочей силы. С другой стороны в руках формирующейся буржуазии сосредотачивалось все больше денежных богатств и капитала.

Важнейшим экономическим результатом в развитии капитализма стало обеспечение более высокой производительности труда. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, а также новый принцип отношений между работодателями и работниками. Покупатели и продавцы рабочей силы  выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Это предполагало свободу передвижения в пределах рынка труда. Наемный работник, получая вознаграждение за свой труд, обладал свободой выбора средств и способов удовлетворения своих потребностей. Работодатель же имел право свободного выбора рабочей силы. Обратной стороной такой свободы стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принимаемых решений и соблюдение условий трудового соглашения.

При капитализме существует рыночный механизм решения основных экономических проблем общества. Каждый товар и каждая услуга имеет свою цену, т.е. все продается и покупается за определенную стоимость. Даже все виды рабочей силы имеют свою стоимость. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний и заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Однако хаоса нет, а есть определенный экономический порядок. Происходит это благодаря так называемому механизму общественной координации. Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других. Общественная координация выступает как процесс непрерывного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия. Изменение рыночных цен в ту или иную сторону служит для производителей сигналом об изменении потребительских предпочтений. Производитель самостоятельно решает проблему распределения редких производственных ресурсов, ориентируясь на рыночную конъюнктуру и уровень цен и сам определяет что производить и сколько.

Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке и для получения прибыли. И в стремлении увеличить ее предприниматель старается минимизировать затраты на производство, а поэтому очень экономно использует естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Достижение этого возможно при максимальном использовании творческого и организаторского потенциала самого предпринимателя, реализации его предпринимательского таланта, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

Командная экономика (командно-административная система) и плановое хозяйство (плановая экономика).

Различия в доходах, свойственные рыночной экономике издавна побуждали людей трактовать капитализм как "несправедливую" экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, называемого "марксизмом" в честь своего главного идеолога - немецкого экономиста Карла Маркса. Он и его последователи считали, что рыночная система изжила себя и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. И поэтому ее предполагалось заменить новой экономической системой - командно-административной (социализм).

Классическим примером такой системы стала централизованная плановая экономика в бывшем СССР. Эту систему предлагали как образец для подражания, по ней оценивали экономику - социалистическая она или нет. В основе ее построения лежали главные признаки социализма:

  1. господство общественной (а на деле - государственной) собственности на средства производства;
  2. всеобщий контроль государства;
  3. выполнение плана в качестве побудительного мотива;
  4. уравнительный принцип распределения;
  5. государственное ценообразование.

При такой организации экономической жизни государство является полновластным собственником всех видов ресурсов: земли, производственного капитала, рабочей силы и, даже, предпринимательской способности. А распределением этих ресурсов занимались центральные органы управления в соответствии с планами, которые разрабатывались руководством государства на научной основе. Государство являлось монополистом во всех отраслях. Таким образом социализм был полной противоположностью чистого капитализма, где любым монополиям нет места.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Основные экономические проблемы общества решались на общегосударственном уровне: государственный план определял что и сколько будет произведено, как будет произведено и как будет распределяться.

Во-вторых, государство, полностью контролируя производство и распределение продукции, устанавливает цены, в результате чего исключается свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Поставщики были жестко прикреплены к потребителям. При этом предприятия-поставщики как в экономическом, так и в административном отношении находились в односторонне выгодном положении по сравнению с предприятиями-покупателями, которым они навязывали свои товары.

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Планирование носило дерективный характер, имело вид силового давления и не опиралось на экономические интересы. А это означало, что для доведения планов до предприятия требовалась определенная организационная система управления общественным производством. Она нашла свое выражение в Госплане. В его функции входило доведение до каждого предприятия детального планового задания и контроль за его выполнением. При этом никого не интересовало пользуется продукция спросом или нет. Результатом такой политики стало затоваривание и расточительство общественного труда.

Что касается системы управления трудовыми ресурсами, то в стране была поставлена задача сделать организованный набор рабочей силы основной формой обеспечения потребности в ней. Штаты большинства предприятий были искусственно раздуты. И хотя выраженной безработицы в стране не было, справедливо отметить наличие ее в скрытом, подавленном виде. С целью стимулирования высокопроизводительного труда и повышения квалификации были введены прогрессивные формы оплаты труда и тарифные сетки.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50-е - 80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, самый крупный экономический эксперимент в истории человечества.

Результатом действия централизованно-плановой системы управления стало противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. С одной стороны, зачастую расширяли выпуск не столь необходимых и даже ненужных изделий как в тяжелой, так и в легкой промышленности, с другой стороны рос список дефицитных товаров.

Важнейшей причиной создавшегося положения стало то, что центр был не в состоянии охватить всю систему взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие прежде всего на увеличение объема производства. При этом предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы. Справедливо заметить, что сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия  пока за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование же в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с  общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.

Серьезным негативным последствием воздействия данной системы стало падение эффективности функционирования экономики в целом. Капитальные вложения носили централизованный характер и направлялись главным образом в новое строительство, а действующие предприятия работали на старой производственной базе. Из-за этого большая часть выпускаемой в стране продукции была низкого качества и устаревшей конструкции. Она не пользовалось спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

В итоге, конец нашего столетия стал эпохой полного развала экономики стран социалистического лагеря. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в этих странах. Планирование в масштабах страны не оправдало себя и большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков.

Смешанная экономика

Говоря о плановой или рыночной экономике не следует забывать, что в чистом виде их можно встретить лишь на бумаге. В реальной жизни экономика большинства стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма плюс элементы традиционной экономики.

Например, частная собственность и опора на рыночные механизмы не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная собственность и централизованное планирование. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика здесь находилась под жестким государственным планированием и управлением, но собственность оставалась частной. В противоположность этой картине экономику Югославии 80-х годов можно охарактеризовать как рыночный социализм. Ей были свойственны государственная собственность на ресурсы и одновременно опора на свободный рынок как механизм организации и координации экономической деятельности.

И на сегодняшний день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая система. При такой системе земля и капитал могут находиться не только в частной, но и в государственной собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые:

  • не получают от государства планов;
  • работают по рыночным законам;
  • вынуждены на равных правах конкурировать с частными фирмами.

Распределение факторов производства осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Таким образом государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

Вмешательство государства в экономическую жизнь необходимо из-за ряда причин. Вот основные из них :

  • Потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок.
  • Государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и пр..

К основным функциям государства в смешанной экономике можно отнести:

  1. Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.
  2. Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и жесткий контроль за ценами и качеством в естественных монополиях.
  3. Перераспределение доходов. Программы социального обеспечения и социальный трансферт.
  4. Перераспределение ресурсов. Государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д.

В каждой стране такой способ хозяйствования как смешанная экономика приобрел свою форму - в зависимости от степени вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Информация о работе Альтернативные модели в рамках экономических систем