Американская модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:39, доклад

Описание работы

Эта модель дает предпринимателям больше свобод, чем шведская и направлена на обогащение самой активной части населения. Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счет выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод о том, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными.

Работа содержит 1 файл

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

АМЕРИКАНСКАЯ  МОДЕЛЬ

 

Для США  характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При  разработке стратегического плана  учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается  как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

• прогнозирование  в системе государственного регулирования;

• внутрифирменное  планирование;

• коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных  подразделений - федеральные, а также  штаты, и местные органы власти.

Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Система регулирования состоит их многих звеньев:

- регулирующий  механизм федерального правительства;

- механизм  штатов и местных органов власти;

- государственный  инструментарий экономического  регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной  политики);

- аппарат  административно правового регулирования  деятельности различных отраслей  экономики[1].

Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое  регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания(san bang) остроты(do sac ben) кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной  власти. Соответственно имеется и  три уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных  расходов. Около 40% государственных  расходов осуществляется через бюджеты  штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства  с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для  этого она наращивает расходы  на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке  помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения  технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени  пропорциональности к облагаемой сумме  они делятся на прогрессивные  и регрессивные. На всех уровнях  взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США  развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная(du tru) система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США  целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые  приходилось около 24% ВНП (гражданская  авиация, железные дороги, автомобильный  грузовой транспорт, телефонная связь  были национализированы). Но регулирование  отраслей все больше оказывалось  направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США  стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую  деятельность.

 

 

 

 

 

Американская  модель. Эта модель дает предпринимателям больше свобод, чем шведская и направлена на обогащение самой активной части населения. Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счет выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод о том, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными.

Также к отличительным  качествам американской модели можно  отнести стремление к личной инициативе и личному успеху, а не к работе в группе. По своей сущности эта  модель ближе к рыночной, чем к  командно-административной, так что  государство старается не вмешиваться  в экономику. Но в отдельных отраслях промышленности доля рыночного сектора  значительно превышает долю частного. В США большую роль в экономике  играет наука и наукоемкие отрасли. Поэтому «неквалифицированные работники составляли в конце ХХ в. в США – 2,5%».2 Значительная доля доходов американских компаний создается за пределами страны, что указывает на глобализацию экономики.

Успешное функционирование американской смешанной экономики  обусловлено(duoc gia thu, quy uoc) помимо прочих факторов постоянным притоком(nhap them, bo sung) трудовых ресурсов из-за рубежа. «Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью. На протяжении(do choan, khoang choan) всей истории США численность их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту.»3

Эта модель, основанная на частной  собственности, не ограничивает рыночные механизмы и дает возможность  рынку самому находить точку равновесия. Поэтому государство здесь играет регулирующую, а не контролирующую роль. Однако в некоторых отраслях экономики государство сохранило  лидирующие позиции. Например, оно контролирует систему образования, оборонную  промышленность, ведает социальными  вопросами и частично здравоохранением.

Государство также оказывает помощь предприятиям и гражданам в виде льготных кредитов, ипотечных программ, выплаты социальных пособий и  т. д. Однако социальное неравенство  в США достаточно велико, несмотря на все попытки уменьшить разрыв в доходах. Частичное свертывание(su cuon, van, xoan) программ помощи малоимущим(ngheo kho) и рост конкуренции способствовали этому явлению.

После Великой депрессии  угроза(su de doa) безработицы и инфляции считалась самой опасной для экономики, поэтому правительство пыталось бороться именно с этими явлениями. Это выражалось в попытках перераспределения доходов. В 60-х годах прошлого века на смену этой политике пришла кредитно-денежная, которая регулировала объем денежной массы в стране путем изменения процентной ставки.

Несмотря на свою близость к рыночной для экономики США характерно планирование и прогнозирование, что  является чертой командно-административной экономики. «Система стратегического(thuoc ve chien luoc) планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование  в системе государственного регулирования;

· внутрифирменное  планирование;

· коммерческое прогнозирование.»4

В последние годы повышенное внимание уделяется науке и наукоемким отраслям, поэтому большие средства из бюджета тратятся на оказание(su cuu chua, giup do) финансовой помощи исследовательским центрам, институтам и т. д. Правительство понимает, что без должного развития науки и внедрения(su ap dung) новых технологий в производство страна станет неконкурентоспособной на мировой арене. Также в США развита кредитная система. Кредитами повсеместно(khap noi) пользуются не только юридические, но и физические лица. Регулирование этой сферы осуществляется Федеральной резервной(du tru) системой.

 

 

1 Макконнелл, К.Р. Экономикс: учебник / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - 14-е изд., - М.: Инфра-М, 2002. -С.265.

2 Иноземцев В. «Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, противоречия, перспективы». – М.: Логос, 2000. стр. 273.

3 «Очерк экономики США», глава 2. www.infousa.ru

4 Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс М.: Инфра-М, 2002, стр. 265.


Информация о работе Американская модель