Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Визитка, буклет, рекламный проспект, листовка, поздравительная открытка, маленький карманный календарик и большой настенный календарь, фирменный бланк, блокнот, каталог продукции, справочник и т.д. - все это далеко не полный перечень полиграфической продукции, без которой сейчас казалось бы невозможно представить себе нормальную деятельность любого предприятия. Это и продвижение продукции на рынок, и привлечение новых партнёров, да и, наконец, просто неплохой способ напомнить о себе старому клиенту. Как и любые другие товары, полиграфические изделия бывают - удобными, качественными, эф¬фективными, красивыми, даже эффект¬ными и наоборот, а порой просто незаменимыми. Ведь полиграфия постоянно усовершенствуется, обновляет¬ся и видоизменяется. Спрос на полиграфическую продукцию всегда был, есть и будет, потому что она необходима всем и каждому из нас в от¬дельности.

Содержание

1. Введение с. 3
2. Глава 1. Теоретические основы конкуренции, как фактора экономического роста с. 5
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции. с. 11
1.3. Несовершенная конкуренция с. 15
1.3.1. Монополистическая конкуренция с. 17
1.3.2. Олигополия, особенности рынка олигополий с. 19
1.3.3. Монополия. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии с. 27
1.4. Рыночный спрос: экономическая сущность
1.4.1. Рынок и закон спроса с. 47
1.4.2. Изменение спроса с. 49
1.4.3. Эластичность спроса с. 52
1.5. Спрос и предложение.
1.5.1. Взаимосвязь спроса и предложения с. 59
1.5.2. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия с. 61
1.6. Анализ себестоимости продукции и путей ее
снижения с. 63
3. Глава 2. Анализ рынка полиграфических услуг Н. Новгорода
2.1. Конкурентные силы Нижегородского рынка с. 65
2.2. Непосредственная сфера деятельности
ООО «Афра Инк» с. 68
2.3. Анализ конкурентов с. 69
2.4. Расчёт конкурентоспособности с. 72
2.5. Конкурентная стратегия с. 78
2.6. Заключение с. 82
4. Выводы по работе с. 85
5. Литература

Работа содержит 1 файл

672zszezu.rtf

— 1.34 Мб (Скачать)

Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит, прежде всего, патентное право и институт авторских прав.

Естественная монополия. Естественная монополия образуется  в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем,  на который предъявляется спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности,  так  и вызовет потери у потребителей в результате роста цен. Близкой по характеру  к естественной является производственная монополия.

Природная монополия. Природные монополии возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение).

Открытая монополия. Открытая монополия характеризуется тем, что фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не в результате какой-либо защиты от конкурентов,  как это имеет место в случае закрытой  или  естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже. Конечно, данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные фирмы при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, обслуживающие систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии,  связанной с появлением на определенном этапе развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль.

В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми. Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отменены,  что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.

Преимущества в  издержках  естественных  монополий  могут быть сведены на  нет изменениями в технологии или появлением  принципиально новых субститутов.  Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

 

Ценовая дискриминация.

Реализация ценовой дискриминации требует выполнения  минимум двух  условий.  Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные ими товары. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из спроса на производимую продукцию. Тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней - более низкая цена.

Следует заметить, что монополия не единственная рыночная структура, в которой встречается явление ценовой дискриминации. Однако, ниже будет рассмотрена модель ценовой дискриминации для монополии.

Если на рынке цена равна, то можно сделать вывод что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма - монополист добивается максимизации прибыли.

При этом более высокая цена устанавливается в тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить, что ценовая дискриминация заключает в себе, как и положительные,  так  и отрицательные  моменты.  Поэтому  оценка такой формы ценовой политики должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая.

Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую,  чем в случае установления единой цены.  Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она  будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.

Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она  носит  систематический  характер,  когда  фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.

Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегает  по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей:  устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна. Во многих странах отдельные виды запрещены законодательно. Например, в США закон допускал фирме-производителю продавать свой товар крупным  магазинам по ценам,  уровень  которых  ниже цен,  установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).

В Канаде  запрещается ценовая дискриминация только в тех случаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.

Предприятия в условиях монополистической конкуренции, олигополии. Монополистическая конкуренция.

Все товаропроизводители  обычно  стремятся  к  соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров потребительскому спросу. Если товар не продан,  то не получена ни прибыль,  ни возмещены издержки производства.  До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран можно сказать господствовала  свободная  конкуренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был настолько невелик, что он не позволял оказывать влияния на установление рыночной цены на данный вид изделия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения.

Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции  несовершенная  конкуренция. Она  связана  с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений),  которые постепенно стали  подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество  производителей-продавцов  и появляется некоторая возможность влиять на рыночную цену.

Появление и  развитие  крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и развитию корпоративной частной  собственности в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, который характеризуется широким использованием собственных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства.

К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм,  могут привести меры законодательного,  государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или  продуктом. Все  это ведет к изменении в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были  обусловлены  формированием монополистических рыночных структур.

Появление монополий качественно изменило конкурентные отношения.  Как мы уже знаем, монополия означает наличие  единственного продавца. Если  мы допускаем достаточно широкую трактовку понятия "товар", тогда оказывается, что ни один продаваемый в стране товар не продается единственным продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно одинаковые качественно продукты. Следовательно, слово  "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань,  в каждом случае,  насколько широко или узко надо определить понятие "товар".

Ни один продавец не является  монополистом  в  самом  прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продавца,  точно  также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса .Если продавцы поднимают цену,  то это приводит к потере части их клиентов,  что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.

Особенности монополистической конкуренции.

Приступая к  рассмотрению  монополистической   конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она является  своего  рода  "золотой серединой" между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов.  Хотя четких границ здесь нет.

Однако важно отметить тот факт,  что каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы экономистом Э. Гемберменом (США) и Д. Робинсом (Великобритания). Однако пальма первенства самой идеи монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту П. Саффа, который еще в 20-е годы сформулировал ее в одной из своих научных статей. Эта теория  означает "уничтожение  стены между конкуренцией (полной или неполной) и монополией, соединение их друг с другом, создание теории, которая содержит то и другое, не уничтожая, однако, различия между ними. " Таким образом, введение в качестве объекта исследования монополистической  конкуренции  положило  конец биполярной классификации рынка. Это позволило более объективно вести анализ во многих отраслях и сферах хозяйственной деятельности, рынок которых характеризуется как конкуренцией, так и монополией.

В связи с тем,  что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии,  можно  выделить  следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется  достаточно  свободный  вход  в  эту  отрасль  и  выход из нее. Другой чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют  определенную  возможность  "назначать" цену на производимый ими товар,  т.к.  каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.

Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар  один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая предоставляет фирмам возможность  манипулировать  ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена", призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить  разумные решения  между  желанием  продать подороже, и стремлением увеличить объем продаж, т.е.  найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену,  хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек,  а с издержками вынуждены считаться любой продавец.

Поэтому отправным пунктом ценообразования для товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во  времени  вне  зависимости  от  действий товаропроизводителей - конкурентов. В свою очередь, наличие массы производителей, выпускающих аналогичные товары, а также возможность относительно свободного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.  Все это ведет к тому,  что кривая спроса отдельной  фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер но, более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно, дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Сделаем некоторые выводы. Кривая спроса отдельной  фирмы  имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли,  т.к. на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в  краткосрочном  периоде.  В  долгосрочном  периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

2. Неценовая конкуренция. Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет  говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных  удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и  неценовая  конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у  конкурентов.

Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное изучение разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных, качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая,  что последняя, служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Информация о работе Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка