Анализ и прогноз развития экономики Казахастана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы - общий анализ общее состояние экономики Республики Казахстан и перспективы развития, основанные на принципах, принятых государством в рамках экономического развития страны, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с прошедшим мировым экономическим кризисом и его вступлением в ВТО и консолидацией СНГ - созданием Таможенного Союза.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.
Глава 2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы.
Глава 3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд..docx

— 114.94 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

 

Глава 1. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.

 

Глава 2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы.

 

Глава 3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.

 

Заключение.

 

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние два десятилетия  наблюдается стабильный непрерывный  рост мировой торговли товарами и  услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции  роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой  остается доля развитых стран, стабильно  сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота. Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики – отказа от стоимостных  в пользу более гибких и гораздо  более эффективных и избирательных  средств скрытого протекционизма.

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических  отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в  процессе формирования стратегии внешнеэкономической  деятельности Казахстана, ее децентрализации  и либерализации, политического  и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных  отношений, основанной, прежде всего  на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной  торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия  в этом процессе способно лишь усугубить  его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы  одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе  ГАТТ.

Основные цели работы - общий анализ общее состояние экономики Республики Казахстан и перспективы развития, основанные на принципах, принятых государством в рамках экономического развития страны, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с прошедшим мировым экономическим кризисом и его вступлением в ВТО и консолидацией СНГ - созданием Таможенного Союза.

Хотя сегодня стоит  вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное  Соглашение  по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который  вступила наша страна, в большей  мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с  положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали  участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами  ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ [1].

Задачи данной курсовой работы заключаются в рассмотрении и анализе происходящих в настоящее время процессов в аспекте международных экономических отношений, анализ прогнозов как правительства Республики Казахстан, так и ведущих международных экспертов, при этом были использованы следующие методы исследования: метод анализа, сравнительный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.

На заседании Правительства Республики Казахстан, состоявшегося 15 ноября 2011 года,  были подведены итоги социально-экономического развития страны за 10 месяцев 2011 года. С начала текущего года в экономике страны сохраняются положительные тенденции развития. В соответствии с поручением Главы государства ключевым направлением деятельности Правительства стало обеспечение 7 % роста ВВП Казахстана.

По предварительной оценке Министерства экономического развития и торговли, валовой внутренний продукт  за 10 месяцев  2011 года по сравнению  с аналогичным  периодом прошлого года вырос на 7,2%.

Значительные темпы роста  экономики объясняются, прежде всего, ростом производства продукции в  обрабатывающей промышленности. Это  результат взятого в прошлом  году курса форсированной индустриализации и диверсификации экономики, а также  проводимых мероприятий по формированию базы посткризисного развития.

По данным МЭРТ, производство в обрабатывающей промышленности растет опережающими темпами (6,9 %) по сравнению  с горнодобывающим сектором (1,9 %), в основном за счет увеличения производства продукции химической промышленности - на 22,8 %, машиностроения - на 19,1 %,  в  металлургической промышленности   - на 7,6 %. Рост промышленного производства наблюдается практически во всех регионах.

Стабилизация внешней  ценовой конъюнктуры на продукцию  экспортного направления и расширение внутреннего спроса обеспечили рост производства товаров и услуг  на внутреннем рынке. В тоже время  расширение внешнего и внутреннего  спроса способствовали росту промышленного  производства, который по итогам 10 месяцев  составил 4 %.  Наибольший рост зафиксирован в городе Астана (на 30,5 %) и Жамбылской области (на 32,3 %).

Стоит отметить, что высокие  темпы роста в реальном секторе  экономики наряду с благоприятной  внешней конъюнктурой способствовали увеличению внешнеторгового оборота  на 41,3 % по итогам января-сентября текущего года, составив  39,8 млрд долларов США. За 9 месяцев экспорт товаров увеличился на 49,9 % к аналогичному периоду прошлого года и составил 65,8 млрд долларов США.

«Необходимо отметить увеличение спроса на  казахстанскую продукцию со стороны стран - членов Таможенного союза. За 9 месяцев текущего года экспорт нашей продукции в Россию вырос на 48 %. В целом, взаимная торговля со странами Таможенного союза выросла на 46,2 %, в том числе экспорт на 53,3 %, импорт - на 43 %», - подчеркнули в Министерстве экономического развития и торговли Казахстана.

В республике объем инвестиций в основной капитал в январе-октябре 2011 года составил 3249,9 млрд тенге, что  на 0,8 % больше, чем в январе-октябре 2010 года.

Вместе с тем, на фоне роста  реального сектора экономики  расширилась депозитная база в банках второго уровня. За 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года депозиты выросли  на 16,7 % и составили 8,6 трлн тенге.

По данным Министерства экономического развития и торговли, международные  резервы страны выросли за 10 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 26,6 % и достигли 75 млрд долларов США. В том числе  активы Национального фонда в  иностранной валюте составили 42,4 млрд долларов США и возросли на 44,2 %. За этот же период золотовалютные активы Национального Банка увеличились  на 12,6 % и составили 32,6 млрд долларов США.

Важнейшим фактором достигнутого роста, стимулирования внутреннего  спроса стала реализация проектов Карты  индустриализации. На сегодня введено  в эксплуатацию 234 индустриальных проекта  на сумму более 900 млрд тенге, в том  числе с начала года 82 индустриальных проекта на сумму более 120 млрд тенге. До конца текущего года планируется  запустить 162 проекта на сумму 903  млрд тенге.

Планируется, что дальнейшему  повышению инвестиционной и деловой  активности в стране будет способствовать реализация крупных высокотехнологичных  индустриальных проектов и поддержка  системообразующих предприятий  в рамках  запущенных программ «Производительность-2020» и «Оздоровление конкурентоспособных предприятий».

По информации МЭРТ Казахстана, с начала года наметилась тенденция  увеличения выпуска продукции, произведенной  субъектами малого и среднего предпринимательства, за 10 месяцев рост составил 2,6 %. Этому  в значительной степени способствовали меры по поддержке предпринимательства, в том числе реализация  программы «Дорожная карта бизнеса 2020». По состоянию на 9  ноября  2011 года, всего по трем направлениям программы к субсидированию одобрено 742 заявки общей стоимостью кредитов 235,7 млрд тенге.

Улучшение бизнес-климата  определено как одно из основных направлений  государственной поддержки предпринимательства  в республике. В текущем  году Казахстан значительно  улучшил  свои позиции по  ряду индикаторов в рейтинге «DoingBusiness». Согласно отчету Всемирного Банка Казахстан  поднялся на одиннадцать позиций и занял 47 место (в прошлом году Казахстан занимал 58 место), опередив Китай (91 место), Турцию (71 место), Польшу (62 место), Россию (120 место), Беларусь (69 место), Кыргызстан (77 место).

На заседании Правительства РК подчеркнули, что дальнейшая слаженная работа по реализации поставленных задач позволит достичь запланированного по итогам года 7%-ного роста, обеспечить макроэкономическую стабильность и тем самым создать устойчивую базу для поступательного развития в следующем году.

Напомним, задачу по достижению 7%-ного роста экономики в 2011 году перед Правительством поставил Глава  государства Нурсултан Назарбаев  на расширенном совещании 17 апреля текущего года. Так, в ближайшие пять лет Казахстан должен войти в  группу стран с высоким уровнем  дохода. К 2016 году уровень ВВП на душу населения должен составить  не менее 15 тысяч долларов США. Для  этого экономика должна ежегодно расти темпами не ниже 7 %.

По итогам первого квартала текущего года уровень ВВП достиг 6,5%, в первом полугодии 2011 года составил 7,1 %, по итогам 9 месяцев 2011 года - 7 %. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РК, реальный рост ВВП в 2011 году оценивается на уровне 7 %, в 2012 году - 6,9 %, в 2013 году - 6,5 %, в 2014 - 7,1 %, в 2015 году - 7,4 %, что в среднем  в 2011-2015 годах дает 7 % рост в год [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы

10 октября 1997 года было  опубликовано Послание Президента  Республики Казахстан "Казахстан  - 2030. Процветание, безопасность и  улучшение благосостояния всех казахстанцев, которое определило долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года. В целях реализации долгосрочной Стратегии Указом Президента утверждаются Стратегические планы развития Республики Казахстан.

Казахстан вышел на новую  ступень развития и осознания  своего места и роли в современном  мире. Основные меры по переводу страны на новые рыночные рельсы осуществлены. Можно сказать, что нынешний Казахстан  более конкурентоспособен и перспективен как независимая экономическая  держава, чем девять лет назад  в момент приобретения независимости. 
Однако поиск собственной модели развития Казахстана продолжается и должен быть продолжен, так как мир стремительно меняется и усложняется. Важнейшим инструментом подобного поиска является стратегическое планирование развития страны, которое Казахстан впервые использовал в 1997 году.

Стратегическое планирование для повышения своей конкурентоспособности  используют передовые страны и крупнейшие транснациональные компании. Используя  их опыт выживания в современном  мире, Казахстан должен усилить роль государства и стратегического  планирования своего развития. Без  четкого стратегического плана  государство утрачивает способность  реализовывать свое предназначение. Вместо того, чтобы управлять ходом  событий, оно становится зависимым от них.

Вместе с тем стратегические планы не должны превращаться в застывшие  догмы, а быть гибким инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны. Это означает, что 10-летние стратегические планы должны ежегодно анализироваться в части  реализации и корректироваться с  учетом складывающейся внутренней и внешней обстановки [3].

Внешние условия  развития. После спада мировой экономики в 2009 году с 2010 года по прогнозам международных организаций ожидается постепенное повышение экономической активности. Вместе с тем, поскольку спад мировой экономики оценивается МВФ достаточно глубоким, подъем, соответственно, будет медленным.

Активные антикризисные  меры в странах в сочетании  с восстановлением доверия к  финансовой системе могут способствовать ускорению подъема.

В среднесрочном периоде  произойдет коррекция глобальных финансовых рынков, вызванная мировым финансовым кризисом, перераспределение мирового капитала с целью снижения рисков.

Оживление мировой экономики  и повышение темпов ее роста в  среднесрочном периоде будет  способствовать повышению спроса и  росту цен на ресурсы.

Учитывая перспективы  развития мировой экономики, в среднесрочном  периоде резкого роста цен  на мировых товарных рынках не ожидается. 
Международными организациями прогнозируется постепенное повышение мировых цен на нефть, металлы [4, с.332-334].

С 2010 года произошло увеличение потребления нефти в мире, до 2014 года ожидается увеличение на 1,5-3% ежегодно до 2014 года.

По прогнозам ABARE (Бюро экономических  исследований в области сельского  хозяйства, недропользования и энергетики при Правительстве Австралии) с 2010 года ожидается постепенное увеличение объемов мирового потребления металлов в среднем на 4-6% в год до 2014 года, что будет способствовать повышению  цен на металлы.

В среднесрочном периоде  какое-то время на мировых финансовых рынках сохранится проблема дефицита ликвидности.

Существуют различные  экспертные оценки о возможной второй волне глобального финансово-экономического кризиса в 2012 году, что приведет к  ухудшению ситуации в мировой  экономике, очередному и более значительному  падению цен на мировых товарных рынках. В результате, восстановление мировой экономики может отодвинуться на более поздний период.

Информация о работе Анализ и прогноз развития экономики Казахастана