Анализ инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ инновационной деятельности предприятия. Задачами моей работы является раскрытие понятие «инновационная деятельность предприятия», также её видов и показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3

Глава I Понятие инноваций

1.1. Виды инноваций…………………………………………………….. стр. 4

1.2. Классификация инноваций………………………………………….стр. 5

Глава II Инновационная деятельность предприятия

2.1. Содержание инновационной деятельности предприятия…………стр. 7

2.2. Экономическая оценка инноваций………………………………….стр. 8

Глава III Анализ инновационной деятельности предприятия

3.1. Показатели инновационной деятельности………………………….стр. 9

3.2. Методика проведения анализа инновационной деятельности…….стр. 11

3.3 Индикаторы инновационной деятельности…………………………стр. 12

Заключение………………………………………………………………..стр. 23

Список литературы……………………………………………………….стр. 24


Раздел 2 Расчётная часть

Работа содержит 1 файл

БОГАТЫРЁВА.doc

— 173.00 Кб (Скачать)
 
 
 

    Кафедра менеджмента и права 

  •  
     
  • Курсовой  проект по дисциплине комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия 

     на  тему: Анализ инновационной деятельности  предприятия 
     
     
     
     
     
     

    Проверила:                                               Выполнила:  
     
     
     
     
     
     
     
     

    Санкт-Петербург

    2010 г.

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Раздел 1 Теоретическая  часть 

    Введение…………………………………………………………………. стр.3

    Глава I Понятие инноваций

    1.1. Виды инноваций…………………………………………………….. стр. 4

    1.2. Классификация  инноваций………………………………………….стр. 5

    Глава II Инновационная деятельность предприятия

    2.1. Содержание  инновационной деятельности предприятия…………стр. 7

    2.2. Экономическая  оценка инноваций………………………………….стр. 8

    Глава III Анализ инновационной деятельности предприятия

    3.1. Показатели  инновационной деятельности………………………….стр. 9

    3.2. Методика  проведения анализа инновационной  деятельности…….стр. 11

    3.3 Индикаторы  инновационной деятельности…………………………стр. 12

    Заключение………………………………………………………………..стр. 23

    Список литературы……………………………………………………….стр. 24 

    Раздел 2 Расчётная часть 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение. 

         Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

         Инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  многие подразделения фирмы и  на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.

         Целью данной курсовой работы является анализ инновационной деятельности предприятия. Задачами моей работы является раскрытие  понятие «инновационная деятельность предприятия», также её видов и  показателей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава I Понятие инноваций

      1. Виды инноваций

    В зависимости  от инновационной сферы, выделяют инновации  в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают  два вида инноваций:

    1. продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;
    2. процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.

    В сфере услуг  инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др. 
     
     
     
     

    1.2. Классификация инноваций

    Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

    1. По  степени новизны:

    радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

    улучшающие  инновации, реализующие средние  изобретения;

    модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

    1. По объекту применения:

    продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

    технологические инновации, нацеленные на создание и  применение новой технологии;

    процессные  инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных  структур, как внутри фирмы, так и  на межфирменном уровне;

    комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

    3. По  масштабам применения:

    отраслевые;

    межотраслевые;

    региональные;

    в рамках предприятия (фирмы).

    4. По  причинам возникновения:

    реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

    стратегические  инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

    5. По  эффективности:

    экономическая;

    социальная;

    экологическая;

    интегральная.

          Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. [2, c.45]

          Опыт  развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава II Инновационная деятельность предприятия 

    2.1. Содержание инновационной  деятельности предприятия

    Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

    • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
    • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
    • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
    • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
    • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
    • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
    • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
    • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
    • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д. [1, c.15]
     
     
     

    2.2. Экономическая оценка  инноваций

    Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной  экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных  методических  задач:

      1)оценка  выгодности каждого из возможных  вариантов осуществления  проекта;

      2)сравнение  вариантов и выбор наилучшего из них.

        Эффективность  проекта характеризуется системой  показателей,  отражающих соотношение   затрат  и  результатов.  В   состав  затрат  проекта  включаются  предусмотренные в  проекте   и  необходимые  для  его   реализации  текущие  и единовременные  затраты всех участников  осуществления  проекта,  исчисленные без  повторного  счета  одинаковых  затрат  одних   участников   в   составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов  и  затрат могут  использоваться  базисные,  мировые,  прогнозные  и  расчетные   цены. Инновационные проекты должны  отбираться  с  учетом  инфляционного  фактора.

    Эффект  инновационной  деятельности  является  многоаспектным.

    Размер эффекта  от  реализации  инноваций  непосредственно  определяется  их ожидаемой эффективностью, проявляющейся:

     а) в продуктовом  смысле  (улучшение качества и  рост товарных ассортиментов);

     б) в технологической   смысле  (рост производительности  труда и  улучшение  его   условий); 

    в)  в  функциональном смысле (рост эффективности управления);

    г) в  социальном  смысле  (улучшение качества жизни).

      Эффективность   инноваций  непосредственно   определяется  их  конкретной

    способностью  сберегать соответствующее количество труда,  времени,  ресурсов и денег  в расчете на единицу  всех  необходимых и предполагаемых  полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.  

    Глава III Анализ инновационной деятельности предприятия 

    3.1. Показатели инновационной  деятельности 

         Для оценки инновационной активности организации  и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике широко применяются показатели инновационной деятельности организации

    Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.

    Затратные показатели:

    1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
    2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
    3. затраты на приобретение инновационных фирм;
    4. наличие фондов на развитие инициативных разработок.

    Показатели, характеризующие  динамику инновационного процесса:

    1. показатель инновационности ТАТ,
    2. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
    3. длительность подготовки производства нового продукта;
    4. длительность производственного цикла нового продукта.

    Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия