Анализ проблем борьбы с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Активные преобразования в России начала 90-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие коррупции …………………………………………..4
2. Причины коррупции……………………………………………………….7
3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ………………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Системный анализ в экономике.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Очная форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

на тему:

 

«Анализ проблем борьбы с коррупцией»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент

Нуриев Урфан

группа № Н1-5(а)

 

 

Руководитель:

                                                                                                           Кружилов С.И.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

 

План

 

Введение ……………………………………………………………………………3

1.  Сущность и понятие  коррупции …………………………………………..4

2.  Причины коррупции……………………………………………………….7

3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ………………………………………11

 

Заключение  ………………………………………………………………………....15

Список литературы…………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Активные преобразования в России начала 90-х гг. не только привели к коренным изменениям в  ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов  демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и «кадровый ресурс».

Коррупция, как социальное явление, существует практически во всех странах мира. Однако, для стран  с переходной социально-экономической  системой, к которым относится  и Россия, она является настоящим бедствием.

Коррумпированность государственных служащих приобрела в современный период глобальный характер. Коррупция представляет реальную угрозу не только правам человека, но и функционированию всей системы государственного управления, национальной безопасности, экономическому, социальному и внешнеполитическому развитию России. Очевидно, что в результате коррупции общая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность страны серьезно страдают, появляются международные репутационные риски и экономические потери. В связи с этим, изучение коррупции в системе государственного управления, и разработка эффективных мер антикоррупционной политики, являются в настоящее время насущной необходимостью.

Объектом исследования является коррупция в системе государственного управления.

Предметом исследования  являются  причины возникновения коррупции в системе государственного управления, а также функционирование правового механизма борьбы с коррупцией.

 

 

1. Сущность и понятие коррупции

Государственная служба предназначена для реализации функций государства, направленных на обеспечение целостности и условий эффективной жизнедеятельности национального сообщества (страны). Предметом ее практики является предупреждение и преодоление патологических отклонений в социальной жизни, возникающих под воздействием внешних факторов или внутренних дисфункций. Одной из таких застарелых и опаснейших патологий российского общества является коррупция.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе можно встретить различные определения коррупции, которые делают акцент на той или иной стороне этого феномена: социальной, политической, экономической, криминологическо-правовой, и т. д.

В связи с вышеизложенным, о коррупции можно говорить как  в узком, так и в широком  значениях. Социологи, например, могут утверждать, что коррупция -  это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды». Такое утверждение оказывается как слишком узким (коррупция может иметь место и в частных корпорациях), так и  слишком широким, т. к. определение не указывает, в какой сфере действуют представители власти.

В справочном документе  ООН о международной борьбе с коррупцией содержится краткое и ёмкое определение коррупции: "Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя: взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержит следующее определение  коррупции:

«Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица».

Существует, однако, и представляется правильным более широкое понимание коррупции, не сводящееся только к подкупу и  взяточничеству. В этом смысле коррупция рассматривается как социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Итак, коррупция,  в самом общем виде, как социально-экономическая категория, выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Многообразие точек  зрения на определение коррупции  свидетельствует о сложности  этого явления, и требует более глубокого и всестороннего его изучения.  В рамках данного исследования, рассмотрим коррупцию в системе государственного управления.

Специалисты в области государственного управления видят сущность коррупции в злоупотреблении ресурсами и использовании государственных полномочий для достижения личной прибыли. По их мнению, причины коррупции вытекают из недостаточного уровня оплаты труда государственных должностных лиц, чрезмерной монополизации услуг общественного пользования, необоснованно расширенной свободы действий чиновников при слабой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, и избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги, иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник – государственная казна, если не законен – то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правовыми  актами, и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как  злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией в узком смысле этого слова грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении  доверенных чиновнику средств (можно напомнить  об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции, или говорят о коррупции в широком смысле слова.

Формально государственные служащие нанимаются для обеспечения государственных функций и интересов, в связи с чем, им возбраняется участие в политической деятельности и взимание финансовых средств, получение преимуществ для себя от частных лиц и компаний. Однако, на практике, в условиях перехода от одной модели экономической и политической системы общества к другой, коррупция стала средством выживания для одних государственных служащих, и непременным условием решения первоочередных жизненных проблем для других. Достаточно отметить, что за последние годы цены выросли буквально в сотни раз, а денежное содержание государственных служащих только в три—четыре раза. Кадровый корпус государственных служащих, в силу этого, сориентирован на удовлетворение личных нужд — государственные служащие служат сами себе, а не обществу и государству.

Таким образом, коррупция  является опаснейшим видом социальной патологии, поражающим систему государственного и муниципального управления. Сложность преодоления коррупции заключается в том, что она реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе, саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческим решением) наделяет ее способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению.

 

 

 

 

2. Причины коррупции в РФ

 

В современной России коррупцию гневно клеймят все - от рядовых обывателей до высокопоставленных чиновников. Принято считать, что «рыба гниёт с головы», и пресловутое «злоупотребление служебным положением» порождается в структурах власти и управления. Поэтому, искоренение этой скверны обычно связывают с пресечением корыстных устремлений и стяжательства руководителей и начальников. Однако, даже поверхностная фиксация факта распространения коррупционных настроений в самых широких слоях общества, практически во всех сферах жизни, вынуждает констатировать неприятный факт: обыденное сознание российского общества ориентировано на допущение, принятие и примирение с коррупцией. Последняя, таким образом, не столько насаждается «сверху», сколько поражает общество изнутри, выступая, в первую очередь, социальной болезнью, а уже потом – патологией власти.

Важную роль играют дефекты сложившейся у нас системы государственного управления, создающие возможности манипулирования как самими чиновниками, так и принимаемыми ими решениями. 
        Слабость государства в настоящее время выражается, прежде всего, в том, что его административная, контрольная, финансовая и судебная мощность не позволяют ему выполнить его обязательства перед гражданами и предприятиями. 
           С одной стороны, это создает дефицит его услуг. А там, где дефицит, - появляются очереди, на которых вырастает коррупция как массовое явление. 
С другой стороны, невозможность для государства обеспечить исполнение своих обязанностей создает стимул для максимальной закрытости его действий, так как прозрачность государства вызовет предъявление обществом разнообразных требований. Закрытость же функционирования систем государственного управления, исключая возможность общественного контроля, объективно поощряет коррупцию.

 В частности,  именно непрозрачность механизма  принятия финансовых решений  оказала решающее воздействие на формирование самодостаточного класса чиновников, превратившегося в касту.  Вместо партийного, политического и профессионального принципа формирования власти, возобладал клановый принцип "команды единомышленников", который до сих пор еще преподносится как достижение. На самом деле, он породил безответственность, клановость, семейственность, стремление угодить первому лицу.

Кроме того, немаловажным условием самовоспроизводства коррупции выступает низкая социальная активность граждан. Созданные в процессе демократических преобразований законные пути и возможности отстаивания людьми своих социальных интересов почти не используются. Гражданские инициативы остаются крайне редким явлением. В условиях демократии структуры власти и управления призваны выполнять служебные функции, находясь под неусыпным социальным контролем. Если же со сторонами гражданского общества эти контролирующие полномочия не востребуются, то власть продолжает ощущать себя полновластным хозяином ситуации. Гражданин в таком случае не рассчитывает добиться своего посредством закона и процедуры, а заискивающе пытается «договориться по-хорошему».

Другим социально-психологическим  феноменом, провоцирующим властные злоупотребления, является широкое распространение паразитарных настроений. Эйфория ранней перестройки давно сменилась социальной апатией масс. Отсутствие выраженной гражданской позиции, социальный пессимизм способствуют укоренению коррупционных настроений.

Расширению оснований «коррупционного  менталитета» также всемерно способствует низкая правовая культура населения. Закону не доверяют, а потому им не интересуются, и не знают его. Причём, пропаганда и правовое образование, в весьма малой степени способны изменить ситуацию, ибо на архетипическом уровне русская душа страждет не законности, но справедливости.

Между тем, невнимание государства и общества к вопросам организации государственного управления,  делает государственный аппарат  громоздким, нерациональным и уязвимым для коррупции.

Положение усугубляет низкая заработная плата чиновников, явно не соответствующая их квалификации и ответственности работы, нечеткость их служебных обязанностей и прав, отсутствие достаточно четких механизмов отбора и повышения по службе, общее  ощущение нестабильности, отношение государственных должностных лиц к своей службе, как к продолжению рынка, а к демократии - как к свободе преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг. Причем, подобное отношение может быть как сознательным, так и невольным - в условиях резкого изменения общественных отношений, когда организация государственного управления осуществляется преимущественно стихийно и не осознается государством как важная сфера его деятельности.

Информация о работе Анализ проблем борьбы с коррупцией