Анализ внешних эффектов на основе различных теорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Целью реферата является изучение теории внешних эффектов.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие внешних эффектов на основе различных теорий;
Дать определение положительным внешним эффектам
Рассмотреть виды отрицательных внешних эффектов
Предметом исследования являются теории внешних эффектов.

Содержание

Глава I. Теоретические основы внешних эффектов
1.1. Внешние эффекты и внешние издержки
1.2. положительные и отрицательные внешние эффекты
Глава II. Анализ внешних эффектов на основе различных теорий.
2.1. Теория Коуза
2.2 Применение внешних эффектов на практике
2.2. Теория Петти
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Актуальность  данной темы заключается в том  что в результате производственной деятельности любое предприятие  образует определенные внешние эффекты (экстерналии), которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные внешние эффекты  это те потребительные стоимости, которые заключаются в создаваемой продукции или услугах, удовлетворяющих запросы определенной части общества и оплачиваемых ею. Отрицательные эффекты те виды морального и материального ущерба, которые наносятся обществу и предприятию на протяжении всего процесса создания, реализации и потребления продукции.

Исходя из такой  концепции, задача управления сводится к тому, чтобы положительные эффекты (полезности) превышали отрицательные  эффекты (ущербы) от деятельности предприятия, и разница между ними была как можно выше. Эта разница будет непосредственно отражаться в получаемой (текущей) прибыли, а главное в шансах на получении устойчивой прибыли в дальнейшем.

При анализе  внутренних параметров организации  недооценивается важность окружающей социально-экологической среды в формировании кнкурентного преимущества. С переходом к рыночным отношениям в России были созданы определенные предпосылки для развития теории и практики стратегического управления и планирования. Вместе с тем эффективность применения на практике методов и приемов стратегического планирования нельзя оценить как удовлетворительную. Проблема исследования заключается в поиске и и увеличении положительных внешних эффектов и в снижении отрицательных внешних эффектов.

Целью реферата является изучение теории внешних эффектов.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие внешних эффектов на основе различных теорий;

Дать определение  положительным внешним эффектам

Рассмотреть виды отрицательных внешних эффектов

Предметом исследования являются теории внешних эффектов.

Объектом исследования являются внешние эффекты как  экономическая категория и как  возможная причина неэффективности  функционирования рыночного механизма.

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы внешних эффектов

1.1. Внешние эффекты  и внешние издержки 

Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических  субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих  участия в сделке; факторы, которые  не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Выделяют следующие  виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние  издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они  изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние  издержки (МЕС) - это дополнительные издержки, связанные с производством  каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные индивидуальные издержки (МРС) - это стоимость услуг  тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в  себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.

1.2 Положительные и отрицательные внешние эффекты

Различают положительные  и отрицательные внешние эффекты.

Положительные внешние эффекты приносят выгоду лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Например, университеты предоставляют платные услуги высшего образования, при этом чем больше людей с высшим образованием, тем больше выигрывает общество в целом. Богатый жилец сделал за свой счет ремонт в подъезде на радость всем соседям. Завод благоустроил городской сквер, теперь это любимое место отдыха жителей микрорайона. Прививки защищают от болезней не только тех, кому они сделаны, но и многих других людей.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом  и производства, и потребления  товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки .

Выделяют следующие  виды положительных внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 1).

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме  предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 1 Отрицательный внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных  внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном  квартале благоприятно влияет на положение  его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 2)

На графике  рыночное равновесие Е устанавливается  в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Рис. 2Положительный внешний эффект  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ внешних эффектов на основе различных теорий.

2.1. Теория Коуза

Р. Коуз исходил  из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”. Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.

Теорема Коуза  гласит, что при нулевых транзакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между  экономическими субъектами, частные  и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к  выводу, который Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права  собственности всех сторон, тщательно  определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны”.

Сравнение системы  ценообразования, включающей ответственность  за ущерб от отрицательных внешних  эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности  нет, привело Р. Коуза к парадоксальному  на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.

Р. Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены  земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который  время от времени стравливает  посевы на соседних землях. Налицо экстернальный  эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”.

Если нет ответственности  за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Информация о работе Анализ внешних эффектов на основе различных теорий