Анализ возможностей проведения Центральным банком РФ политики таргетирования инфляции

Автор: D*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:49, научная работа

Описание работы

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период, а именно с 2011-2013гг., является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении.1

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Необходимые предпосылки формирования режима таргетирования инфляции в России. 5
Раздел 2. Реальные статистические данные, показывающие степень готовности ЦБ РФ проводить политику таргетирования инфляции. 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

аналитическая работа.макра.docx

— 256.65 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «САНКТ  – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 

Кафедра общей экономической теории 
 
 
 
 
 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» 
 
 

Тема: « Анализ возможностей проведения Центральным банком РФ политики таргетирования инфляции». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студент 

ФФК и  МЭО,

338 группы,

Сун-Сай  А. Г.

Научный руководитель:

Бродская  Т.Г.

 

 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

План

Введение 3

Раздел 1. Необходимые предпосылки формирования режима таргетирования инфляции в России. 5

Раздел 2. Реальные статистические данные, показывающие степень готовности ЦБ РФ проводить политику таргетирования инфляции. 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

В ближайшие  годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи  главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период, а именно с 2011-2013гг., является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении.Иными словами, ЦБ РФ для достижения экономического роста, если пока и не полностью вводит режим таргетирования инфляции, то уж точно принимает меры по подготовке к введению такой политики, это направление становится приоритетным для ЦБ РФ. Плохо это или хорошо? Созданы ли все необходимые условия для ведения данной стратегии? Какие  возможные сценарии могут предстать перед нами в течение следующих 3-ех лет?

Режим инфляционного таргетирования действует  в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Индонезии, Исландии, Канаде, Колумбии, Корее, Мексике, Новой  Зеландии, Норвегии, Перу, Польше, Румынии, Словакии, Таиланде, Филиппинах, Чехии, Чили, Швеции и ЮАР. В России об этом заговорили уже давно. Но это процесс планомерный и требует определенных условий для реализации.

 Анализ  возможностей проведения данной политики, необходимость, готовность и возможности России к  такой стратегии денежно-кредитной политики, является целью моей работы. Возможно, стоит подчеркнуть некоторые моменты, которые следовало бы доработать в условиях нынешней ситуации.

Актуальность  вопроса о возможностях проведения ЦБ РФ политики таргетирования инфляции   на лицо. Уже с 2007 года Банк России начал  ставить задачей № 1 – борьбу с инфляцией.

Исследования  этой темы нашли свое отражение в  работах таких учёных-экономистов, как Б.Бернанке, А.Блиндера, М.Вудворда, Ч.Гудхарта. Р.Дорнбуша, О.Иссинга, Д.Лакстона, Б.МакКаллума, Д.МакКинона, А.Мелцера, Ф.Мишкипа, М.Обстфельда, К.Рогоффа, Н.Рубини, Г.Рудебуша, Т.Саржента, Л.Свенссона, К.Симса, Дж.Стиглица, Дж.Тэйлора, Т.Уолша, Б.Эйхенгрина. Работы отечественных экономистов по денежно-кредитной политике включают труды С.Дробышевского, О.Замулина, А.Козловской, К.Корищенко, М.Куликова,С.Р. Моисеев, Д.Левченко, П. Трунина, А.Улюкаева и др.

В частности  С.Р. Моисеев весьма активно рекламирует необходимость внедрения этой  стратегии как главного промежуточного индикатора в практику Банка России.

  Лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц, напротив, выступает с резкой критикой режима таргетирования инфляции и указывает на то, что инфляция в развивающихся странах главным образом импортирована. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Необходимые предпосылки формирования режима таргетирования инфляции в России.

Вначале хочу сказать несколько слов о  таргетировании инфляции, как об обособленном явлении.

Инфляционное  таргетирование означает применения операционного  инструментария Центрального Банка  в целях достижения количественного  ориентира инфляции, за который орган  денежно-кредитного регулирования  несет ответственность.

Для успешного  введения режима таргетирования инфляции в стране должны существовать некоторые  условия.

Условия перехода к режиму прямого таргетирования инфляции, исходя из практического опыта стран ЦВЕ, необходимо, на наш взгляд, подразделить следующим образом: во-первых, макроэкономические условия, которые определяют совместимость таргетирования инфляции с особенностями хозяйственной системы; во-вторых, организационно-правовые условия, связанные с институциональными особенностями проведения денежно-кредитной политики.

Организационно-правовые условия

  1. Независимость ЦБ

В экономической  науке считается, что для таргетирования инфляции центральный банк должен быть в достаточной степени независим  от внешнего воздействия. Банк России обладает формальными признаками политической и экономической независимости. Однако в практике макроэкономического регулирования он подвергается перманентному давлению со стороны заинтересованных сторон. В значительной мере политика Банка России зависит от видения общей экономической политики со стороны Правительства. Банк России не обладает самостоятельностью в составлении денежной программы и прогнозов, а также назначении целевых ориентиров, за которые он несет ответственность. В ежегодном проекте денежно-кредитной политики ключевые макроэкономические параметры заимствуются из документов Минэкономики. В международной практике самостоятельное назначение Правительством целевых ориентиров для центрального банка является одним из менее распространенных вариантов. В идеале Банк России должен самостоятельно определять целевые ориентиры (что будет компенсироваться 2-ой предпосылкой введения инфляционного таргетирования) исходя из своих реальных возможностей или, после собственной разработки согласовывать их с Правительством.

Рис.1. Ответственный государственный  орган за назначение ориентиров ДКП,% стран, реализовавших режим  инфляционного таргетирования на 2009 г.2

В таблице 1 приведены индексные оценки независимости по результатам анализа 20 центральных банков. Ведущие места заняли европейские центральные банки, включая Центральный банк еврозоны и Финляндии, а также банки Швеции, Венгрии и Швейцарии. Банк России не попал в первую двадцатку (он занимает 27-е место), набрав число баллов, сопоставимое с ФРС США и Банком Мексики. Таким образом, Банк России входит в круг слабо независимых центральных банков. Источниками его слабости выступают кадровая автономия, самостоятельная разработка денежно-кредитной политики и косвенное финансирование дефицита государственного бюджета.3

Таблица 1.Ранжирование стран  по индексу независимости  Центрального Банка

  

  1. Прозрачность  и подотчетность  ЦБ.

Другим  весьма важным условием эффективности инфляционного таргетирования является прозрачность и подотчетность денежных властей, что позволяет эффективно влиять на ожидания рынка. Как правило, в странах, где проводится политика таргетирования инфляции, ЦБ регулярно публикует отчеты, в которых обозначает свои целевые ориентиры по инфляции, подробно описывает инструменты политики, дает прогнозы по развитию экономики, а также сообщает план своих действий на случай реализации того или иного сценария. При этом денежные власти отчитываются за невыполнение своих обязательств либо перед парламентом, либо перед специальным комитетом, либо перед иными структурами. Такая институциональная конструкция в значительной мере гарантирует выполнение центральным банком своих обязательств, и поэтому они воспринимаются рыночными агентами всерьез.

Что касается Банка России, то в настоящее время  он несет минимальную ответственность  за результаты своей политики. Например, ежегодно денежные власти могут не выполнять целевые ориентиры  ДКП и не отвечать за последствия. Об этом свидетельствует нижеприведенный график. 

В идеале центральный банк должен выпускать  специальный отчет об ошибках  регулирования, объясняющий причины  отклонений от целевых ориентиров. В случае невыполнения своих задач  регулятору необходимо принять на себя новые обязательства по возвращению  инфляции на целевую траекторию.  

Рис.2. Успехи банка России в достижении целевой  инфляции, 2000-2009гг.4

В таблице 2 приведено сопоставление информационной политики Банка России и ведущих центральных банков. Как можно заключить, отечественные власти значительно уступают по информационной открытости и транспарентности своим зарубежным коллегам. Банк России предпочитает общаться с рынком письменно через отчеты и публикации или в рамках формальных мероприятий, таких как слушания в Государственной Думе. Денежные власти ограничиваются брифингами в периоды нестабильности или для разъяснения своей позиции, они не проводят самостоятельных пресс-конференций, целевые группы официально не приглашаются на встречи в Центробанк, образовательная деятельность минимальна. Засекреченными также остаются собрания совета директоров Банка России, он не раскрывает свои экономические модели, и об исследовательской работе, которую он проводит, можно судить только по случайным статьям в специализированной прессе.5

Таблица 2. Информационная политика ведущих центральных  банков и Банка  России.

 

  1. Доверие

Прозрачность  деятельности ЦБ, подразумевающая публикацию обоснований предпринимаемых им действий ,способна повысить доверие  к реализуемой монетарной политике и снизить инфляционные ожидания.

Фактор  доверия к обещаниям Центрального банка со стороны рынка весьма важен для политики таргетирования инфляции, поскольку координация политики ЦБ с действиями рыночных агентов возможна только в атмосфере доверия. Доверие же возможно, только если ЦБ пользуется реальной независимостью. Самостоятельность ЦБ в определении целей и в принятии мер по их достижению обеспечивает уверенность рынка в том, что денежные власти не откажутся от своих обещаний, например, под политическим давлением.

Макроэкономические условия

Среди  макроэкономических условий эффективной реализации таргетирования инфляции исследователи, как правило, выделяют следующие: во-первых, низкий уровень торговой открытости экономики, который позволяет денежным властям поддерживать режим плавающего валютного курса; во-вторых, гибкость внутренних ценовых структур, позволяющая воздействовать на динамику цен рыночными методами (исходит из первого условия); в-третьих, развитость денежно-кредитной сферы.

  1. Таргетирование инфляции совместно со свободным плаванием курса рубля и гибкостью валютного курса.

Известно, что центральному банку не удастся проводить независимую ДКП и одновременно регулировать валютный курс, посредством осуществления валютных интервенций, если национальная экономика стремиться быть открытой международным потокам капитала. Потому как поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Т.е. одно противоречит другому.

Другими словами, в условиях открытости экономики для притока капитала, таргетирование инфляции неразрывно связано с переходом к режиму гибкого валютного курса. При полном переходе к этой политике регулярные валютные интервенции канут в Лету (то есть, очевидно, покупка в фонды Минфина останется; будет ли проводить ее сам Минфин или ЦБ по его поручению, в данном контексте не очень важно). Обменные курсы рубля (исключая опять-таки возможные противодействия каким-то сильным краткосрочным колебаниям) будут полностью определяться рынком. Выполняется ли данное условие в России? Нет, нет и ещё раз нет. Обоснование этого вы найдете в разделе 2.

Информация о работе Анализ возможностей проведения Центральным банком РФ политики таргетирования инфляции