Анализ взаимодействия эмиссионных механизмов на экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:19, реферат

Описание работы

Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются: 1

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 51.05 Кб (Скачать)

М = I/R,

где М – банковский мультипликатор,

R - норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может  быть создано банковской системой, составляет

Д = ЕМ,

где Е – избыточные резервы.

Процесс создания банковской системы новых денег можно  проследить на примере. В банк №1 поступил вклад в размере 100 тыс.руб. Норматив обязательных резервов – 20%. Банк №1 перечисляет 20 тыс.руб. на счет обязательных резервов в Центральном банке РФ. Оставшиеся 80 тыс. руб. он выдает в кредит. Заемщик помещает сумму кредита на вклад до востребования в банке №2. Последний перечисляет в Центральный банк РФ 16 тыс.руб. (20% от 80 тыс.руб.), а 64 тыс.руб. выдает в виде кредита. Этот процесс продолжается до тех пор пока не будет выдана в виде кредитов вся сумма первоначального вклада 100 тыс.руб. сумма кредита, выданного всеми коммерческими банками, составит 400 тыс.руб. На счетах в банках будет находиться 500 тыс.руб., т.е. в 5 раз больше первоначального вклада. Этот процесс представляет собой безналичную эмиссию.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет норму  обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются  избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в  кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег  в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Средства кредитных организаций  на счетах обязательных резервов в  Банке России сократились с 260,5 млрд. руб. на 1.11.2007г. до 222,8млрд.руб. на 1.12.2007г. В ноябре действовало решение Банка России о временном снижении с 11.10.2007г. на три месяца нормативов обязательных резервов.  В текущем году Банк России не изменял нормативы обязательных резервов - они составляли 4,0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и 5,5% - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 01.10.2012 составляла 411,5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд. рублей.10

 

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. В целях приближения краткосрочных процентных ставок денежного рынка к центральной части процентного коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора. При этом проведение аукционов РЕПО на срок 1 день продолжится до тех пор, пока данный инструмент, по оценкам Банка России, будет необходим для ограничения волатильности рыночных ставок.

Политика Банка России по формированию перечня активов, принимаемых  в качестве обеспечения по операциям  предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, используемых для корректировки его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно  на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния  данных операций на соответствующий  сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения  сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей  ставке. В этом случае не исключается  дополнение системы инструментов Банка  России сделками своп с иностранной  валютой и драгоценными металлами  на срок до 1 года для расширения доступа  кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки.

В связи с предполагаемым ростом объемов операций рефинансирования в целях предоставления кредитным  организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть  которых уже продана Банку России по сделкам РЕПО, планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки.

Метод «Валютного регулирования» заключается в валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. С 1 июля 2006г. Россия провозгласила о введении полной конвертируемости рубля, а значит – о снятии ограничений валютного контроля. Тем самым заявлено о стабильности, открытости, готовности к приему иностранных инвестиций. Экономическая основа такого решения – огромные финансовые запасы страны: золотовалютные резервы (3-е место в мире) и стабилизационный фонд. На 1 апреля 2007г. они достигли соответственно 338,8 и 108,1 млр.долл. 11

В 2012 году Банк России продолжал осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара США). Диапазон ее допустимых значений задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие-либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались.

Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления  покупок или продаж иностранной  валюты при нахождении стоимости  бивалютной корзины как на границах операционного интервала, так и внутри него. Операционный интервал также включал диапазон, в котором валютные интервенции не совершались.

Корректировка границ операционного  интервала осуществлялась автоматически  при достижении установленной величины накопленным объемом операций Банка  России, в расчет которого не включалась величина целевых покупок и продаж иностранной валюты. За январь - сентябрь 2012 года автоматическая корректировка границ произошла один раз (в марте). Достигнутая гибкость курсообразования позволяла обеспечивать достаточно оперативную корректировку обменного курса вслед за изменениями внешних условий, сглаживая таким образом их влияние на российскую экономику.

В целом в январе - сентябре 2012 года динамика номинального курса  рубля была сопоставима с динамикой  курсов валют большинства стран  с формирующимися финансовыми рынками. Курс рубля к валютам стран - основных торговых партнеров России за девять месяцев несколько повысился: прирост  номинального эффективного курса рубля  к иностранным валютам в сентябре 2012 года по отношению к декабрю 2011 года составил 0,6%.

Объемы операций по покупке  и продаже иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе - сентябре 2012 года были относительно невысокими. Объем  нетто-покупки Банком России иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке  за указанный период составил 7,7 млрд. долларов США, при этом объем продаж Банком России иностранной валюты составил 5,5 млрд. долларов США.

В целях дальнейшего повышения  гибкости курсообразования Банк России с 24 июля 2012 года увеличил ширину операционного интервала с 6 до 7 рублей. Одновременно величина накопленных интервенций, приводящая к сдвигу границ интервала на 5 копеек, была снижена с 500 до 450 млн. долларов США.12

 

 

Прямые количественные ограничения - это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут проводить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и с бывшими заграничными банками СССР. Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Банк России имеет право  осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций. Предельный размер эмиссии облигаций равен разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, рассчитанной по действующему на момент выпуска облигаций нормативу.

Предписываемая  законом маржа - это метод установления минимального процента первоначального взнос за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992г. №53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Потребительский кредит, т.е. продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Вследствие низких доходов  населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным  направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры и законодательной базы, а также  высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Использование кредита способно серьезно воздействовать на экономическое  развитие страны. Кредит обладает мощной созидательной силой, в современном обществе он приводит к приращению стоимости. Созданию прибыли у товаропроизводителя.

Увещевание и политика дешевых и дорогих денег - это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеперечисленных  методов используются? Если необходимо увеличить количество денег в  обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т.д. Токая политика получила название политика дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политика дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

 

Заключение

В заключении можно сказать, что для повышения эффективности системы государственного регулирования денежного обращения, оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры.

Во-первых, должны быть устранены  причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от необоснованной политики количественного  регулирования денежной массы и  перейти к регулированию ставки рефинансирования – с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне-ориентированных  секторов экономики. Уровень денежного  предложения следует привести в  соответствие со спросом на кредитные  ресурсы со стороны производственной сферы.

Вместо эмиссии денег  под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это  потребует от Центрального банка  организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения  прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным  ресурсам Центрального банка потребует  от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности.

При такой организации  политики денежного предложения  обеспечивается главная функция  денежной эмиссии – кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая  ее – ужесточает требования к экономической  эффективности. Это дает возможность  проведения гибкой денежно-кредитной  политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии  государства.

Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии. Для этого нужно преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создать полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-третьих, необходимо поставить заслон использованию гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов (включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам), отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, поскольку соответствующее регулирование процентных ставок связывает кредитование роста объемов, повышение эффективности производства и предложение товаров и услуг.

Информация о работе Анализ взаимодействия эмиссионных механизмов на экономику России