Cовременный денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежного рынка и его проблем становления и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и структуру денежного рынка;
- рассмотреть спрос и предложение денег, денежный мультипликатор;
- изучить равновесие на денежном рынке;
- рассмотреть организацию и функционирование современного денежного рынка;
- изучить становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования……………………………………………………
5
1.1 Понятие и структура денежного рынка………………………… 5
1.2 Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор…….. 12
1.3 Равновесие на денежном рынке…………………………………. 18
Глава 2. Современный денежный рынок: его организация и функционирование……………………………………………………
21
Глава 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………
26
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованных источников…………………………………………... 35

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая.docx

— 200.54 Кб (Скачать)

В секторе опосредствованного финансирования связи между продавцами и покупателями денег реализуются  через финансовых посредников, которые  сначала аккумулирующих в себе ресурсы, которые предлагаются на рынке, а  затем продают их конечным покупателям  от своего имени. Они создают собственные  обязательства и требования, которые  могут быть самостоятельными инструментами  денежного рынка, появление новых  денежных потоков. Поэтому финансовые посредники этого сектора существенно  отличаются от технических посредников  первого сектора как под своей  ролью в экономике, так и за технологическими процессами функционирования. Они активно действуют в направлении  мобилизации денежных средств в  тех субъектов рынка, которые  их сэкономили и целенаправленно  размещают их среди тех субъектов, которые нуждаются в дополнительных деньгах, помогая тем самым быстрее, удобнее и выгодно переместить  свободные деньги от кредиторов к  заемщиков. Эту свою деятельность, которая  еще называется финансовым посредничеством, посредники осуществляют ради получения  прибыли, что делает ее важной сферой бизнеса.

Сектор опосредованного  финансирования является объективно необходимой  составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет сектор прямого  финансирования, а создает специальный  механизм реализации тех связей между  кредиторами и заемщиками, которые  не могут быть реализованы через  сектор прямого финансирования. Прежде всего речь идет о связи, установка  которых требует больших затрат денег и времени на поиски и  изучение контрагента или реализация которых связана со значительными  рисками. Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно  реализовать все возможности  и выгоды, которые свойственны  денежном рынке вообще. Поэтому, между  секторами прямого и опосредованного  финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности, активное проникновение  финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических  посредников, кредиторов. По характеру  посреднических операций различается  много видов финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п. По месту на денежном рынке  их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные  учреждения.

Выделение банков в отдельную  группу обусловлено тем, что они  имеют значительно более широкие  возможности оперировать на денежном рынке, чем другие институты. Поэтому  банки занимают ключевое положение  в секторе опосредствованного финансирования. Это обусловлено двумя чертами, присущими банкам [14, c. 210]:

1) они не только могут  аккумулировать свободные средства  кредиторов, но и сами создавать  депозитные денежные средства  в процессе кредитной деятельности;

2) они осуществляют расчетно-кассовое  обслуживание всех других финансово-кредитных  институтов, а потому могут мобилизовать, а следовательно - временно использовать  свободные средства последних.

Для  проведения монетарной политики в условиях система  располагает  четырьмя основными инструментами:

- изменение уровня резервных  требований;

- изменение процентных  ставок, которые должны платить  банки, беря

кредиты у центрального института (учетная ставка);

- покупка и продажа  государственных ценных бумаг  (операции на открытых рынках);

- определение условий  для различных видов займов (выборочный  кредитный контроль).

Первый инструмент предполагает, что все банки и финансовые институты создают резервы, то есть откладывали определенную сумму  денег, равную какой-то процентной доле их депозитов. Доля депозитов , которую  банки должны откладывать в качестве резервов, называется резервными требованиями.

Если центральный институт приходит к выводу, что отдельные  потребители и фирмы слишком  много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные  требования. Когда они возрастут, то банки не смогут выдавать по - прежнему ссуды своим клиентам и наоборот.

Банки могут взять дополнительные средства для кредитования своих  клиентов,  взяв деньги в долг у  регионального отделения Центробанка, который  в фигуральном смысле играет роль банкира банков.

Процентная ставка по кредитам, которая устанавливается в этом случае, называется учетной (дисконтной) ставкой. Такие дисконтные операции привлекают  банки, когда они могут  взимать со своих клиентов еще  более высокий процент за кредиты.

Значит, если центральный  институт считает необходимым, чтобы  выдавалось больше кредитов, то он снижает  учетную ставку и наоборот. В целом  считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический  рост. Так, снижение средней ставки на 1%  дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента.

Операции на открытом рынке  осуществляются посредством купли-продажи  государственных облигаций, которые  предусматривают обязательство  выплатить долг с процентами. Поскольку  в подобном случае государственные  облигации может купить любой  желающий, эта практика получила наименование операции на открытом рынке.

Если центральный финансовый институт опасается инфляции и хочет  уменьшить объем денег в  обращении, то он продает государственные облигации  банкам и населению. Деньги, полученные за облигации, могут немедленно изыматься из оборота. И наоборот, когда этот институт вновь собирается стимулировать  оживление в экономике,  государство выкупает свои облигации, и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности. По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка, и компании берут кредиты в больших объемах, что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними [12, c. 210].

Задачи денежных рынков состоят  в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше, чем  тратят, в руки единиц которые тратят больше, чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно  к заемщикам в обмен на акции  и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые  компании.

Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования  денежного рынка. Одной из них  является монетаристская теория денежного  рынка  М.Фридмана и А.Шварца. В  то время  как в экономической  мысли возобладало мнение, что  деньги это не главное в экономике, то М.Фридман сделал другой вывод: во-первых, эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину, а не константу. Во-вторых, монетарная теория допускает несовпадение между денежной массой, показателями валового национального продукта и  абсолютным уровнем цен. Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной  политики монетаристской теории состоит  в смягчении негативных моментов в течении делового цикла  и  центральные финансовые институты  должны проводить в жизнь постоянно  предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся  в обращении, примерно равный трехпроцентному  уровню роста реального объема производства, характерному для долгосрочных временных  интервалов,  представляет собой  научную с точки зрения большинства  монетаристов денежную политику.

Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного  рынка . Важный вклад  в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой  монетаризму .

Для теории изложенной Д.Кейнсом  в научной работе “Общая теория занятости, процента и денег”,   важны взгляды о неэффективности  денежной политики и необходимости  регуляции и стимулирования экономики  посредством изменения налоговой  системы и структуры государственных  расходов. На сегодняшний день имеет  место синтезирование, включающее общее для обеих теорий элементов. Согласно современному  кейнсианско-неоклассическому синтезу, денежно-кредитная политика и фискальная политика, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами, предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным ВНП. Между тем, этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Становление,  функционирование и проблемы  денежного рынка в Республике  Беларусь

 

 

Социально-экономическое  развитие страны в 2012 году характеризуется  высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и  увеличением спроса на деньги. С  учетом внутренних и внешних условий  индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 101 – 103 процентов.

В 2012 году монетарная политика направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих  курсовой, процентной и эмиссионной  политики.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.  Ранее также сообщалось, что Нацбанк Беларуси прогнозировал среднегодовой обменный курс в 2012 году на уровне Br9,15 тыс./$1, позднее НББ скорректировал оценку среднегодового курса до Br8,5/$1.

С октября 2012 года НББ радикально изменил курсовую политику и отказался  от целевой привязки белорусского рубля  к прогнозному коридору колебаний. Действующая курсовая политика представляет собой управляемый плавающий  курс. НББ берет на себя обязательства  лишь по сглаживанию резких колебаний  курса за счет рублевых или валютных интервенций.

Переход к такой политике осуществлен после валютно-финансового  кризиса 2011 года и вынужденной девальвации  белорусского рубля.

Национальный банк Беларуси снизил ставку рефинансирования 15 августа  текущего года с 31% до 30,5% годовых. Нынешнее снижение ставки рефинансирования стало  уже восьмым с начала текущего года. За это время ставка рефинансирования была снижена в целом на 15 процентных пунктов (с 45% до 30% годовых). При этом в последнее время Национальный банк несколько замедлил темпы снижения ставки рефинансирования - с 2 процентных пунктов в месяц первоначально  до 0,5 процентного пункта в месяц. В 2011 году ставка рефинансирования повышалась 12 раз.  
 
Согласно прогнозным показателям Национального банка, ставку рефинансирования к концу 2012 года планируется снизить до 20-23% годовых при условии снижения инфляции до 19-22%.

Процентная политика ориентирована  на доступность кредитов субъектам  экономики и стимулирование привлечения  в банковские депозиты средств юридических  и физических лиц. На конец 2012 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому  сектору составят 13 – 15 процентов  годовых, по новым срочным депозитам  в банках – 10 – 13 процентов годовых.

Специалисты прогнозируют умеренный  рост ВВП РБ в 2012-2013 годах - 3-4%. В то же время официальный прогноз  предусматривает более высокие  темпы роста ВВП РБ в 2012 году - на уровне 5-5,5%. Такие данные представлены в "Инвестиционном путеводителе по Беларуси-2012", подготовленном известной юридической фирмой SORAINEN совместно с Приорбанком Ниже предлагаем отдельные тезисы доклада от БЕЛТА. В качестве потенциальных факторов роста ВВП в нынешнем году эксперты называют восстановление внутреннего спроса, смягчение монетарной политики, рост экспорта и понижение цены на российский газ. "Потенциальными факторами роста ВВП в нынешнем году могут стать постепенное восстановление внутреннего спроса, стимулируемого усилиями правительства по восстановлению реальных доходов населения(для предотвращения массовой миграции рабочей силы), и некоторое смягчение монетарной политики, а также положительный вклад от чистого экспорта в ВВП на фоне более дешевого газа и значительного роста экспорта нефтепродуктов в ЕС", - говорится в обзоре. Тем более, по мнению экспертов, потенциал роста экспорта может быть ограничен исчерпанием девальвационного эффекта и, как ожидается, замедлением роста в Европе и России. Аналитики отмечают, что к началу этого года Беларусь достигла макроэкономической стабилизации.

Приоритетная  цель денежно-кредитной политики - обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным  внешним шокам и ограничение  роста потребительских цен.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют  за счет увеличения ежедневных колебаний  позволит более оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

Применение  и развитие инструментов денежно-кредитной  политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Для рыночного  регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему  коридора процентных ставок, границы  которого определяются ставками по постоянно  доступным операциям (кредит, своп и  депозит овернайт по фиксированной  процентной ставке в Национальном банке). ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный  уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей  ликвидности и максимальный уровень  по аукционным операциям изъятия  ликвидности банков.

Информация о работе Cовременный денежный рынок