Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:40, курсовая работа
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.
План курсовой:
Общие сведения структур
Совершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Монополия
4. Существование
неценовой конкуренции.
• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;
• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;
• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.
Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.
Очевидно,
что при несовершенной
Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC.
SΔABС= SΔACE+ SΔBCE, где SΔBCE — потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. SΔACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).
Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
Наличие
отрицательных последствий
К сведению. Здесь стоит сделать некоторые пояснения. Наиболее простым способом предотвращения негативных последствий монополий может показаться вариант простой демонополизации — путем принудительного дробления крупной компании на несколько мелких фирм. В этом случае монополизированная отрасль превращается в конкурентную. На самом деле такой вариант в большинстве случаев невозможно реализовать, поскольку подобным преобразованиям будет препятствовать положительный эффект масштаба производства. Иными словами, мелкие фирмы не смогут производить данный товар столь же эффективно (с наименьшими издержками), как это делает крупная компания (в данном случае речь идет об естественных монополиях).
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно
государство запрещает
• запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;
• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;
• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);
• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
• прямая
демонополизация, т. е. принудительное
дробление Предприятия-
Применение
тех или иных мер антимонопольной
политики зависит от каждого конкретного
случая. Если давать общую оценку, то
заметны следующие
Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государственного регулирования искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующими фирмами.
К сведению. Сам термин «искусственная монополия» обычно предполагает достаточно широкую трактовку. Здесь имеется в виду не только рыночная власть одного единственного производителя в отрасли, но и преобладание на рынке нескольких в той или иной степени сотрудничающих фирм, т. е. олигополистические рыночные структуры.
Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что количество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае увеличения цен главными естественными монополисты и в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством путей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:
1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.
2. Государственное
регулирование естественных
При анализе вопросов регулирования деятельности естественных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмотрим эту проблему на конкретном примере гипотетической естественной монополии, основные параметры которой будут характеризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Qopt и цене РА. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выполняется требование эффективного распределения ресурсов в экономике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация равенства цены и предельных издержек.
В нашем случае график спроса и график предельных издержек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Рв. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Рв, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия РВВDx. Таким образом, государство искусственно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкуренции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монополист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Рв получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покрывает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как РB ниже минимального значения АТС, то фирма несет убытки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.
Выход из этой ситуации может быть в следующем:
• предоставление со стороны государства субсидий регулируемым естественным монополиям;
• согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осуществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графиком спроса на монопольный продукт;
• чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Рс (проекция точки пересечения графиков АТС и Dx на ось ординат).
Перед
государством в большинстве случаев
стоит проблема, что предпочесть
— неэффективное распределение
ресурсов или неэффективность
http://modern-econ.ru/