Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа
Цель  курсовой работы – анализ экономической  сущности инфляции и особенностей ее проявления в национальной экономике  Республики Беларусь.
Задачи  работы:
- рассмотреть понятие и причины инфляции;
- охарактеризовать социально-экономические последствия инфляции;
- раскрыть сущность антиинфляционной политики государства
Введение            3
1. Инфляция как фактор нестабильности в рыночной экономике   5
1.1. Понятие и причины инфляции        5
1.2. Последствия инфляции         11
1.3. Антиинфляционная политика        17
2. Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь 22
2.1. Особенности и периодизация инфляционных процессов
в переходной экономике Республики Беларусь      22
2.2. Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики  Беларусь на современном этапе       25
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики
Республики  Беларусь в целях контроля инфляционных процессов    33
Заключение            39
Список использованных источников         42
*Источник [22, c. 17]
В 2011 г. на фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации, Казахстане и Украине (темпы инфляции в январе–декабре 2011 г. – 106,1; 107,4; 104,6% соответственно) инфляция в Беларуси составила 208,7%, что сопоставимо с показателем 2000 г., когда индекс потребительских цен был равен 207,5% [8].
В среднем за месяц цены потребительского рынка в стране увеличивались на 6,3%, т.е. больше, чем в России и Украине, и немногим меньше, чем в Казахстане за год.
По составляющим потребительской корзины наибольший рост цен, согласно данным Национального статкомитета, продемонстрировали продовольственные товары – 225,0% (ежемесячный прирост – 7,0%); непродовольственные – 212,0 (6,5%); платные услуги населению – 164,9 (4,2%).
Как показано на рисунке 2.2, начиная с апреля 2011 г. цены интенсивно росли, среднемесячный уровень инфляции с апреля по ноябрь составил 8,5%.
Рисунок 2.2 – Изменение индекса потребительских цен
и его составляющих (декабрь 2010 г. = 100%)*
*Источник [22, c. 18]
Ускорила инфляционные процессы майская девальвация белорусского рубля, но несмотря на падение курса рубля более чем на 60%, девальвационный потенциал инфляции выбран не был. В летние месяцы рост цен обусловливали риски, закладываемые в стоимость продукции производителями, импортерами и торговыми организациями. Введение 90-дневного моратория на рост цен по наиболее значимым, в основном продовольственным позициям (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2011 г. № 676) не оказало какого-либо ощутимого сдерживающего влияния на рост цен. Не компенсировал его в летний период и сезонный фактор – снижение цен на плодоовощную продукцию.
В сентябре–ноябре 2011 г. продолжился рост цен, вызванный новой волной девальвации национальной валюты и выходом на единый курс. Только в декабре темпы роста потребительских цен в сравнении с уровнем предыдущих восьми месяцев существенно – до 2,3% – замедлились.
Указанное снижение прежде всего было обусловлено исчерпанием девальвационного потенциала инфляции. В декабре же произошло некоторое укрепление белорусского рубля к доллару, российскому рублю и евро. Вместе с тем возрастание сезонного спроса на товары не стало стимулом роста цен для продавцов. Увеличение объемов продаж обеспечивало достаточную прибыль, без какого-либо значительного роста цен, т.е. сказался эффект масштаба продаж – розничный товарооборот через все каналы реализации в декабре по сравнению с уровнем ноября возрос на 24,2% (аналогичный показатель в 2010 году – 13,4%).
Вклад компонентов потребительской корзинки в годовой прирост цен составил: продовольственные товары – 61,4 п.п.; непродовольственные товары – 34 п.п.; платные услуги населению – 13,3 п.п. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Вклад компонентов потребительской корзинки
в прирост цен, 2011 г.*
Компоненты  | 
  I квартал  | 
  II квартал  | 
  III квартал  | 
  IV квартал  | 
  12 месяцев  | |||||
| 
   
  | 
  п.п.  | 
  %  | 
  п.п.  | 
  %  | 
  п.п.  | 
  %  | 
  п.п.  | 
  %  | 
  п.п.  | 
  %  | 
ИПЦ  | 
  6,1  | 
  100,0  | 
  28,4  | 
  100,0  | 
  27,66  | 
  100  | 
  19,86  | 
  100  | 
  108,7  | 
  100,0  | 
Продовольственные товары  | 
  3,0  | 
  49,18  | 
  14,18  | 
  49,9  | 
  17,04  | 
  61,6  | 
  10,9  | 
  54,88  | 
  61,4  | 
  56,5  | 
Непродовольственные товары  | 
  1,1  | 
  18,03  | 
  12,32  | 
  43,4  | 
  8,45  | 
  30,56  | 
  4,16  | 
  20,95  | 
  34,0  | 
  31,3  | 
Услуги без ЖКХ  | 
  0,7  | 
  11,48  | 
  2,1  | 
  7,4  | 
  1,63  | 
  5,89  | 
  3,6  | 
  18,13  | 
  10,1  | 
  9,3  | 
Услуги ЖКХ  | 
  1,3  | 
  21,31  | 
  -0,23  | 
  -0,8  | 
  0,54  | 
  1,95  | 
  1,2  | 
  6,04  | 
  3,2  | 
  2,9  | 
*Источник [22, c. 19]
В течение года изменялась ценовая структура потребительского рынка страны. В I квартале при относительно небольших значениях инфляции доминирующими составляющими роста цен выступали продовольственные товары и услуги, в частности, услуги ЖКХ; во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.
Базовый индекс потребительских цен в 2011 г. составил 218,1%; индекс цен по регулируемым товарам – 179,4; сезонным – 223,3%. Это свидетельствует о значительном вкладе в инфляцию товаров и услуг, цены на которые свободно формируются под воздействием спроса и предложения. Тем не менее динамика роста цен по данным позициям была неоднородна на протяжении года. Если в январе-апреле рост цен по регулируемой группе товаров опережал базовую инфляцию (индексы 111 и 109,4% соответственно), то в период с мая по август включительно индекс базовой инфляции значительно превосходил рост цен по регулируемой группе товаров и услуг (150,3 и 116%) [8].
В последующие четыре месяца индекс цен на товары и услуги регулируемой группы опережал базовый индекс потребительских цен (139,7 и 132,7%). Сопоставительный анализ показывает, что базовая инфляция, непосредственно связанная с факторами денежно-кредитной и валютной политики, предопределила общий уровень инфляции в 2011 г. Рост цен по регулируемой группе товаров в сентябре-ноябре носил компенсационный характер.
Таким образом, в 2011 г. инфляция в Беларуси имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.
Инфляционные процессы в 2012 году. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8% (или 1,7% в среднем за месяц) против 108,7% (или 6,3% в среднем за месяц) годом ранее. В декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем прирост индекса потребительских цен составил 1,4% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Динамика индекса потребительских цен в 2011–2012 годах, в процентах к предыдущему месяцу*
*Источник [16, c. 54]
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 1,8%, на непродовольственные товары – на 0,1%, тарифы на платные услуги – на 2,6% (таблица 2.4). Рост цен на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем дал 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,03%, платные услуги – 0,5%.
Таблица 2.4 – Индексы цен и тарифов в 2012 году,%*
Наименование показателя  | 
  Декабрь 2012 г. к  | 
  2012 г. к 2011 г.  | |
  | ноябрю 2012 г.  | 
  декабрю 2011 г.  | 
  
  | 
Индекс потребительских цен - всего в том числе: продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги  | 
  101,4  | 
  121,8  | 
  159,2  | 
  | 101,8  | 
  121,1  | 
  168,0  | 
  | 100,1  | 
  110,3  | 
  149,5  | 
  | 102,6  | 
  136,1  | 
  153,2  | 
Индекс базовой инфляции1  | 
  100,8  | 
  117,1  | 
  158,2  | 
Индекс цен на промышленную продукцию  | 
  101,0  | 
  121,0  | 
  176,0  | 
Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию  | 
  100,9  | 
  129,3  | 
  195,1  | 
Индекс цен в строительстве  | 
  101,3  | 
  135,4  | 
  185,5  | 
Индекс тарифов на грузовые перевозки  | 
  100,9  | 
  143,0  | 
  193,9  | 
*Источник [16, c. 55]
Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 25,1% (годом ранее – 125%).
Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки (на 62,3%), мука пшеничная (на 43,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 42,2%), говядина, кроме бескостного мяса, (на 31,8%), масло животное и соль (на 31,1%). В то же время по отдельным позициям произошло снижение цен. Так, в наибольшей степени снизились цены на крупы (на 3%), в том числе на крупу гречневую (на 19,1%) и крупу пшенную (на 11,1%).
Прирост индекса цен на непродовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 10,3% (годом ранее – 112%). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 27,8%), письменные принадлежности (на 25,1%) и бензин (на 23,3%).
Прирост тарифов на услуги населению в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 36,1% (годом ранее – 64,9%). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные услуги (в 1,9 раза), услуги высшего образования (в 1,7 раза), учреждений культуры (в 1,6 раза), бытовые (на 50,2%) и медицинские услуги (на 41,6%).
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляции в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. выросла на 17,1% (годом ранее – на 118,1%) и дала, по оценке Национального банка, 11,5% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 52,6% против 71,1% годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 10,3% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 28,9% соответственно), увеличившись с начала года на 31,3%.
За январь-декабрь 2012 г. цены производителей промышленной продукции выросли на 21% против 149,6% за аналогичный период 2011 г. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 26,6%, промежуточные товары – на 16,4%, потребительские товары – на 26,5%. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 32% (годом ранее – на 112,9%), обрабатывающей промышленности – на 24,2% (годом ранее – на 150,4%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,6% (годом ранее – на 148,8%).
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-декабрь 2012 г. увеличился на 29,3% (годом ранее – в 2,7 раза). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 62,6% (годом ранее – в 3 раза), на продукцию животноводства – на 20,8% (годом ранее – в 2,6 раза).
Индекс цен в строительстве в 2012 году составил 135,4% (годом ранее – 213,8%), в том числе на строительно-монтажные работы – 142,2% (годом ранее – 197,6%). Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 143% (годом ранее – 250,3%) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,1 раза) и трубопроводный транспорт в 1,8 раза [16, c. 55].
Согласно  полученным  в  декабре  
2012 г.  в  рамках  мониторинга  
предприятий Национального 
 Цены на жилую недвижимость. 
Анализ изменения цены одного 
квадратного метра общей 
Таблица 2.5 – Динамика изменения цены одного квадратного метра жилья
общей площади в долларовом выражении в IV квартале 2012 г., процентов*
Всего  | 
  Первичный рынок  | 
  Вторичный рынок  | ||||
  | к III кварталу 2012 г.  | 
  к IV кварталу 2011 г.  | 
  к III кварталу 2012 г.  | 
  к IV кварталу 2011г.  | 
  к III кварталу 2012 г.  | 
  к IV кварталу 2011г.  | 
Все квартиры  | 
  103,7  | 
  97,1  | 
  98,3  | 
  111,6  | 
  104,3  | 
  95,3  | 
из них: 1 -комнатные  | 
  106,5  | 
  99,2  | 
  102,2  | 
  104,5  | 
  107  | 
  98,8  | 
2-комнатные  | 
  104,5  | 
  95,9  | 
  94,8  | 
  102,8  | 
  105,7  | 
  94,9  | 
3-комнатные  | 
  99,6  | 
  97  | 
  94,1  | 
  137,9  | 
  100,2  | 
  92,0  | 
4- и более комнатные  | 
  103,6  | 
  96,8  | 
  130,3  | 
  97,8  | 
  100,8  | 
  97,7  |