Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
История банкротства в РФ - это история  взлетов и падений, это история успехов и разочарований. Очень много за тот незначительный период времени, который мы прошли, очень много событий всякого рода произошло. В данном случае мы находимся в состоянии, когда цивилизованные правила рыночных отношений в сфере банкротства еще не установлены, эти отношения пока еще далеки от желаемого Георгий Константинович Таль. Интернет-пресс-конференция руководителя ФСФО. 25.01.2003.
      Историческое  развитие института банкротства  было по началу таково, что разрешало  казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба.
Введение………………………………………………………………..3
      1. Банкротство в России: историко-правовой  анализ……………….4
      2. Сравнительная характеристика законодательных  актов РФ, регулирующих процедуру банкротства ……………………………………10
      3. Общая характеристика современного  института банкротства ….16
      3.1 Понятие банкротства……………………………………………..17
      3.2 Причины банкротства…………………………………………….19
      4 Процедуры банкротства…………………………………………….22
      4.1 Институт банкротства в 90-е  годы ХХ столетия……………….27
      4.2 Оценка потенциального банкротства…………………………...36
      Заключение……………………………………………………………38
      Использованная  литература………………………………………….39
2. 
Сравнительная характеристика 
законодательных 
актов РФ, регулирующих 
процедуру банкротства 
      При 
подготовке Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)
Все существующие в законодательстве различных стран подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Действовавший закон в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное, лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности Максим Ъ-Черниговский - Коммерсантъ, 18.06.2001г..
Следует отметить, что в законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и «сверх задолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.
По этому же пути пошел и российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года: должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законодательство. - 1999. - №1..
Итак, в январе 1998 года юридическая общественность, российские предприниматели получили для изучения новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в «Российской газете» 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.
Принятый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ СЗ РФ 1998 №2« значительно отличался от действовавшего ранее Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и включал в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.
      По 
сравнению с Законом от 19 ноября 
1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) 
предприятий» объем его вырос 
более чем в три раза. Усложнился 
и расширился понятийный аппарат, внесено 
много уточнений 
По структуре новый Закон стал содержательнее и последовательнее прежнего. Нет сегодня тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона от 19 ноября 1992 г. Например, нормы глав 1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» целиком посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Здесь логически последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов подведомственности и подсудности ст. 29, кончая распределением судебных расходов ст. 54. Не смущает при этом и очень разный объем выделенных глав. Например, глава 2 состоит всего из двух статей. Между тем ее выделение представляется оправданным, так как речь в ней идет о досудебных процедурах: предупредительных мерах и досудебной санации. В старом же законе санация рассматривалась как одна из реорганизационных процедур, производимых судом Максим Рубченко - Эксперт, 26.03.2001г«.
      Новый 
Закон в отдельных параграфах 
отразил особенности процедуры 
банкротства для 
Другая характеристика, о которой необходимо сказать, касается понятийного аппарата. Основные понятия содержит ст.2 нового Закона. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который сегодня может выступать в трех лицах: временного, внешнего и конкурсного (ст.2). В уточненном варианте приводится и определение самого банкротства. По новому Закону, Банкротство с позиций законодателя, - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Интернет-пресс-конференция Георгия Таля: 25.01.2003.
Сама формулировка представляется более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст. 1 Закона от 19 ноября 1992 г.
Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст. 5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 100000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10000 рублей. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.
Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов «реорганизация» и «ликвидация». Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).
      Принятый 
Закон подробно останавливается 
на процедуре конкурсного 
Ввиду качественного изменения рынка и рыночных отношений в Российской Федерации возникла необходимость совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие между субъектами, ввиду банкротства какого-либо из них. Опираясь на практический опыт существующего законодательства 26 октября 2002 года был принят Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Закон 2002 года, как и закон 1998 года содержит 12 глав, однако из ныне действующего закона (2002 года) исключена глава «Добровольное объявление о банкротстве должника» и добавлена глава «Финансовое оздоровление». Большинство из статей претерпели существенные изменения, ряд глав был дополнен новыми статьями, определениями и понятиями.
      Закон 
«О несостоятельности (банкротстве)» 2002 
г., намного содержательнее своего предшественника. 
Новый Закон состоит из 233 статей и 12 глав 
соответственно. Разделение Закона по 
главам построено по следующему принципу: 
глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение 
банкротства, глава 3 - разбирательство 
дел о банкротстве в арбитражном суде, 
глава 4 - наблюдение, глава 5 - внешнее оздоровление, 
глава 6 - внешнее управление, глава 7 - конкурсное 
производство, глава 8 - мировое соглашение, 
глава 9 - особенности банкротства отдельных 
категорий должников - юридических лиц, 
которая в свою очередь разделена на параграфы, 
каждый из которых регулирует особенности 
банкротства отдельных видов юридических 
лиц, глава 10 - банкротство гражданина, 
глава 11 - упрощенные процедуры банкротства, 
и наконец, глава 12 - содержит в себе заключительные 
положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. 
Общая характеристика 
современного института 
банкротства 
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.
Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.
      26 
октября 2002 г. вступил в силу новый Федеральный 
закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1 
Понятие банкротства 
Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)».
      Согласно 
ст.3 Закона о несостоятельности 
к признакам банкротства 
Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
      1) 
неспособность должника 
      2) 
неспособность должника 
      3) 
состояние 
В соответствии с п.2 ст.4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
      - 
размер денежных обязательств, в 
том числе размер