Эффект масштаба

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб. м древесины, то он может из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов , или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.

Содержание

Введение……………………………………….3
Эффект масштаба в производстве……………5
Положительный эффект масштаба…………7
Специализация труда…………………………10
Отрицательный эффект масштаба…………..11
Постоянный эффект масштаба………………13
Эффект масштаба и технический прогресс..14
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

реферат по экономической теории..docx

— 66.74 Кб (Скачать)

             Министерство образования и науки РФ Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

          «Владимирский Государственный Университет имени  Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». 

                                             Кафедра: «Административное право и Таможенное дело». 
           
           
           

                                                                                         Реферат. 

                                               По дисциплине:  Экономическая теория.

                                               На тему: «  Эффект масштаба».  
             
             

                                                                                                                                 
             

                                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                                             Ст. гр. ТМДк-411.

                                                                                                                              Спирина А. А. 

                                                                                                                              Приняла:

                                                                                                                              КАН, доцент      

                                                                                                                             Ружицкая И.В.

                                                                        г. Владимир  2011

                                                Содержание.

  1. Введение……………………………………….3
  2. Эффект масштаба в производстве……………5
  3. Положительный   эффект масштаба…………7
  4. Специализация труда…………………………10
  5. Отрицательный эффект масштаба…………..11
  6. Постоянный эффект масштаба………………13
  7. Эффект масштаба и технический прогресс..14
  8. Список литературы………………………….15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение:

Любое производство связано с затратами сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли  и т.д. Без использования необходимых  ресурсов невозможно создать новые  блага.

Все используемые в производстве ресурсы носят  ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован  для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя  имеется 1000 куб. м древесины, то он может  из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов , или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.

В силу этого  обстоятельства любые затраты на производство какого-либо товара носят  альтернативный характер. Поэтому производители  вынуждены постоянно считать, во сколько им обойдётся производство того или иного блага.

К издержкам  относят сумму средств, направленных на оплату всех видов, материалов, рабочей  силы и услуг, затраченных на производство определённого товара.

С точки зрения действующих фирм долговременный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и  производственные мощности. С точки  зрения отрасли, долговременный период включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы  смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. В отличие  от кратковременного периода - периода  фиксированных мощностей, долгосрочный - период изменяющихся мощностей.

В течение длительного  периода времени все желательные  изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими  её фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить новое оборудование или оставить в своём владении меньшее количество оборудования. Отрасль  в целом также может изменить свои масштабы.

Представьте себе, что небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической  деятельности, все больше и больше расширялось. Что будет происходить  со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Ответ  таков. Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет  сопровождаться снижением средних  общих издержек. Однако в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

Для большинства  видов производства возможности выбора размеров предприятия куда шире, чем мы предположили в нашем примере. Фактически во многих отраслях количество возможных размеров предприятия совершенно не ограничено. А это значит, что самые малые изменения в объеме выпускаемой продукции (в объеме продаж) со временем подталкивают к соответствующим изменениям в размерах предприятия. Графически это выражается в бесконечное количестве кривых краткосрочных АТС. Наименьшие средние общие издержки при всех возможных объемах производства показаны в виде кривой долгосрочных АТС. Эта кривая проходит по касательной к бесконечному числу краткосрочных АТС, а не состоит из суммы их участков. Следовательно выглядит вполне плавной. Обратите внимание на то, что, за исключением минимальной точки кривой долгосрочных АТС, кривые краткосрочных АТС касаются кривой долгосрочных АТС не в своих минимальных точках. Пока кривая долгосрочных АТС снижается, точки касания расположены левее минимальных точек кривых краткосрочных АТС. И наоборот, когда кривая долгосрочных АТС начинает повышаться, точки касания оказываются правее минимальных точек кривых краткосрочных АТС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Эффект масштаба:

Эффект  масштаба - это те производственные преимущества, которые возникают  при увеличении размера предприятия  и рынка сбыта его продукции. Так, крупная корпорация, как правило, располагает более широким выбором  эффективных производственных технологий, нежели мелкая фирма. Крупный автомобилестроитель  в состоянии установить у себя современные компьютеризованные  сборочные линии с использованием промышленных роботов, в то время  как мелкие производители вынуждены довольствоваться менее совершенными технологиями. Лишь постоянное увеличение масштабов производства ( размеров предприятий) и расширение рынков сбыта позволяют внедрять более эффективные методы производства. В свою очередь это ведет к повышению производительности труда и экономическому росту в США.    

Оказывается, изменение  факторов в одной и той же пропорции  может привести к различным результатам. Соотношение между относительным  изменением объема выпуска и относительным  изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости  от характера указанного соотношения  различают:

  • положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X)(I)
  • постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X)(II)
  • отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства, F(aX) > aF(X) .(III)

Характер  действия эффекта  масштаба обусловлен:

  • не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными)
  • не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов)

Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет  проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг — постоянный.

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определение характера  эффекта масштаба возможно только путем  эмпирических наблюдений. 

Факторы, способствующие росту  отдачи от масштаба:

  • действие размерного фактора (производство лампочки в 100 Ватт не требует в 2,5 раза больших расходов, чем лампочки в 40 Ватт)
  • рост производительности из-за более глубокого разделения труда
  • большие возможности применения новых технологий и техники
  • более полная загрузка мощностей
  • использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении
 

В качестве противодействующих росту эффекта  от масштаба следует  выделить такие факторы, как:

  • рост вероятности возникновения узких мест и аварийности
  • нарастание трудностей управления и координации
  • рост транспортных расходов и затрат по сбыту
  • рост административных расходов

Бизнесмена не надо уговаривать, что крупное производство лучше мелкого. Классическим примером служит нефтяной трест «Стандарт  ОЙЛ», чье создание привело в конце XIX века в США к 6-кратному снижению цены галлона керосина (с 2.5 до 0.4 цента). Век спустя столь же значительным снижением затрат сопровождалось вторжение  крупнейших фирм на рынок персональных компьютеров. В основе этою лежит  не только технический прогресс, но и экономия на масштабе производства.

Крупные предприятия используют эффект масштаба в качестве входного барьера, ограничивающего  попытки мелких фирм проникнуть на рынок.
 

 

Для достижения успеха крупная фирма должна создать:

1) мощное производство:

2) крупную сбытовую  и маркетинговую сеть:

3) развитую систему  управления.  

Если эти три  взаимосвязанные задачи фирме удастся  решить первой в своей отрасли, то она получит «преимущество первого  хода». Компании, добившиеся такого преимущества, обычно доминируют на рынке десятилетиями. Действительно, бросить вызов доминирующей фирме непросто. Масштабные инвестиции для проникновения на уже занятый  рынок опасны потому, что фирма-новичок  обречена на длительное отставание ввиду  недостаточного опыта производства и работы на рынке, из-за больших  фиксированных затрат, из-за необходимости  перехватывать крупных ) заказчиков.  

Хотя бывали случаи, когда «преимущество первого  хода» упускалось. 

В 1970—80-е годы первооткрыватели полупроводникового бизнеса «Дженерал электрик»  и РКА (США) упустили «преимущество  первого хода». Ныне мировой рынок  полупроводниковой промышленности прочно захвачен «большой десяткой»  из семи японских компаний и грех американских во главе с «Интел». 

Последние успехи крупных фирм в сфере высоких  технологий (компьютерных, фармацевтических, химических, авиационных и лр.) убедили общественность в естественности эффекта масштаба. В середине 1980-х годов лауреат Нобелевской премии Герберт Саймон раскритиковал основу основ своей любимой экономической теории — U-образную форму кривой средних затрат. Он утверждал, что кривая АС сначала наклонена вправо и вниз, а затем выравнивается без ясно выраженной точки минимума. Иначе говоря, вначале наблюдается эффекта масштаба, a затем кривая нейтральна к масштабу .   
 
 
 
 
 

Информация о работе Эффект масштаба