Эффективность производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование методов расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь, даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия. На основании расчетов данных показателей управление предприятием должно корректировать процессы производства, совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства. Настоящая работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается значение и сущность экономической эффективности производства, классификация затрат и результатов при оценке экономической эффективности, а также приведена система показателей оценки.

Работа содержит 1 файл

курсач по макре.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане

технического и организационного совершенствования производства –  снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией.

Переход к рыночной экономике  вносит ряд существенных корректив в теорию и практику оценки экономической эффективности, отбора и реализации оптимальных вариантов производственно- хозяйственных решений.

Во- первых, существенно  повышается экономическая ответственность  за

принимаемые производственно- хозяйственные решения по сравнению с

обоснованием эффективности  принимаемых решений в условиях тотального

огосударствления экономики, когда преобладало безвозмездное  финансирование капитальных вложений и предприятия по существу не несли материальной ответственности за достоверность оценки и фактическую эффективность технических и организационных мероприятий, соответствие проектной и фактической эффективности.

Совершенно другое положение  в условиях рыночной экономики, когда  собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности, т.е. происходит персонализация материальной и финансовой ответственности. В этих условиях расчеты и обоснование экономической эффективности уже не носят формального характера, как это имело место в централизованно управляемой экономике, когда, как правило, проектная и фактическая эффективность принимаемых решений не совпадали.

Во- вторых, усиление ответственности  за принимаемые решения тесно  связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором производства главным образом выступают  рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой экспертизы проектов, использование услуг консультативных фирм.

В- третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается

значение оценки фактора  времени при обосновании и  достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов).

В- четвертых, в отличие от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При

этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент  устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов  и направлений развития.

 Стратегическая цель  устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

 Основными факторами  устойчивого развития должны  стать: человеческий, научно-производственный  и инновационный потенциалы, природные  ресурсы и выгодное географическое  положение страны, а главными  приоритетами - "высокий интеллект - инновации - благосостояние".

 Важнейшими задачами  обеспечения устойчивого развития  Беларуси являются переход на  инновационный путь развития, реализация  общесистемных преобразований экономики  и общества, построение высокоэффективной  социально-ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

 Стратегия государства  по реализации целей социальной  политики в долгосрочной перспективе  будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.

Республика Беларусь в своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие  исходит из преемственности целей  и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально  ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для  динамичного развития требуется  более активное совершенствование  и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления  совершенствования предусматривают  формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования  социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего  использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно  претворяется в жизнь в нашей  стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

При этом потребуется  концентрация ресурсов на следующих  приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

Обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных  наукоемких производств.

Для решения поставленных задач необходимы:

модернизация важнейших  секторов экономики на основе технологического обновления производства;

формирование эффективной  национальной инновационной системы;

развитие материально–технической  базы науки;

формирование рынка  научно–технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры;

расширение международного научно–технического и инновационного сотрудничества;

создание действенной  системы защиты прав интеллектуальной собственности;

расширение подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечение специалистов из–за рубежа.

Особое внимание будет  уделено развитию инновационных  производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.

Планируется поднять  Парк высоких технологий на качественно  новый уровень. Он должен стать центром  создания и вовлечения передовых  технологий во все сферы отечественной  экономики, своего рода полигоном для отработки перспективных проектов.

Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет  нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основными задачами инвестиционной деятельности являются:

совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;

повышение эффективности  инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;

создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными направлениями их реализации станут:

вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных  производств;

модернизация действующих  предприятий на основе новейших технологий;

создание условий и  механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;

поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях  максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение  защиты интересов отечественных  и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;

развитие перспективных  форм привлечения инвестиций (проектное  и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Доля инновационной  продукции в общем объеме отгруженной  продукции промышленности увеличится до 20 — 21 процента.

Объем прямых иностранных  инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран  мира, наиболее привлекательных для  зарубежных инвестиций.

В промышленном комплексе Республики Беларусь сосредоточено 26 процентов от общей численности занятого в экономике населения и более 30 процентов основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5 процента национального ВВП и около 90 процентов экспортируемых товаров.

Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и  технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных  производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров.

Основными направлениями  реализации указанных задач станут:

ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение  действующих производств в целях  углубления переработки используемого  сырья;

организация новых специализированных производств, использующих современные  технологии, передовые научные разработки, имеющих высокую долю добавленной  стоимости в цене производимой продукции: строительство завода по производству листового проката; создание азотного комплекса в составе совмещенного производства аммиака и метанола; постановка на производство нового поколения автобусов большого и особо большого класса; создание производства по выпуску самоходного зерноуборочного комбайна пропускной способностью 16 кг/с и системы машин для картофелеводства; организация производства карьерных самосвалов грузоподъемностью до 500 тонн с применением электронных систем управления трансмиссией;

Информация о работе Эффективность производства