Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

Совокупность заключенных и исполненных фирмой-импортером внешнеторговых сделок представляет собой форму осуществления в реальной жизни внешнеэкономической деятельности и опосредования внешнеэкономических связей на микроэкономическом уровне. В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи на различных управленческих уровнях; народного хозяйства в целом, отрасли и предприятия.

Работа содержит 1 файл

Эффективность ВЭД.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, предполагается, что фирма-импортер не ищет для себя условий ограничения  конкуренции и не занимается спекуляцией, т.е. не покупает импортный товар но заведомо низкой цене в расчете продать позднее по более высокой цене (59,С. 494).

    Далее делается допущение, что издержки фирмы  по заключению и исполнению контракта  носят переменный характер, т.е. постоянные издержки не учитываются.

    Это допущение мы считаем корректным, т.к. согласны с концепцией маржинальной бухгалтерии, укрепляющей свои позиции  во всем мире. Основной ее принцип - положение  о регулирующем характере постоянных затрат относительно финансовых результатов деятельности предприятия в целом. Согласно традиции маржинального учета, не представляется возможным достоверно распределить постоянные затраты между учетными периодами и видами продукции. Кроме того для целей оперативного анализа менеджеру важно следить за уровнем валового дохода предприятия и переменных затрат, т.к. постоянные затраты имеют фиксированный уровень, Поэтому сторонники маржинальной бухгалтерии предлагают не распределять постоянные затраты относительно какой-либо базы, как это принято в традиционной бухгалтерии (концепция полной себестоимости), и относить их в целом в конце отчетного периода на финансовый результат деятельности предприятия (концепция так называемой усеченной себестоимости).

    В дальнейшем мы будем придерживаться указанного принципа разделении затрат.

    Факторы, указанные выше, являются наиболее общими, т.е. факторами первого порядка. При более внимательном рассмотрении исполнения контракта можно обнаружить, что укачанные факторы можно детализировать на рыночные силы, которые мы определяем как факторы второго порядка и приводим их перечень в виде табл. 1.2 на С.53.

    Кроме укачанных факторов эффективности  контракта, существуют еще так называемые форс-мажорные обстоятельства, т.e. вероятность возникновения непреодолимой силы, снижающей эффективность контракта.

    Применительно к контрактам на импорт форс-мажорными  могут быть следующие обстоятельства: изменение уполномоченными на то государственными органами режима импорта  товаров (например, запрещение ввоза  отдельных товаров, введение лицензирования и квотирования импорта определенной группы товаров), изменение ставок таможенных пошлин, резкое падение курса национальной валюты, введение новых налогов на импорт. Очевидно, что отдельный субъект рынка совершенной конкуренции (это относится и к моделям монополистической конкуренции, олигополии) не в состоянии как-либо повлиять на предотвращение данных событий. 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.2. 

    ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРАКТА  НА ИМПОРТ 

ФАКТОРЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА ФАКТОРЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА
1. Степень  эффективности рынка сбыта фирмы-импортера 1.1. Уровень рентабельности  продаж импортного товара
  1.2. Уровень инфляции  национальной валюты
2. Существенные  условия контракта купли-продажи  импортного товара 2.1. Продолжительность  коммерческого цикла контракта
  2.2. Условия оплаты импортного товара
  2.3. Натурально-вещественная  форма предмета контракта
  2.4. Размер внутренних  издержек по контракту
3. Ограничивающие  факторы (бюджет контракта) 3.1. Потребность  в оборотном капитале и его  цена
  3.2. Рыночная  продажная цена
  3.3. Размер внешних  издержек по контракту
  3.4. Уровень таможенного  обложения
 

    Единственным  способом  преодоления  указанных  обстоятельств является   разработка   арсенала   приемов,   позволяющих   сохранить деятельность предприятия и поддерживать эффективную торговлю даже при форс-мажорных обстоятельствах. К указанным приемам, в частности, относятся следующие: смена специализации фирмы-импортера (в случае введения лицензирования импорта, изменения ставок таможенных пошлин), повышение продажных цен в национальной валюте (в случае резкого обесценения рубля), регистрация уже заключенных контрактов в уполномоченных государственных органах в рамках предоставленных ими сроков с целью исполнения их но ранее действовавшему законодательству.

    Остановимся подробнее на факторах второго порядка, указанных в табл. 1.2 на С.53.

    Как было сказано выше, теория Юджина Фэмэ различает три степени эффективности рынка: слабую, среднюю и сильную. Мы считаем, что предельный уровень рентабельности продаж импортного товара отражает степень эффективности рынка сбыта фирмы-импортера.

    Степень эффективности рынка указывает, прежде всего, на уровень информированности инвесторов о ценах на товар. При наличии полной информации о ценах невозможно получить большую прибыль от продажи товара, чем прибыль потенциальных конкурентов фирмы-импортера. Соответственно, при наличии ограниченной информации о ценах, фирма-импортер может получить сверхприбыль от торговли импортным товаром.

    При наличии низкой степени эффективности  рынка сбыта фирмы-импортера можно существенно увеличить рентабельность продаж импортного товара за счет получения скидок с цены поставщика импортного товара и установления высокой продажной цены, т.е. за счет увеличения торговой надбавки при продаже товара. Понятно, что имеются существенные рыночные ограничения по увеличению торговой надбавки: это покупательский спрос, качество поставляемых товаров. Поэтому существует предельная пени, по которой можно купить импортный товар, не опасаясь снижения его потребительских свойств, и предельный уровень продажной цепы, по которой можно продать товар, не опасаясь падения сароса на него. Ниже мы подробнее остановимся на ограничивающих факторах импортного контракта.

    Уровень инфляции, по нашему мнению, тоже предопределяет степень эффективности рынка, это следует из содержания теории эффективного рынка.

    Фактор "Существенные условия контракта  на импорт товаров народного потребления", по нашему мнению, влияет на продолжительность коммерческого цикла внешнеторговой сделки, условия оплаты импортного товара и размер издержек по исполнению сделки.

    Продолжительность коммерческого цикла импортного контракта зависит как от случайных  обстоятельств, которые невозможно учесть при планировании сделки, так  и от достигнутой сторонами договоренности об основных условиях данной коммерческой сделки, которые содержится в тексте контракта.

    Хотя  реальные условия бизнеса настолько  многообразны, что предусмотреть  варианты всех сделок какой-либо классификацией невозможно, выделяются следующие основные юридические формы внешнеторгового контракта на импорт: договор купли-продажи (в том числе бартерный договор как особая его форма) и агентский договор (40, С. 23-24),

    Юридическое содержание укачанных видов договоров  отличается, прежде всего, распределением риска случайной гибели, порчи и повреждения товара. Основными разновидностями агентского договора являются контракты консигнации или комиссии. Также различают агентов - брокеров, делькредере, с исключительными правами, аукционистов, судовых.

    По  контракту консигнации (комиссии) предметом контракта является поручение продать или передача на комиссию товара, принадлежащего на праве собственности консигнанту (Консигнант - поставщик товара по договору консигнации, консигнатор - доверенное лицо поставщика). Риск утери, порчи, непродажи товара всегда лежит на собственнике товара. Импортер по данному договору выступает посредником и несет риск понесения убытков в размере расходов на исполнение контракта, в том числе на уплату таможенных пошлин и страхование груза. Понятно, что по условиям данного контракта основная часть оборотного капитала принадлежит поставщику, консигнатор вкладывает в исполнение контракта денежные средства, необходимые для оплаты указанных выше расходов, однако его доход ограничен размерами комиссионного вознаграждения.

    Таким образом, агентский договор является, при прочих равных условиях, менее  рисковым по отношению к договору купли-продажи, согласно которому риск утери, порчи и непродажи товара переходит к импортеру согласно базисному, условию поставки. Так как уровень вознаграждения по агентскому договору составляет всего несколько процентов от суммы внешнеторгового оборота, наиболее распространенной формой внешнеторгового договора является контракт купли-продажи.

    С точки зрения оценки сделки на эффективность, независимо от юридической формы внешнеторгового договора, нас интересует экономический результат от оборота всего авансированного в импортный контракт капитала, поэтому мы предполагаем, что объектом анализа являются контракты купли-продажи.

    Но  контракту купли-продажи оборотный  капитал принадлежит импортеру, в определенный момент исполнения сделки на него ложится также риск непродажи, случайной гибели и повреждения  товара. Предметом контракта является купля-продажа (поставка) товара в собственность импортера. По бартерному контракту риск полностью лежит на импортере, оборотный капитал также принадлежит ему, он имеет полностью натуральную форму. По бартерному контракту применяется самая высокая вилка таможенной пошлины, что увеличивает сумму оборотного капитала и издержек.

    Следовательно, не юридическая форма, а существенные условия контракта влияют на продолжительность коммерческого цикла импортной сделки.

    Рассмотрим  основные условия контракта на импорт на примере внешнеторгового договора купли-продажи.

    Последний получил наибольшее распространение  из внешнеторговых договоров во всем мире. Заключение международного договора купли-продажи реализуется Венской  Конвенцией ООН о контрактах международной купли-продажи 1980г. и национальным законодательством стран-членов ООН (41, С. 4-34).

    Указанный документ регулирует отношения продавца и покупателя во внешнеторговой сделке купли-продажи.

    Существенными условиями внешнеторговою договора купли-продажи являются: срок и дата наставки, оформление платежа и цена товара.

    Под сроком поставки подразумевается определение момента передачи товара в собственность покупателя или его доверенного липа продавцом. Различаются следующие сроки поставки: немедленная поставка (в течение двух недель), поставка без задержки, поставка со склада, товар в наличии на месте - в случаях, когда контракт краткосрочный. Самой непродолжительной по времени является немедленная поставка. Срок поставки также может быть определен другими способами; путем определения календарного дня или периода поставки; указанием количества месяцев, недель, дней, начиная с момента совершения какого-либо действия стороной по договору; путем согласования определенного условия. Очевидно, что приведенные способы определения срока поставки могут существенно удлинить реально возможный срок поставки, например, условие поставки "в течение лета" может быть исполнено 31 августа и тогда соответствующий шаг коммерческого цикла значительно увеличится. Также выделяют особые условия поставки: с оплатой вперед (внесение задатка или оплата всей стоимости товара). Таким образом, условия поставки непосредственно влияют на продолжительность оборота капитала.

    Условия платежа содержат определение условий  расчетов за товар по контракту. Они  устанавливают следующие параметры: способ, форму платежа и его срок, а также защитные валютные оговорки.

    Различают следующие способы платежа: наличный платеж (по получении товаросопроводительных документов поставщика); платеж авансом, платеж в кредит, а также сочетание  указанных способов. Кроме того, в условиях контракта могут быть предусмотрены оговорки об отсрочке платежа либо об оплате в рассрочку, что является формой предоставления товарного кредита покупателю.

    Технически  платеж осуществляется с использованием следующих форм расчетов: денежный перевод, инкассо, документарный аккредитив, платеж по открытому счету, чеком, векселем. Срок платежа может быть либо конкретным (Date of payment) либо определен количеством дней после получения уведомления покупателем от поставщика об отправке товара. Способ и форма расчетов непосредственно влияют на исполнение контракта на импорт.

    Здесь необходимо отметить, что непосредственно  на движение оборотного капитала влияет срок платежа, а способ и форма  платежа в значительной степени  предопределяют массу оборотного капитала. Остановимся на этом подробнее. Способ платежа вызывает приток или уменьшение собственного оборотного капитала: в случае перечисления аванса иностранному поставщику происходит увеличение средней суммы авансируемого оборотного капитала, а в случае продажи товаров в кредит - его уменьшение. Особым случаем является платеж наличными, который представляет собой поставку товара против платежа, т.е. оплату товара в момент перехода товара или товарных документов к покупателю. В этом случае прирост уровня товарных запасов при прочих равных условиях соответствует расходу денежных средств, поэтому изменения величины оборотного капитала не происходит.

Информация о работе Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения