Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Природоохранная деятельность предприятия.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………2

  1. Государственное регулирование  природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
    1. Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
    2. Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
    3. Система экологических фондов России……………………………….....15
  2. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
    1. Платежи за загрязнение……………………………………………………17
    2. Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
    3. Платежи за землепользование…………………………………………..27
    4. Платежи за водопользование……………………………………………31
    5. Платежи за недра…………………………………………………………...35
    6. Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39

Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность  мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое  нарушение водного баланса и  антропогенное загрязнение атмосферы  сопровождаются нехваткой пресной  воды, изменением климата, исчезновением  лесов и многих тысяч биологических  видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные  пространства нашей страны, которая  пока может рассматриваться как  один из немногих остающихся в мире «экологических доноров». Россия, в  частности, до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых газов, угрожающих потеплением атмосферы.

     Реальным  доказательством готовности России поддерживать планетарное экологическое  равновесие является ее присоединение  к Киотскому протоколу, обязывающему страны либо заимствовать «право на загрязнение» у стран, не исчерпавших свои лимиты по выбросам. Указанный протокол вступил  в силу 16 февраля 2005 г., и, возможно, в  ближайшие годы мы будем свидетелями  развития международного рынка принципиально нового типа – рынка по торговле квотами на загрязнение атмосферы.

     Вместе  с тем экологические проблемы России в целом далеки от разрешения. Экологическая напряженность в  стране обусловлена природозатратным уклоном национальной экономики, ориентированной  на материально-энергоемкие технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Такая экономика оказывает повышенное давление на окружающую среду, вследствие чего вопросы эффективного управления природопользованием и корректного  экологического сопровождения хозяйственной  деятельности в нашей стране весьма актуальны.

     Федеральный закон «О техническом регулировании» рассматривает охрану окружающей среды  как приоритетную задачу обеспечения  национальной безопасности. Поэтому  в программе разработки технических  регламентов на 2004-2006 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.11.2007 г. № 1421р, среди семи общетехнических регламентов обозначается документ «Об экологической безопасности». Требования по охране окружающей среды войдут в десятки других специальных технических регламентов, регулирующих безопасность строительства, транспорта и т.д.

     Среди международных документов, устанавливающих  принципы обеспечения такого рода безопасности, важную роль играют стандарты ИСО  серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), в основном принятые в России в качестве национальных стандартов. Их использование в организации  считается весомым доказательством  надлежащей практики ведения бизнеса, а сертификация СУОС организации  на соответствие этим документам является способом достижения преимуществ в  конкуренции.

     Становится  все более очевидной целесообразность разработки отраслевых стандартов на СУОС, гармонизированных со стандартами  ИСО серии 14000, по аналогии с отраслевыми  стандартами на системы менеджмента  качества в пищевой промышленности, автомобилестроении и т.д., гармонизированными со стандартами ИСО серии 9000.

     8 ноября 2004 г. Международная организация  по стандартизации приняла новые  стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004 версии 2004 г. Эти стандарты, в  отличие от стандартов ИСО  серии 9000, выпущенных в 2000 г., радикально  не изменились. Здесь не требовался, например, специальный переход к  процессному подходу, который  и без того подразумевался, в  частности, в комплексе стандартов  ИСО 14040. «Оценка жизненного цикла  продукции и услуг». Стандарты  новой версии более созвучны  со стандартами ИСО серии 9000. Кроме того, упрощено совместное  использование стандартов ИСО  14001:2004 и ИСО 14004:2004, а последний документ выглядит теперь более систематизированным. После официального перевода новой версии этих стандартов на русский язык можно будет подробнее обсуждать их особенности.

     Природоохранная деятельность занимает важное место  в государственном управлении и  регулировании экономики; во все  возрастающей степени учитывается  в экономических механизмах функционирования предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Государственное управление природоохранными  мероприятиями 

     Государственное управление природоохранными мероприятиями  входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об  охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. 

     1.1   Государственные органы, регулирующие природопользование 

     Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

     В составе Государственной Думы действует  Комитет по вопросам экологии и рационального  использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной  политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной  экологической программы, определение  полномочий местных органов представительной власти и т.п.

     В структурах исполнительной власти имеется  значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования.

     При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности.

     Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

  • Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;
  • Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).
  • Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);
  • Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);
  • Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
  • Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);
  • Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
  • Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.

     Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).

     Госкомэкология  России осуществляет:

  • комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;
  • координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:
  • утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;
  • государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;
  • контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;
  • руководство заповедным делом;
  • организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.

     Основным  звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения  экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические  лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации  ведения кадастров.

     Участие судебной власти в управлении природопользованием  пока что очень незначительно. Первая природоохранная прокуратура и  специализированное управление внутренних дел с целью защиты и охраны природных богатств Каспийского  моря и низовий рек Волги и  Урала была образована в 80-х гг. Затем  природоохранные прокуратуры появились  в районе озера Байкал, была создана  Азово-Черноморская природоохранная  прокуратура. Единой системы этих органов  пока не сформировано. 

     1.2   Механизм реализации государственной природоохранной политики 

     Основы  механизма реализации государственной  природоохранной политики определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

     Одной из составных частей механизма организации  рационального природопользования является нормирование качества окружающей среды. Оно позволяет устанавливать  предельно допустимые нормы воздействия  на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и  фауны, обеспечивает экологическую  безопасность людей, экологическое  использование природных ресурсов.

     Государственные органы охраны природы, санитарного  и эпидемиологического надзора  утверждают нормативы предельно  допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются  более строгие нормативы ПДК.

     При нарушении нормативов ПДК выбросы  или сбросы вредных веществ могут  быть приостановлены, ограничены или  прекращены специальным предписанием органов охраны природы или санэпидемнадзора.

     Кроме ПДК нормирование качества окружающей среды предусматривает установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС). Эти нормативы устанавливаются  с учетом производственных мощностей  предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются также  органами охраны природы по химическим веществам и органами санэпидемнадзора по микроорганизмам.

     Существуют  и другие нормативы, например, допустимый уровень радиационного воздействия, нормативы содержания радиоактивных  веществ (в окружающей среде, в продуктах  питания), предельно допустимого  уровня шума, магнитных полей и  других вредных воздействий.

     Важным  элементом механизма государственной  природоохранной политики, обеспечивающим рациональное природопользование, является государственная экологическая  экспертиза. Она проводится с целью  проверки соответствия хозяйственной  и иной деятельности экологической  безопасности общества.

     Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может  оказывать вредное воздействие  на окружающую среду. Экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные  и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования  лицензий и сертификатов. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы.

Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия