Экономические методы стимулирования экспортного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.

Работа содержит 1 файл

Экономические .doc

— 492.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.1  

Структура экспорта и импорта Эстонии в 2000 – 2001 годах (в % от общего объема) 

экспорт 
 

Импорт 
 

Текстиль

 машины и  оборудование 

 древесина 

 химическая  продукция 

 пищевые продукты  

14,2

13,4

11,4

8,8

7,8  

Машины и оборудование

 минеральное  сырье 

 текстиль 

 химическая  продукция 

 пищевые продукты  

21,9

9,8

9,4

9,2

8,4  

Таблица 2.2  

Внешнеторговые  основные контакты Эстонии в 2000 – 2001 годах основном (в миллионах крон): 
 

Экспорт 

в % 

импорт 

в % 

Страны Европейского Союза 

12768,9 

51,1 

24967,6 

64,8 

СНГ 

6265,9 

25,1 

6496,1 

16,8 

Латвия, Литва 

3502,2 

14,0 

1351,2 

3,5 

Европейская Свободная торговая ассоциация  

699,2 

2,8 

832,0 

2,2 

Северо-Американская Свободная торговая ассоциация 

576,8 

2,3 

1016,3 

2,6 

Страны Центральной  и Восточной Европы 

348,2 

1,4 

978,6 

2,5 

В 2000 году общий  внешнеторговый оборот составил 101,7 млрд. крон, что на 59% больше, чем в 1996 году. Из этого количества товаров и услуг было экспортировано на сумму 40,4 млрд. крон, рост по сравнению с 1999 годом составил 62%. Прирост импорта за этот же период составил 58%. В первом полугодии импорт развивался активнее, во втором полугодии существенный перевес был на стороне экспорта, что и дало более высокий темп роста экспортной части внешнеторгового оборота. Внешнеторговый дефицит в 2000 году составил 20,9 млрд. крон, что на 7 млрд. больше, чем в 1999. [50] 

Таблица 2.3 

Основные внешнеторговые партнеры Эстонии (в % от общего объема) 

экспорт 
 

Импорт 
 

Россия 

 Финляндия 

 Швеция 

 Латвия 

 Литва  

18,7

15,7

13,5

8,7

6,1  

Финляндия

 Россия 

 Германия 

 Швеция 

 США  

23,4

14,4

10,1

9,1

3,8  
 

Среди государств NAFTA (Северо-Американская Свободная  торговая ассоциация) - США с большим  перевесом (доля составила 86%, рост объема экспорта 17%) сохранили первое место. Резко (в 15 раз) увеличился экспорт в  Мексику (доля 6%), который складывается, прежде всего, из одноразовых поставок. Торговый баланс с государствами NAFTA в 2,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 53% от баланса ассоциаации. 

Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации. 

Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации. [50] 

В 1998 году Эстонией были подписаны Договора о свободной  торговле с Польшей и Венгрией. Подписание аналогичных договоров с Румынией и Болгарией состоялось в 1999 году. В соответствии с эстоно-украинским Договором о свободной торговле был создан совместный комитет Договора о свободной торговле, в рамках работы которого состоялись два заседания – в Киеве и Таллинне. Проведены переговоры с Белоруссией по заключению торгово-экономического Договора. 

В 1998 году продолжил  работу торговый представитель в  Российской Федерации, в Москве, и  был направлен торговый представитель  в Украину, в город Киев. Основной целью деятельности торговых представителей является предоставление эстонским предприятиям информации о торговых условиях зарубежных государств и их консультирование при выборе маркетинговых каналов и исследовании рынка. Ожидаемый результат работы торговых представителей - увеличение экспорта эстонских товаров и развитие торговых связей между Эстонией и иностранными государствами. 

За короткий исторический период  независимого развития Эстонии  проведена огромная работа по становлению республики как  суверенного государства.  

Сегодня Эстония  на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных  международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками  стран на всех континентах, тесно  сотрудничает с крупнейшими банковскими  и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организация­ми.  

В основе формирования внешнеторговых и внешнеполитическихполитических связей Эстония придерживается выработанных еще в первые годы. своей независимости  следующих основополагающих принципов: 

Во-первых, верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов; 

Во-вторых, равноправие  и взаимная выгода, невмешательство  во внутренние дела других государств; 

В-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости  от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности; 

В-четвертых, приоритет  норм международного права перед  внутригосударственным; 

В-пятых, развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений. 

Составной частью интеграции в мировое сообщество является развитие связей с различными региональными объединениями государств. Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными организациями, как Европейский  союз, ОБСЕ, НАТО, ЭКО, ОИК и другие. 

 Европейское  направление внешней политики  значительно расширилось — оно  включает как сотрудничество  с отдельными европейскими странами, так и в целом Европейский  континент, на котором успешно  осуществляется своя  региональная, европейская интеграция. 

Европейская составляющая интеграции Эстонии в мировое  сообщество жизненно важна с точки  зрения наших национальных интересов. Европа и в целом весь Запад  — это источник высоких технологий и инвестиций, это символ современной  демократии и прав человека. Все это жизненно необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратегической задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современным демократическим государством с устойчивым развитием. 

2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 

  

Распад СССР поставил все постсоветские государства  перед фактом необходимости разрешения сложных задач, которые были связаны  с возведением пограничных и  таможенных барьеров, отсутствием ценового механизма и необходимостью определения взаимовыгодных партнеров. С этого периода началась ускоренная переориентация эстонской экономики на новые страны - скандинавские, западноевропейские и восточноевропейские, которые все более снижали долю стран бывшего СССР. Одновременно были приняты меры по либерализации внешней торговой политики: отмена и снижение наиболее высоких таможенных тарифов на импортные и экспортные товары. К концу 1992 года все экспортные пошлины были упразднены, а импортные на ряд товарных ценностей были повышены. Снижению подверглись неакцизные товары. 

Приобретение  национальной независимости стран  СНГ существенным образом изменило страновые приоритеты в экспортной и импортной политике. Факторы, которые  привели к изменению географии внешней торговли, следующие: 

·         перераспределение грузопотоков между  партнерами СССР после распада СЭВ;  

·         изменение вектора экспортных и  импортных потоков после распада  СССР.  

В обоих случаях  привлекательными делали новые рынки, находящиеся за пределами СЭВ, следующие причины: гарантированная оплата в СКВ; инфляционные обстоятельства, трудности платежной системы, что давало возможность наращивать экспорт при условиях сокращения экспортных возможностей стран. Эйфория независимости делала предпочтительным для отечественных товаропроизводителей внутренний, а не внешний рынок; вступление стран СНГ в кризис производства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности.  

Для сбалансированности доходов необходимо использование  в экспортных целях больших ресурсов добывающей промышленности. Состояние  денежно-кредитной системы того периода приоритетным предопределило звенья производственной системы, работающие на экспорт. 

Следует отметить, что мировой рынок не оказывал существенного влияния на развитие экономики республик бывшего  СССР. На наш взгляд, факторообразующими данное явление служат: 

·               наличие жесткой политики изоляции, обусловленной ориентиром "догнать  и перегнать в развитии страны развитого мира";  

·               обладание богатым природным  потенциалом и трудовыми ресурсами, что формировало острую потребность в международном сотрудничестве;  

·               ограниченные потенциальные возможности  последствием интеграционного процесса в СЭВ;  

·               количественная и качественная закрепленность торговых партнеров СССР ограничивала возможности усиления сбалансированной валютной политики со странами мира, что подтверждается высокой долей стран СЭВ (62%) в международной торговле и низкой долей стран дальнего зарубежья (промышленно развитых - 22%, развивающихся - 11%);  

·              изолированность стран СССР от нового витка научно-технической революции, что предопределило в экспорте сдвиги, полярные международной торговле: топливо и сырье - 54%, доля машин и оборудования - 15%;  

Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства