Экономические основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:36, диссертация

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена политико-правовой и социально-экономической природой нового Российского государства, в фундаменте которого вызревают и начинают превалировать принципиально иные по сравнению с предшествующими социалистическими десятилетиями развития базисные экономические (рыночные) отношения. Как подчеркнул, выступая с ежегодным посланием Главы Российского государства Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений»1.

Содержание

Глава I. Понятие экономических основ конституционного строя

Российской Федерации 11

1. Основы конституционного строя как предмет

российской государственно-правовой науки 11

2. Проблемы современного подхода к определению

экономических основ конституционного строя 18

3. Роль экономических прав и свобод человека и гражданина в утверждении и реализации экономических основ конституционного

строя России 34

Глава II. Основные правовые институты-подсистемы экономических

основ конституционного строя Российской Федерации 91

1. Правовой институт собственности и его роль в системе экономических основ

конституционного строя 91

2. Бюджет Российской Федерации как

системообразующий фактор экономических основ

конституционного строя 104

3. Конституционные принципы банковской

деятельности в системе экономических основ конституционного строя Российской

Федерации 117

Заключение 172

Список использованных нормативных источников

и специальной литературы 173

Работа содержит 1 файл

Экономические основы конституционного строя.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Экономические основы конституционного строя

.

3.2.10. Экономические  основы конституционного строя

Конституция РФ закрепляет принцип экономической  свободы (рыночной экономики) в государстве  как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство  экономического пространства и  свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;

2) поддержка  конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

3) свобода  экономической деятельности. Это  собирательный принцип, означающий  применение диспозитивного метода  в регулировании хозяйственной  деятельности предпринимателей. Предпринимательской  является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

4) многообразие  и  равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» - собственность, принадлежать   всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие  и некоммерческие организации).

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права  собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и  другие природные ресурсы как  объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ). 
 

Введение 3

Глава I. Понятие экономических основ конституционного строя

Российской  Федерации 11

1. Основы конституционного  строя как предмет

российской  государственно-правовой науки 11

2. Проблемы современного  подхода к определению

экономических основ конституционного строя 18

3. Роль экономических  прав и свобод  человека и гражданина в утверждении и реализации экономических основ конституционного

строя России 34

Глава II. Основные правовые институты-подсистемы экономических

основ конституционного строя Российской Федерации 91

1. Правовой институт  собственности и  его роль в системе экономических основ

конституционного  строя 91

2. Бюджет Российской  Федерации как

системообразующий фактор экономических  основ

конституционного  строя 104

3. Конституционные  принципы банковской

деятельности  в системе экономических  основ конституционного строя Российской

Федерации 117

Заключение 172

Список  использованных нормативных  источников

и специальной литературы 173

 
Введение  к работе:
 
Актуальность  темы диссертационного исследования обусловлена политико-правовой и социально-экономической природой нового Российского государства, в фундаменте которого вызревают и начинают превалировать принципиально иные по сравнению с предшествующими социалистическими десятилетиями развития базисные экономические (рыночные) отношения. Как подчеркнул, выступая с ежегодным посланием Главы Российского государства Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений»1.

В качестве стержневой конструкции новой экономики  России выступают наиболее общие  конституционные принципы: народовластия (демократизма), правового социального  государства, разделения властей, неприкосновенности собственности, свободы договора, стабильности гражданского оборота. Как отмечает Г.А. Гаджиев, конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя3.

Одним из важнейших  последствий конституционной реформы  в Российской Федерации стало  прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных

Российская газета. 2003. 17 мая. №93 (3207). С. 4.

Подробнее об этом: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ 
гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). - М.: Юристъ, 2002. С. 8.

Там же.

трансформаций базисных экономических отношений  через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства. Как образно и весьма метко сформулировал сложившуюся в XXI веке в России модель общественного строя О.Е. Кутафин: «Трудно сказать, что последует в России после завершения переходного периода, однако несомненно, что закрепление в Конституции экономических или социальных основ, и даже основ общественного строя, не является признаком тоталитаризма, а лишь свидетельствует о том значении, которое государство придает соответствующим вопросам, и складывающиеся в этой сфере отношения могут быть составной частью предмета конституционного права»(подчеркнуто нами - А.К.).

Задача, таким  образом, поставлена и она подлежит научному и практическому разрешению. Свою лепту в эту проблему с  целью ее решения попытался внести и автор настоящей работы.

Состояние научной разработки диссертационной  темы.

Комплексный (междисциплинарный) характер исследуемой  проблематики предопределил обращение  к таким сферам юридической науки, как: государственное (конституционное) право, теория права и государства, финансовое (включая бюджетное) право, экономика и право и другим. Разумеется, в качестве системообразующего (парадигмального) критерия и условия выполнения исследования приоритетом пользовался механизм конституционно-правового регулирования в единстве предмета и метода государственно-правовой науки и отрасли.

Поставленные  в диссертации задачи могли быть решены при условии использования  и учета крупнейших достижений отечественных  и зарубежных ученых, среди которых: Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Л.В. Акопов, Н.Н. Алексеев, С.С. Алексеев, Р. Арон, Г.В. Атаманчук, A.M. Бабич,

См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристь, 2001. С. 28.

М.В. Баглай, П.Д. Баренбойм, А.А. Белкин, Ж.-Л. Бержель, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, С.Д. Валентей, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.В. Врублевская, Г.А. Гаджиев, Д. Гомьен, О.Н. Горбунова, Л. Дюги, С.А. Зинченко, В.Г. Игнатов, М.В. Карасева, Д.А. Ковачев, Е.И. Козлова, Т.В. Конюхова, Ю.А. Колесников, Ю.А. Крохина, В.А. Кряжков, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Кузнеченкова, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. May, И.В. Мухачев, О.А. Ногина, Ж.И. Овсепян, М.И. Пискотин, Н.Д. Погосян, Ю.М. Прусаков, В.А. Ржевский, О.Г. Румянцев, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Г.А. Тосунян, В.А. Туманов, И.А. Умнова, Ф.А. Хайек, P.O. Халфина, Н.И. Химичева, Б.В. Христенко, С.Д. Цыпкин, В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, А.И. Экимов и другие.

Ключевые  вопросы исследования экономических  основ конституционного строя Российской Федерации разработаны главным образом в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Е.И. Козловой, Ю.А. Крохиной, О.Е. Кутафина, В.И. Лафитского, М.И. Пискотина, О.Г. Румянцева, Г.П. Толстопятенко, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др.

Вместе с  тем работ, специально посвященных  современным экономическим основам  российского конституционного строя  явно недостаточно, практически отсутствуют  диссертации по этой проблематике, выполненные и защищенные юристами в последние годы. Такая слабая разработанность избранной темы обусловила основную цель и задачи настоящей работы.

Основная  цель диссертационного исследования состоит в четком теоретическом обосновании конституционно-правового института «экономические основы конституционного строя Российской Федерации» на базе системного анализа общих принципов и закономерных взаимосвязей

постулатов  государственно-правовой науки с нормами Конституции России.

В качестве подцелей (задач) диссертационной работы выступают проблемы, сформулированные в развернутом плане исследования. Суть их сводится к выявлению глубинной  государственно-правовой природы экономических  основ конституционного строя России как одной из главных категориальных констант государства и общества; показать роль экономических прав и свобод человека и гражданина, место и значение правового института собственности, бюджета и банковской деятельности в качестве подсистем общей системы «экономические основы конституционного строя» Российского государства.

Теоретико-методологической основой исследования служат как общенаучные методы познания — диалектический, историко-логический, функционально-аналитический, так и специальные методы - компаративно-правовой, формально-юридический, лингво-юридический, контент-анализа. Указанные комплексные и унифицированные методы применительно к настоящей работе позволили осуществить многоаспектный и в то же время конкретный анализ сложной конструкции «экономические основы конституционного строя» Российского государства. Это, в свою очередь, позволило логически обосновать и предложить ряд рекомендаций научного и практического свойства.

Нормативную базу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации, конституции входящих в нее республик, уставы других субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации,

акты палат  Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, Счетной палаты, а также законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, территориальных органов федеральных исполнительных органов и нормативные правовые документы органов местного самоуправления. К анализу привлекались и наиболее существенные для исследования проблематики диссертации законы и подзаконные акты СССР, РСФСР и Российской Федерации, действовавшие в предшествующие годы и утратившие силу в настоящее время.

Научная новизна диссертации заключается как в разработке авторской 
концепции экономических основ конституционного строя России, так и в 
системно-аналитическом исследовании экономических основ

конституционного  строя Российской Федерации в  условиях реформирования социально-экономического развития государства. Кроме того, в диссертации предложены авторские решения ряда актуальных вопросов государственно-правовой науки, завязанных на указанной проблематике.

Научная новизна  диссертационного исследования также находит свое отражение в положениях, выносимых на защиту.

На  защиту выносятся  следующие положения, отличающиеся новизной в развитии конституционно-правовой науки, а именно:

1. Обоснована  необходимость разграничения понятий  «основы конституционного строя» и «конституционные принципы». Понятие «основы конституционного строя» существенно шире дефиниции «конституционные принципы». При этом группы конституционных принципов в их имманентной взаимосвязи предопределяют содержание таких подсистем в общей системе основ конституционного строя, как: экономические, политические, социальные, духовно-нравственные юридические основы конституционного строя России.

2. Из признания  человека, его прав и свобод  высшей ценностью (статья 
2 Конституции РФ) не следует делать вывод о приоритете прав личности 
перед государством, получивший распространение в юридической литературе 
последних лет. Более взвешенной является концепция взаимной связи и 
ответственности государства и личности в их отношениях «партнерства» и 
солидарности в реализации законных интересов и потребностей друг друга.

3. В связи  с объективным процессом повышения  роли государства в 
регулировании экономических отношений на основе принципа свободы 
экономической деятельности, Федеральный Конституционный Закон «О 
Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ следует 
дополнить новеллами о принципах деятельности Правительства РФ в развитии 
экономических основ конституционного строя России. В частности 
необходимо внести дополнения в статьи 3 и 14 Федерального 
конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», о чем 
говориться в диссертации.

  1. Отождествление рыночной экономики с экономическими основами конституционного строя Российской Федерации некорректно, так как действующая Конституция Российской Федерации не содержит специальной нормы о такого рода совпадении, а положения ее статей 8 и 9 главы 1 «Основы конституционного строя» не могут быть пересмотрены иначе, как в порядке принятия нового Основного закона Российского государства.
  2. Анализ конституционного законодательства западных государств позволяет сделать вывод об отсутствии единства в определении конституционно-правового содержания права собственности. На наш взгляд, право собственности следует признать одним из естественных и неотъемлемых прав человека, которое вполне может считаться составной частью первого поколения прав человека.
  3. Федеральный бюджет Российского государства в качестве формы

образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления должен быть признан одной из важнейших подсистем экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

7. Требует  дополнительного конституционного  урегулирования статус Центрального  Банка РФ как банка, обеспечивающего экономические основы конституционного строя России. Принципы, определяющие конституционный статус субъектов банковской деятельности в России, следует включить в систему экономических основ конституционного строя Российского государства в качестве относительно самостоятельной подсистемы.

Практическая  значимость диссертации определяется ее направленностью на решение как общетеоретических, так и актуально-прикладных проблем укрепления и развития экономических основ конституционного строя Российской Федерации, усиление роли составляющих эти основы правовых институтов как взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Ряд положений, концептуальных выводов и конкретных рекомендаций, обоснованных в диссертации, могут быть использованы в законотворчестве и правоприменительной практике органов государственной власти и должностных лиц федерального, регионального и местного уровней. Полученные диссертантом результаты существенно важны для развития научного поиска в сфере теории конституционного права. Они вполне применимы в подготовке учебников и методических пособий по государственному (конституционному) праву, учебным курсам «Федеральное конституционное право», «Конституционная экономика», «Экономика и право»; могут быть использованы в ходе обучения студентов вузов, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов диссертационной  работы проводилась по

нескольким  направлениям: посредством внедрения  их в практику служебной и преподавательской  деятельности диссертанта, в ходе выступлений на научных конференциях и совещаниях различных уровней. Результаты работы были опубликованы в научных статьях, а также обобщенно представлены в авторской монографии. Общий объем публикаций составил 10.7 п.л.

Диссертация прошла обсуждение на кафедре государственного строительства и права Северо-Кавказской академии государственной службы, аспирантом которой и был диссертант.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа каждая (итого шесть параграфов), заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературных источников.

 

кономические  основы конституционного строя РФ.   

 Начнем с самых  общих конституционных основ,  которые составляют суть нового  демократического экономического базиса. В аспекте конституционно-нормативной части, содержащейся в Конституции, выделим самые главные, изначальные для экономического блока положения и нормы Конституции РФ в соответствии  с  нашим представле-

нием  о месте  и  значимости  экономических  основ  в структуре конститу-

циионного строя.   

  Во-первых, это декларированное в Преамбуле цель и задача обеспечения благополучия и процветания России.  

  Во-вторых, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4), т.е. названные категории по своему   смыслу  и  содержанию  имеют  специфическую субстанцию – они несут в себе экономико-правовую направленность, содержательность.    

В-третьих, единство экономического пространства, свободное переме-щение   товаров,  услуг  и  финансовых  средств,  поддержка  конкуренции,

свобода экономической деятельности. В  РФ признаются и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности.   

 Для экономической системы   Российской  Федерации  характерно  многообразие форм собственности.  Конституционное регулирование  отношений собственности имеет  свою специфику. Она выражается  в том, что главной задачей  является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.    

 Как устанавливает ст. 35 Конституции  РФ каждый имеет право иметь  имущество в собственности, владеть,  пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими людьми. Никто не  может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.   

 Законом запрещается и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения конкурирующих  хозяйствующих субъектов, имеющих  в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей.    

 Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.   

 Конституционное регулирование  отношений собственности имеет  свою специфику. Она выражается  в том, что главной задачей  является юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых  государством.        

 В России отношения собственности, которые не предусмотрены Консти-туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными за-конодательными актами, а также законодательными актами республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в  пределах их полномочий. 

Информация о работе Экономические основы конституционного строя